Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Первый Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Первый Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Первый Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Первый Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • «Бесы» и Россия

        «Бесы» и Россия

        «Бесы» и Россия

        В 2016 году исполняется 195 лет со дня рождения и 135 лет со дня смерти великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Очень значимые гражданские даты. Думающая Россия в этом году отмечает также 145 лет с момента первой публикации романа Ф.М. Достоевского «Бесы» в 1871 году в журнале «Русский вестник», издаваемом в тот период в Москве 6-ти тысячным тиражом. Интересно, что замысел романа-пророчества, романа-политического памфлета, романа-триллера сложился в целом к апрелю 1870 года, когда и родился В.И. Ульянов (Ленин).

        Февральские дни 2016 года открывают непродолжительный, всего в один год период, который предшествует крупнейшему, одному из самых противоречивых событий в истории нашего народа, 100-летию с момента крушения Российской империи в 1917 году.

        Вопрос даже не в том, что век тому назад беспощадный потоп двух переворотов — февральского и октябрьского поглотил великую православную мировую державу, и тем самым изменил весь мир. Вопрос в другом. Оказалось, что несмотря на многомиллионные жертвы, которые унесло лихолетье после 1917 года, главные болезни российского общества сохранились. Российское общество по-прежнему больно.

        Разорванность умов и полярность приверженностей ценностям огромны, сторонники «одного пути» и противники «другого пути» не примирились, погибель русского народа продолжается, о чем свидетельствует безжалостная статистика последних десятилетий.

        Ф.М. Достоевский, по оценкам многих его современников, в своем романе «Бесы» с беспощадностью к тогдашней действительности нарисовал нерадостные картины из жизни одного из российских губернских центров — «города бесов». В дальнейшем апологеты и критики романа эту площадку для анализа не меняли. Менялись акценты и всего лишь.

        Но мало кто обратил внимание на то, что роман «Бесы» — это не столько роман-пророчество, сколько роман-поучение будущим поколениям, всем нам, запутавшимся в истории царской империи, истории советской империи и том действе, которое нынче мы называем современностью.

        Ведь если мы даже сегодня, после того, что «бесовщина» натворила в России в ХХ веке, не будем честно и искренне сражаться на стороне сил добра, если наша любовь к России, вере и людям не разрешит очередной, очень опасный спор «отцов» и «детей», если мы не найдем ответ на вопрос, а кто же они «бесы» в нашем Отечестве сегодня есть угроза, что Россия может и не заметить, как превратится в «страну бесов».

        Несомненно, прав был знаменитый русский религиозный мыслитель и философ Н.А. Бердяев, который в 1920-е годы, уже находясь в эмиграции, писал: «Бесы» написаны о грядущем, скорее о нашем времени, чем о том времени«.

        Развивая это предположение можно утверждать, что «Бесы» — это роман о нашем времени, хотя и был написан почти полтора века назад.  Верно это утверждение или нет? Давайте, порассуждаем вместе.

        Повод ли отрекаться от Отечества — России, если в ней дела обстоят не так как в Европе, если на лицо экономическое и технологическое отставание?

        Повод ли следовать за одним из героев- «отцов» романа «Бесы» Степаном Трофимовичем Верховенским, который, разочаровавшись в воспитании новых поколений, мчался в клуб, выпивал, садился за карты и восклицал: «Э, погибай Россия!».

        Повод ли ненавидеть все русское, если ты по своей глупости не можешь оценить духовный, воинский, культурный и созидательный подвиг многотысячелетнего народа, если из сотен былинных героев знаешь столько, сколько на руке пальцев! Если умиляешься чему-то «чудному» из Европы, забывая, что это плод людей другого сознания, другой веры, другого образа жизни! Если в России готов заметить все соринки, а на Западе бревен не замечаешь!

        Повод ли следовать за «отцами», научившимися по мысли Ф.М. Достоевского, впадать не только в «гражданскую скорбь», но и «в шампанское»?

