В 2016 году исполняется 195 лет со дня рождения и 135 лет со дня смерти великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Очень значимые гражданские даты. Думающая Россия в этом году отмечает также 145 лет с момента первой публикации романа Ф.М. Достоевского «Бесы» в 1871 году в журнале «Русский вестник», издаваемом в тот период в Москве 6-ти тысячным тиражом. Интересно, что замысел романа-пророчества, романа-политического памфлета, романа-триллера сложился в целом к апрелю 1870 года, когда и родился В.И. Ульянов (Ленин).
Февральские дни 2016 года открывают непродолжительный, всего в один год период, который предшествует крупнейшему, одному из самых противоречивых событий в истории нашего народа, 100-летию с момента крушения Российской империи в 1917 году.
Вопрос даже не в том, что век тому назад беспощадный потоп двух переворотов — февральского и октябрьского поглотил великую православную мировую державу, и тем самым изменил весь мир. Вопрос в другом. Оказалось, что несмотря на многомиллионные жертвы, которые унесло лихолетье после 1917 года, главные болезни российского общества сохранились. Российское общество по-прежнему больно.
Разорванность умов и полярность приверженностей ценностям огромны, сторонники «одного пути» и противники «другого пути» не примирились, погибель русского народа продолжается, о чем свидетельствует безжалостная статистика последних десятилетий.
Ф.М. Достоевский, по оценкам многих его современников, в своем романе «Бесы» с беспощадностью к тогдашней действительности нарисовал нерадостные картины из жизни одного из российских губернских центров — «города бесов». В дальнейшем апологеты и критики романа эту площадку для анализа не меняли. Менялись акценты и всего лишь.
Но мало кто обратил внимание на то, что роман «Бесы» — это не столько роман-пророчество, сколько роман-поучение будущим поколениям, всем нам, запутавшимся в истории царской империи, истории советской империи и том действе, которое нынче мы называем современностью.
Ведь если мы даже сегодня, после того, что «бесовщина» натворила в России в ХХ веке, не будем честно и искренне сражаться на стороне сил добра, если наша любовь к России, вере и людям не разрешит очередной, очень опасный спор «отцов» и «детей», если мы не найдем ответ на вопрос, а кто же они «бесы» в нашем Отечестве сегодня есть угроза, что Россия может и не заметить, как превратится в «страну бесов».
Несомненно, прав был знаменитый русский религиозный мыслитель и философ Н.А. Бердяев, который в 1920-е годы, уже находясь в эмиграции, писал: «Бесы» написаны о грядущем, скорее о нашем времени, чем о том времени«.
Развивая это предположение можно утверждать, что «Бесы» — это роман о нашем времени, хотя и был написан почти полтора века назад. Верно это утверждение или нет? Давайте, порассуждаем вместе.
Повод ли отрекаться от Отечества — России, если в ней дела обстоят не так как в Европе, если на лицо экономическое и технологическое отставание?
Повод ли следовать за одним из героев- «отцов» романа «Бесы» Степаном Трофимовичем Верховенским, который, разочаровавшись в воспитании новых поколений, мчался в клуб, выпивал, садился за карты и восклицал: «Э, погибай Россия!».
Повод ли ненавидеть все русское, если ты по своей глупости не можешь оценить духовный, воинский, культурный и созидательный подвиг многотысячелетнего народа, если из сотен былинных героев знаешь столько, сколько на руке пальцев! Если умиляешься чему-то «чудному» из Европы, забывая, что это плод людей другого сознания, другой веры, другого образа жизни! Если в России готов заметить все соринки, а на Западе бревен не замечаешь!
Повод ли следовать за «отцами», научившимися по мысли Ф.М. Достоевского, впадать не только в «гражданскую скорбь», но и «в шампанское»?
Казалось бы, вопросы и выеденного яйца не стоят. Однако же, как показывает история все намного сложнее.
Далеко не все могли правильно оценить достоинства и недостатки в развитии современной им России второй половины XIX века, очень небольшому кругу людей удавалось устоять на родной русской почве, уметь видеть глубже и дальше... Ведь сражался же с «бесами» выдающийся богослов и церковный историк митрополит Московский и Коломенский Макарий, чье 200-летие со дня рождения мы в этом году отмечаем.
Если отличительной чертой XYIII века стало стремление самых умных и талантливых людей России побывать в Европе, поучиться там лучшему опыту и..., конечно, домой, домой, в Россию! Чтобы в ней, матушке, устроить лучше, чем у вечных соперников, если не сказать резче. Ведь именно Европа была плацдармом многочисленных войн с Россией.
Подучившиеся в Европе и правители России, и управители ее, и многомудрые таланты учреждали и строили, преобразовывали и модернизировали здесь, в России. Тратили деньги с умом, покупая в Европе лучшие мозги и тащили их к себе, на родину. С тем и Отечественную войну 1812 года выиграли и затем Европу приструнили.
Но вот заигрались. Честь быть «управителем Европы» отодвинула на второй план главную задачу властей — ни дня без заботы об Отечестве, о воспитании новых поколений.
