Р-р-а-а-з! — деревянная бита, в меру тяжелая палка с жестяными кольцами для крепости, через весь двор летит в «город» распечатывать городошное «письмо». Эх, недолет! Промазал! Только один из ближних городков отскакивает в сторону. Значит, попытки выбить с первого удара средний городок — «марку» — будут продолжены.
Мы, ребята с вологодской улицы, играем уже давно, «письмо» — последняя фигура в нашей игре, но самая трудная. Нужно попасть с одного удара точно в середину «города», выбить «марку», не тронув другие, расставленные по четырем углам, деревянные чурки. Городки — прекрасная игра. Щелкают по земле летящие одна за другой биты, поднимая пыль, городки высоко отскакивают от ударов, чуть не разбивая стекла в окнах, в строгой последовательности выстраиваются фигуры: «пушка», «вилка», «звезда», «стрелка», «колодец», который можно было выбить с одного хлесткого удара, также, как и «пулемет», и еще девять фигур, и каждая со своим подходом и хитростью.
Говорят, что игры воспитывают детей не хуже, чем родители. Здесь сравнения неуместны: каждому — своё. Вряд ли разумные родители специально будут учить своих отпрысков плохому, а вот игры — могут. К примеру, нынешние, компьютерные «пулялки-стрелялки», как известно, не развивают ни ловкости, ни таланта. Но главная разница в том, что мы играли в игры сами, мы были деятельны в игре, а компьютерные игры, напротив, играют вами, т. е. детьми.
Наши игры были другими. Если мы и играли в «войну», то не ставили целью обязательно «расстрелять» противника, коварно ударить его из-за угла, обмануть, над ним позлорадствовать. Животные инстинкты вообще в этих коллективных играх отсутствовали. Отличались те ребята, кто проявлял выдумку, смелость, храбрость, приходил на помощь, был в своих действиях быстр и ловок. На «миру», даже детском, не принято было выставлять плохие качества, они сразу замечались, и такой игрок быстро выбывал из игры.
Да, мы познавали мир через общие увлечения, которые рождали потребность в крепкой дружбе и в верном товариществе, а, значит, и во взаимопомощи, в согласии и верности. Предать друга — не было ничего хуже. Бросить в беде товарища — такое не прощалось. Игры воспитывали в нас лучшие качества характеров. Шел постоянный отбор того, что можно, что нельзя. Главное, что здесь мы сами понимали, доходили своими умишками, почему можно, а почему все-таки нельзя.
Русским играм посвящены немногие книги, но, к счастью, достаточно полные. Конечно, это «Лад» Василия Белова с его блестящей главой «Игры», в которой говорится о народной педагогике и значении игр в воспитании человека, где писатель делает упор на творческое начало в познании окружающего мира. Выдающимся исследованием я бы назвал монографию И. А. Морозова и И. С. Слепцовой «Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.)», написанную по результатам этнографических экспедиций, на основе анализа старинных источников, других данных, в которой проанализированы 800 (!) вариантов развлечений, игр, этикетных действий, бытовавших у нас еще сравнительно недавно. Тысячестраничный кропотливый труд открывает перед читателями малоизвестную картину живых народных обычаев и нравов, стройную систему воспитания и освоения человеком эстетики прекрасного, мир неистощимой фантазии и морально-нравственных устоев, которыми руководствовались и с которыми жили наши предки. Если бы не многочисленные примеры и свидетельства, не строго научный слог исследования, не авторская взвешенность выводов и оценок, не развернутая в книге широта бурной жизни народной Руси, то, читая ее, невольно закрадывалось бы сомнение: мы ли в действительности эти люди, с нами ли такое было?..
В них, в этих книгах, рассматривается лишь крестьянский быт и анализируются крестьянские игры. Городскими увеселениями никто не занимался. Они, конечно, не идут ни в какое сравнение с многообразием и разносторонностью сельских игр и забав. Многие из них ведут свою родословную от своих деревенских прототипов, пройдя определенную городскую трансформацию. В других более явственно проступает оригинальное городское начало. Явных границ, как и в остальных сферах русской жизни, в городских и деревенских играх не существовало. «Знать, столица та была не далече от села», — устами Петра Павловича Ершова в «Коньке-Горбунке» сказано по этому поводу главное.
Но вернусь к городкам. Пусть меня здесь и оспорят, но я не знаю другой самой-самой русской игры, чем городки. И как многое наше национально-самобытное, увы, забытой. Почему? Давайте, пока за окном гуляют последние метели, поразмышляем. В городки на Руси играли с седой древности, как и в лапту. В Великом Новгороде находят деревянные чурки для этой игры. В такой традиции имеется все-таки и не один спортивный интерес, а нечто более для нас значительное и характерное. Это игра коллективная, команда на команду, чтобы доказать свое честное и бесспорное по результату право на первенство. Это игра удалая, залихватская, от начала до конца притягивающая к себе внимание болельщиков и развивающаяся в своем действии от простого к всё более сложному игровому испытанию. Это игра умная по неспешному, вдумчивому темпу, обстоятельная и длинная. И сподручным инвентарем для нее являются деревянные биты и городки, не требующие каких-либо вычурных наворотов. Всё очень понятно и знакомо. Но эта простота, как и всё у русских, сложна в своем игровом испытании. Попробуй, уложи, кинь палку точно в цель, выбей все 15 фигур.