        Казалось бы, вопросы и выеденного яйца не стоят. Однако же, как показывает история все намного сложнее. 

        Далеко не все могли правильно оценить достоинства и недостатки в развитии современной им России второй половины XIX века, очень небольшому кругу людей удавалось устоять на родной русской почве, уметь видеть глубже и дальше... Ведь сражался же с «бесами» выдающийся богослов и церковный историк митрополит Московский и Коломенский Макарий, чье 200-летие со дня рождения мы в этом году отмечаем.

        Если отличительной чертой XYIII века стало стремление самых умных и талантливых людей России побывать в Европе, поучиться там лучшему опыту и..., конечно, домой, домой, в Россию! Чтобы в ней, матушке, устроить лучше, чем у вечных соперников, если не сказать резче. Ведь именно Европа была плацдармом многочисленных войн с Россией.

        Подучившиеся в Европе и правители России, и управители ее, и многомудрые таланты учреждали и строили, преобразовывали и модернизировали здесь, в России. Тратили деньги с умом, покупая в Европе лучшие мозги и тащили их к себе, на родину. С тем и Отечественную войну 1812 года выиграли и затем Европу приструнили.

        Но вот заигрались. Честь быть «управителем Европы» отодвинула на второй план главную задачу властей — ни дня без заботы об Отечестве, о воспитании новых поколений.

        А Европа, искупавшись в крови буржуазных революций, в XIX веке побежала вперед семимильными шагами. Росли экономики, росли богатства... Европа жирела, духовный мир упрощался и усложнялся, попирание духовных ценностей нарастало, дело двигалось сначала к кровавым революциям с коммунистическим замыслом, а когда европейский социализм в 1920-е гг. обанкротился, в 1933 г. полномасштабно проявилось бесовское рыло фашизма.

        А мы? Топтались на месте. На горбах государственных крестьян, коих было большинство, в технологический рай не въедешь. На нищете и бесправии крепостных, коих было меньшинство, капиталистическое воспроизводство не организуешь. Да и власти российские — весьма специфическая публика: без плети и думать не хотели, воровали, плохо детей воспитывали.

        По Ф.М.Достоевскому, «школьничая за шампанским», чуть встретив трудности, бежали в Европу, где и проматывали инвестиционный капитал своих поместий.

        Не все сразу, конечно, и не большинство. Но к 1917 году «отцы» вожжи уронили.

        А «дети»? Это были уже не тургеневские нигилисты в белых перчатках, не «бесы» у Ф.М.Достоевского с револьвером и топором... Это были интеллигенты-атеисты свихнувшиеся на «европейских книжках», рвущиеся к своим целям на броневиках, бронепоездах и «Аврорах», для которых чем больше крови инокомыслыщих и «вредных классов», тем «ближе коммунизм». А русский народ? Да, просто дрова для разжигания мировой революции.

        Так что, «дети» выросли и стали требовать, чтобы в России все обязательно было как в Европе. Одно поколение «отцов», напуганное декабрем 1825 года, породило «Базаровых», второе, испытав горечь итогов Крымской войны — «Верховенских с кольтом», а третье — «кровавую диктатуру» атеистов, инородцев, западников. Иначе, кто ты, если не стоишь на почве русской жизни, если не любишь человека, если глух к наследию тысячелетней истории России и православной веры народа. 

        В общем, сначала были «дети» чистенькими тургеневскими нигилистами, играли в новые идейки, в кружки, атеизм, соревновались, кто оригинальнее пнет ногой Православную, якобы отсталую Россию, и ярко похвалит революционную либеральную Европу. «Каша зла» заварилась. Пороки Запада и пороки России добавили приправы — «бесы» начали плодиться. Болела и Европа, и Россия. 

        Прошло время. Итак, поколение чистеньких нигилистов сменили новые «дети», с револьверами и бомбами, с кашей уже в голове, где всего было по чуть-чуть. Их то Ф.М. Достоевский и посчитал за «бесов», которым и Родина недорога, и вера православная — заблужденье, а Европа — путеводная звезда и светоч.