А Европа, искупавшись в крови буржуазных революций, в XIX веке побежала вперед семимильными шагами. Росли экономики, росли богатства... Европа жирела, духовный мир упрощался и усложнялся, попирание духовных ценностей нарастало, дело двигалось сначала к кровавым революциям с коммунистическим замыслом, а когда европейский социализм в 1920-е гг. обанкротился, в 1933 г. полномасштабно проявилось бесовское рыло фашизма.
А мы? Топтались на месте. На горбах государственных крестьян, коих было большинство, в технологический рай не въедешь. На нищете и бесправии крепостных, коих было меньшинство, капиталистическое воспроизводство не организуешь. Да и власти российские — весьма специфическая публика: без плети и думать не хотели, воровали, плохо детей воспитывали.
По Ф.М.Достоевскому, «школьничая за шампанским», чуть встретив трудности, бежали в Европу, где и проматывали инвестиционный капитал своих поместий.
Не все сразу, конечно, и не большинство. Но к 1917 году «отцы» вожжи уронили.
А «дети»? Это были уже не тургеневские нигилисты в белых перчатках, не «бесы» у Ф.М.Достоевского с револьвером и топором... Это были интеллигенты-атеисты свихнувшиеся на «европейских книжках», рвущиеся к своим целям на броневиках, бронепоездах и «Аврорах», для которых чем больше крови инокомыслыщих и «вредных классов», тем «ближе коммунизм». А русский народ? Да, просто дрова для разжигания мировой революции.
Так что, «дети» выросли и стали требовать, чтобы в России все обязательно было как в Европе. Одно поколение «отцов», напуганное декабрем 1825 года, породило «Базаровых», второе, испытав горечь итогов Крымской войны — «Верховенских с кольтом», а третье — «кровавую диктатуру» атеистов, инородцев, западников. Иначе, кто ты, если не стоишь на почве русской жизни, если не любишь человека, если глух к наследию тысячелетней истории России и православной веры народа.
В общем, сначала были «дети» чистенькими тургеневскими нигилистами, играли в новые идейки, в кружки, атеизм, соревновались, кто оригинальнее пнет ногой Православную, якобы отсталую Россию, и ярко похвалит революционную либеральную Европу. «Каша зла» заварилась. Пороки Запада и пороки России добавили приправы — «бесы» начали плодиться. Болела и Европа, и Россия.
Прошло время. Итак, поколение чистеньких нигилистов сменили новые «дети», с револьверами и бомбами, с кашей уже в голове, где всего было по чуть-чуть. Их то Ф.М. Достоевский и посчитал за «бесов», которым и Родина недорога, и вера православная — заблужденье, а Европа — путеводная звезда и светоч.
Утратив почву Отечества, не желая ее преобразовывать трудом и подвижничеством, «дети» стали звать народ к топору.
А что же «отцы»? Как же так получилось, что и француза побили, и поляков, и турок, и Европу в ежовых рукавицах держали, а воспитание новых поколений прохлопали? Как допустили, что русское наследие и традиции оказались попранными, а «бесовщина» захватила в плен и старые и молодые души?
Чтобы как-то вразумить и власти России, и русское общество, заразившихся вирусом атеизма и переворота, Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» и в качестве эпитета, и сюжета в тексте произведения привел евангельское свидетельство, когда «бесы» — силы зла вышли из больного человека, вселились в свиней и те, все разом рухнули в пропасть. Господь спас больного, дав тому надежду на выздоровление.
Один из «отцов» в романе «Бесы», уже упоминаемый мною Степан Трофимович Верховенский увидел в свидетельстве евангелиста Луки образ спасаемой России, из которой должны выйти «бесы» и рухнуть в пропасть. Но это будут, по его мнению, уже «не свиньи», а часть русских людей им уподобившихся — нигилисты-революционеры, которые готовы Россию променять за грош, которые «поют с чужого голоса», которых «пленяет не реализм» а «идеальная сторона социализма», которые «держатся новейшего принципа всеобщего разрушения для добрых окончательных целей».
Но страшные картины романа «Бесы» мало тогда вразумили власти, тех, кто в первую голову должен был стоять на страже Отечества. Они-то, эти самые власти в центре и на местах царской России и не смогли стать подлинными «отцами». Ведь забыли главное. Тот, кто занимается воспитанием «детей», тот и ставит «спектакль будущего» для своего Отечества. Не поняли, что не главное все руководить и руководить, что нельзя не заниматься воспитанием новых поколений, что нельзя подавать дурной пример всей своей деятельностью, открыто демонстрировать, что ими же — «отцами» уже управляют «бесы». Двуличие, цинизм, ложь и как результат «дети» не только отринули «отцов», не только их предали, но и надсмеялись над ними. Надсмеялись и в романе «Бесы», и в России 1917 года.
И не удивительно, что именно в декабре 1917 года выдающийся русский мыслитель, художник слова М.А.Волошин написал:
«Сквозь пустоту державной воли
Когда-то собранной Петром,
Вся нежить хлынула в сей дом
И на зияющем престоле,
Над зыбким мороком болот
Бесовский правит хоровод.
