С этой инициативой вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил на заседании Межведомственной рабочей группы по разработке мер господдержки производства и продаж гражданских самолетов.
Поводом для очередного разговора в пользу отечественного авиастроения стала авиакатастрофа американского «Боинга 747» при посадке в Казани. Версия о технической причине аварии тщательно ретушируется в СМИ, поскольку речь идет о сверхприбыльном рынке для западных транснациональных корпораций. Но трагедия раскрыла глаза на вопиющий факт: подавляющую часть гражданского авиапарка в России составляют иностранные самолеты, бывшие в употреблении более десяти, а иногда и двадцати лет, которые при этом оснащаются б/у деталями при ремонте. На этом фоне прозвучали обоснованные требования российских авиаконструкторов, летчиков и просто заинтересованных граждан запретить иностранный «авиахлам» в стране или хотя бы ограничить его ввоз, введя моратория на использование самолетов старше 20 лет.
На ситуацию пришлось отреагировать министру транспорта Максиму Соколову, который прокомментировал требование граждан в эфире телеканала НТВ. По словам Соколова такого нормативного или правового понятия (как запрет эксплуатации старых самолетов) в принципе не существует: «Есть понятие летной годности. И каждое судно вне зависимости от возраста обладает этим сертификатом летной годности. Вводить какие-то запреты в отношении предельного срока службы самолета или их эксплуатации экспертное сообщество считает преждевременным».
Соколов не пояснил, что это за экспертное сообщество, из каких экспертов оно состоит и на какую страну они работают. Кроме того, если какого-то нормативного акта не существует, это не значит, что такой акт нельзя принять. Остается непонятным, будет ли правительство защищать безопасность граждан в достаточной мере под давлением транснациональных капиталов.
Но помимо безопасности существует вопрос элементарной национальной выгоды. Новая продукция российских авиазаводов не может пробить себе путь на внутренний рынок, пока он завален дешевым авиахламом на грани истечения летной годности. Именно на эту проблему и обратил внимание вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Мы сейчас убеждаем частные компании покупать отечественную авиационную технику, а государственные компании этого не делают, поэтому давайте сформулируйте поручение на сей счет, пусть исполняют».
Как отметил вице-премьер, его предложение касается, в том числе, и самолетов ВИП-класса. Он напомнил, что президент Владимир Путин на прошлой неделе заявил о необходимости ускорения работ по двигателестроению. Это, в первую очередь, необходимо для скорейшего ввода в эксплуатацию нового магистрального самолета МС-21, который в серии будет называться Як-242.
На сайте телекомпании НТВ напоминают, что предложение поддерживать производителей отечественных самолетов уже звучали в Госдуме. Зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев считает, что российским авиакомпаниями следует запретить покупку подержанных самолетов иностранного производства.
По сообщению СМИ
Авиационные госкомпании обяжут закупать отечественные самолеты
Авиационные госкомпании обяжут закупать отечественные самолеты