        Утратив почву Отечества, не желая ее преобразовывать трудом и подвижничеством, «дети» стали звать народ к топору.
        А что же «отцы»? Как же так получилось, что и француза побили, и поляков, и турок, и Европу в ежовых рукавицах держали, а воспитание новых поколений прохлопали? Как допустили, что русское наследие и традиции оказались попранными, а «бесовщина» захватила в плен и старые и молодые души?

        Чтобы как-то вразумить и власти России, и русское общество, заразившихся вирусом атеизма и переворота, Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» и в качестве эпитета, и сюжета в тексте произведения привел евангельское свидетельство, когда «бесы» — силы зла вышли из больного человека, вселились в свиней и те, все разом рухнули в пропасть. Господь спас больного, дав тому надежду на выздоровление.

        Один из «отцов» в романе «Бесы», уже упоминаемый мною Степан Трофимович Верховенский увидел в свидетельстве евангелиста Луки образ спасаемой России, из которой должны выйти «бесы» и рухнуть в пропасть. Но это будут, по его мнению, уже «не свиньи», а часть русских людей им уподобившихся — нигилисты-революционеры, которые готовы Россию променять за грош, которые «поют с чужого голоса», которых «пленяет не реализм» а «идеальная сторона социализма», которые «держатся новейшего принципа всеобщего разрушения для добрых окончательных целей».

        Но страшные картины романа «Бесы» мало тогда вразумили власти, тех, кто в первую голову должен был стоять на страже Отечества. Они-то, эти самые власти в центре и на местах царской России и не смогли стать подлинными «отцами». Ведь забыли главное. Тот, кто занимается воспитанием «детей», тот и ставит «спектакль будущего» для своего Отечества. Не поняли, что не главное все руководить и руководить, что нельзя не заниматься воспитанием новых поколений, что нельзя подавать дурной пример всей своей деятельностью, открыто демонстрировать, что ими же — «отцами» уже управляют «бесы». Двуличие, цинизм, ложь и как результат «дети» не только отринули «отцов», не только их предали, но и надсмеялись над ними. Надсмеялись и в романе «Бесы», и в России 1917 года.

        И не удивительно, что именно в декабре 1917 года выдающийся русский мыслитель, художник слова М.А.Волошин написал:

        «Сквозь пустоту державной воли
        Когда-то собранной Петром,
        Вся нежить хлынула в сей дом
        И на зияющем престоле,

        Над зыбким мороком болот
        Бесовский правит хоровод.
        Народ, безумием объятый,
        О камни бьется головой.

        И узы рвет, как бесноватый...
        И не смутится сей игрой
        Строитель внутреннего Града —
        Те бесы шумны и быстры:
        Они вошли в свиное стадо
        И в бездну ринутся с горы.»

        Правда истории горька. «Дети» Тургенева и Достоевского, порабощенные «бесами» и слившиеся с ними, оказались просто жалкими подмастерьями в сравнении с «детьми» двух русских переворотов 1917 года.

        Эти уж ни перед чем не останавливались, чтобы «перестроить» Россию на чуждый тысячелетней истории страны манер, добиться, не останавливаясь перед убийством миллионов, торжества теории и практики всеобщей свободы и всеобщего равенства и атеизма, о чем не имели никакого практического представления. Тот же Волошин писал: «Большевизмом заражены... те, которые пылают гневом классового мщения и валят своих врагов в одну кучу».

        На примере Волошина можно видеть, как развращали «бесы» — силы зла «детей». А.В.Амфитеатров писал о нем: «Кем только не перебывал чудодей в своих поисках проникновения в сверхчувственный мир? Масон „Великого Востока“, спирит, теософ, антропософ, возился с магами белыми и черными, присутствовал при сатанинских мессах; просвещался у иезуита Пирлинга...». И чем же он закончил? А тем, что в зрелые годы вернулся «домой» к православию. Видя, как «бесы» гонят свиней в пропасть гражданской войны, он в 1919 году писал:

        А я стою один меж них
        В ревущем пламени и дыме
        И всеми силами своими
        Молюсь за тех и за других.