Народ, безумием объятый,
О камни бьется головой.
И узы рвет, как бесноватый...
И не смутится сей игрой
Строитель внутреннего Града —
Те бесы шумны и быстры:
Они вошли в свиное стадо
И в бездну ринутся с горы.»
Правда истории горька. «Дети» Тургенева и Достоевского, порабощенные «бесами» и слившиеся с ними, оказались просто жалкими подмастерьями в сравнении с «детьми» двух русских переворотов 1917 года.
Эти уж ни перед чем не останавливались, чтобы «перестроить» Россию на чуждый тысячелетней истории страны манер, добиться, не останавливаясь перед убийством миллионов, торжества теории и практики всеобщей свободы и всеобщего равенства и атеизма, о чем не имели никакого практического представления. Тот же Волошин писал: «Большевизмом заражены... те, которые пылают гневом классового мщения и валят своих врагов в одну кучу».
На примере Волошина можно видеть, как развращали «бесы» — силы зла «детей». А.В.Амфитеатров писал о нем: «Кем только не перебывал чудодей в своих поисках проникновения в сверхчувственный мир? Масон „Великого Востока“, спирит, теософ, антропософ, возился с магами белыми и черными, присутствовал при сатанинских мессах; просвещался у иезуита Пирлинга...». И чем же он закончил? А тем, что в зрелые годы вернулся «домой» к православию. Видя, как «бесы» гонят свиней в пропасть гражданской войны, он в 1919 году писал:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Вот и подумайте, разве отношения «отцов» и «детей» — это только внутрисемейные и внутрипоколенческие отношения.
«Отцы» и «дети» — это не просто старшее и молодое поколения, не просто носители старых и новых ценностей и идей. «Отцы» и «дети» — это все общество, где силы добра без устали ведут борьбу с силами зла.
Сегодня такая борьба ожесточена до предела. «Бесы» плодятся стаями. На стороне сил зла все враги России. У них та же цель, против которой восставал Ф.М.Достоевский — поработить дух, мысль и дело властей и народа России. Заставить их дуть в одну и ту же дудку. «Пусть расцветают все цветы!» — кричат «бесы». Красиво! Броско! Ярко! Ново! А то, что вместо цветов насаждаются ядовитые сорняки, которые вдыхает наша молодежь, думаем ли об этом?
Можно добиться хоть фантастического экономического и финансового роста, но при том утратить главное — свою национальную почву, русскую почву, все самое прекрасное, что в русском народе во множестве и необъятности. И тогда «бесы» войдут не только в тех, кто движет рычагами управления, но в ту критическую часть народа, которая и погонит «стадо» в очередную пропасть.
Разве не очевидно, что когда сегодня многие люди почти ничего полезного и умного не читают, а смотрят на экранах телевидения плоды «творчества» «бесов», когда не довольны тем, что делают на производстве, потому что работают как бы не на себя, а «на барина», когда бал во многих социумах правит иностранщина, когда в обществе не мало такого, о чем Н.А.Бердяев накануне 1917 года писал, что в петербургском воздухе ядовитые испарения, алкоголь, наркотики, богемная легкость связей, культ индивидуальности, аристократическое пренебрежение к «демосу», молодежь рвется в подвалы с названием «Бродячая собака» и так далее, может случится, что впору вновь для описания текущей обстановки придется обращаться к Евангелисту Луке, к его описанию «конца истории сбесившихся свиней».
Тогда, 145 лет назад, большинство представителей власти и критиков от литературы посмеялись над романом «Бесы» Ф.М.Достоевского. Белгородец, ставший выдающимся русским философом и мыслителем, Н.Н.Страхов в письме к писателю заметил: «Я удивляюсь теперь учительности этого романа».
Сколь же «учительности» нам еще надо? Неужто непонятно, что то, что непрерывно происходит в России в отношениях между «отцами» и «детьми» инсценировано «бесами», силами явного и скрытого зла.
Попирается все лучшее из русской, из советской, из современной истории... И в тоже время восхваляется и пропагандируется западное, инородное. «Бесы» заползли в немалое число структур власти, в банки и министерства, в экономику и предпринимательство, в образование, в культуру..., в души людей. Чистоган денег, страсть наживы, гонка за богатством, пропасть между богатыми и бедными породили поколение «детей», которое мыслит брендами, говорит логотипами, переписывается наклейками.
А «отцы»? Немалое их число — вольные и невольные актеры в спектакле «бесов», в большинстве случаев в бессилии перед американизацией и западничеством разводят руками...
Ф.М. Достоевский, сам искушаемый «бесами», подарил нам великий роман-поучение. В апреле 1870 г. в письме к Н.Н.Страхову он написал: «Нигилисты и западники требуют окончательной плети». Высечь-то в романе удалось, а по факту реальной жизни России не получилось. За западниками пришло поколение большевиков...
Читайте роман «Бесы»! Делайте выводы и действуйте на стороне сил добра. Сберегайте нашу Православную веру. Заботьтесь о душах и «отцов», и «детей». Мы обязаны спасти Россию, остановить и победить «бесов» XXI века.
Виктор Овчинников, историк