Увлекательнейшая игра на свежем воздухе, с разнообразием вариантов-фигур, которая позволяла одновременно «уходить в себя» и быть постоянно на виду, вырабатывавшая точность глазомера, силу удара и точность попадания, пользовалась такой популярностью среди всех слоев общества, всех возрастов, что народность ее была зафиксирована в первых Всесоюзных соревнованиях по городкам в 1923 году, когда были определены правила и сам порядок соревнований, а количество и названия фигур появились в 1933 году. Последние несут на себе печать времени — здесь и фигура «звезда», правда, четырехугольная, чтобы, очевидно, не выбивать из поля новый советский символ, и «коленчатый вал» (дань индустриализации), и военная символика — фигуры «артиллерия», «пулеметное гнездо», «часовые», «самолет» и «тир». Связь с деревенскими традициями, с колхозным селом — в фигурах «серп» и «колодец». Как тогда писали, старины и новины здесь находились в полной гармонии и согласии.
Игра, что важно, искусственно не насаждалась, была массовой, общенародной, демократичной — от деревенских дворов до закрытых партийных дачных хозяйств. Победное шествие городков привело к чемпионатам СССР по городошному спорту, проводившихся с 1936 года. Как это всё дисгармонирует с нынешней забавой — игрой в боулинг, дорогостоящим удовольствием, где для клиентов (не для спортсменов же!) предусмотрены все виды расслабления — от стойки бара до самовосстанавливающихся кеглей. И что толку катать по узкой дорожке тяжелые шары?! Есть в этой игре (или, скорее, развлечении) по сравнению с городками какая-то механистичность.
Наши городки — это такая же творческая игра, как и все другие русские игры. Они воспитывают характер. Требуют ловкости в движениях, атлетической подготовки, психологической выдержки. Игра в городки с новым энтузиазмом, уже от общей военной победы, возобновилась сразу после войны. Я как раз застал этот феноменальный интерес к городкам, уступавший разве что футболу, другой общенародной игре. В 60-70-х годах XX века игрой занимались в стране 350 тысяч человек!
С уходом в прошлое идей коллективизма игра в городки практически прекратила свое существование, оставшись спортом для немногих энтузиастов. Трудно лет сорок тому назад было поверить в то, что в моей родной Вологде останется лишь одна городошная площадка. Я пробрался к ней как-то зимой, и хотя она была заметена снегом, но все же заметил, что порядок на ней поддерживается, срублена даже новая сторожка для спортсменов и судей, натянуты сетки.
Городки с трудом, но возрождаются. Как часто бывает, интерес к ним в России питается заграницей. На городошных сайтах в интернете можно увидеть аккуратные, ухоженные площадки в Германии, Финляндии, Швеции. Появились новые полимерные покрытия «городов», изменился спортивный инвентарь — от составных финских бит до самих городков. Функционируют Международная федерация городошного спорта и Федерация городошного спорта России. Проводятся всероссийские соревнования, международные чемпионаты
Приобретут ли массовость городки? Почему бы и нет, если это народная, умная и красивая игра. Финны у нас и здесь перехватывают инициативу — ввели свои правила, технику игры. Если включат городки в олимпийские виды спорта (хотя до этого далеко), то не получится ли так, что этой игрой будут названы «suomi gorodki»?..
В последние годы и вологодские городошники тряхнули стариной — провели городские соревнования. На Вологду, как на землю обетованную, тогда, в 2007 году, обратили внимание спортивные федерации. В соревнованиях участвовали 480 человек, количество всех поразившее. Тут же родились предложения провести в нашем городе чемпионат страны и даже чемпионат мира! Президент Международной федерации городошного спорта Евгений Михайлович Артамонов тогда написал: «Крупнейшие соревнования по уникальной старинной русской игре в русском городе Вологде, как нигде в мире, ни в каком другом городе России, послужат возрождению городошного спорта. Городошные площадки в Вологде находятся прямо под стенами древнего Вологодского кремля и Софийского собора — памятника архитектуры XVI века мирового значения».
Может, мы и увидим еще эти городошные фиесты или лучше по-русски сказать — игрища. Вологда должна стать спортивной столицей игры в городки. Всё здесь сходится — и здоровый консерватизм вологжан, и склонность их к соблюдению традиций, и неспешность местной жизни. Народный спорт может начать возрождаться с городков — игры скромной, достойной, не требующей миллионных затрат, закрытых кортов и ледовых дворцов. Вперед, играть в городки!
Вадим Дементьев
Айда играть в городки!
04 февраля 2013 года
На дворе зима. Какие там игры в городки, если кто еще не забыл эту русскую народную забаву?! Самое время сейчас до масленицы бегать на лыжах, кататься на коньках или с гор на санках. «Зима недаром злится...». Пусть еще напоследок посыплет снежком и ободрит холодом. Ждать ее нового прихода нам до ноября месяца. И все-таки о городках...
На дворе зима. Какие там игры в городки, если кто еще не забыл эту русскую народную забаву?! Самое время сейчас до масленицы бегать на лыжах, кататься на коньках или с гор на санках. «Зима недаром злится...». Пусть еще напоследок посыплет снежком и ободрит холодом. Ждать ее нового прихода нам до ноября месяца. И все-таки о городках...