        Вот и подумайте, разве отношения «отцов» и «детей» — это только внутрисемейные и внутрипоколенческие отношения.
        «Отцы» и «дети» — это не просто старшее и молодое поколения, не просто носители старых и новых ценностей и идей. «Отцы» и «дети» — это все общество, где силы добра без устали ведут борьбу с силами зла.

        Сегодня такая борьба ожесточена до предела. «Бесы» плодятся стаями. На стороне сил зла все враги России. У них та же цель, против которой восставал Ф.М.Достоевский — поработить дух, мысль и дело властей и народа России. Заставить их дуть в одну и ту же дудку. «Пусть расцветают все цветы!» — кричат «бесы». Красиво! Броско! Ярко! Ново! А то, что вместо цветов насаждаются ядовитые сорняки, которые вдыхает наша молодежь, думаем ли об этом?

        Можно добиться хоть фантастического экономического и финансового роста, но при том утратить главное — свою национальную почву, русскую почву, все самое прекрасное, что в русском народе во множестве и необъятности. И тогда «бесы» войдут не только в тех, кто движет рычагами управления, но в ту критическую часть народа, которая и погонит «стадо» в очередную пропасть.

        Разве не очевидно, что когда сегодня многие люди почти ничего полезного и умного не читают, а смотрят на экранах телевидения плоды «творчества» «бесов», когда не довольны тем, что делают на производстве, потому что работают как бы не на себя, а «на барина», когда бал во многих социумах правит иностранщина, когда в обществе не мало такого, о чем Н.А.Бердяев накануне 1917 года писал, что в петербургском воздухе ядовитые испарения, алкоголь, наркотики, богемная легкость связей, культ индивидуальности, аристократическое пренебрежение к «демосу», молодежь рвется в подвалы с названием «Бродячая собака» и так далее, может случится, что впору вновь для описания текущей обстановки придется обращаться к Евангелисту Луке, к его описанию «конца истории сбесившихся свиней».

        Тогда, 145 лет назад, большинство представителей власти и критиков от литературы посмеялись над романом «Бесы» Ф.М.Достоевского. Белгородец, ставший выдающимся русским философом и мыслителем, Н.Н.Страхов в письме к писателю заметил: «Я удивляюсь теперь учительности этого романа».

        Сколь же «учительности» нам еще надо? Неужто непонятно, что то, что непрерывно происходит в России в отношениях между «отцами» и «детьми» инсценировано «бесами», силами явного и скрытого зла.

        Попирается все лучшее из русской, из советской, из современной истории... И в тоже время восхваляется и пропагандируется западное, инородное. «Бесы» заползли в немалое число структур власти, в банки и министерства, в экономику и предпринимательство, в образование, в культуру..., в души людей. Чистоган денег, страсть наживы, гонка за богатством, пропасть между богатыми и бедными породили поколение «детей», которое мыслит брендами, говорит логотипами, переписывается наклейками.

        А «отцы»? Немалое их число — вольные и невольные актеры в спектакле «бесов», в большинстве случаев в бессилии перед американизацией и западничеством разводят руками...

        Ф.М. Достоевский, сам искушаемый «бесами», подарил нам великий роман-поучение. В апреле 1870 г. в письме к Н.Н.Страхову он написал: «Нигилисты и западники требуют окончательной плети». Высечь-то в романе удалось, а по факту реальной жизни России не получилось. За западниками пришло поколение большевиков...

        Читайте роман «Бесы»! Делайте выводы и действуйте на стороне сил добра. Сберегайте нашу Православную веру. Заботьтесь о душах и «отцов», и «детей». Мы обязаны спасти Россию, остановить и победить «бесов» XXI века.

        Виктор Овчинников, историк

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"