В Интеллектуальном центре Северного Арктического федерального университета прошло заседание дискуссионного клуба ВРНС на тему «Церковь и музеи: путь к диалогу», организованное Архангельским региональным отделением.
Предстоящая передача Исаакиевского собора в пользование Церкви — это серьезный символический шаг к изменению концепта государственно-церковных отношений в России. К такому выводу пришли участники дискуссионного клуба при региональном отделении Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в Архангельске.
Заседание клуба на тему «Церковь и музеи: путь к диалогу» прошло в Интеллектуальном центре Северного Арктического федерального университета. Участниками встречи стали священнослужители, музейные работники, деятели искусств и журналисты.
По мнению дискуссантов, десакрализованный храм являет собой глубинное искажение русской культурной матрицы, поэтому возвращение Исаакия — это принципиальный шаг государства в формировании национальной идентичности. Страсти, разгоревшиеся вокруг передачи собора, высветили застарелые общественные проблемы: отсутствие всяческой культуры диалога и агрессивную непримиримость к идеологическому врагу.
«Резко неприязненное отношение к человеку иных взглядов — это трагическое наследие советской эпохи, — поделился размышлениями один из участников встречи игумен Феодосий (Нестеров), глава епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. — Нас долго учили классовому неприятию друг друга, когда, если ты прав, нужно „зачистить“ оппонентов. Нам внушали, что свободное от оппонентов общество будет счастливым. Когда-то религиозное видение мира в целом было объявлено глупостью. Сейчас даже в церковной среде можно встретить неуважение к людям иных взглядов, нетерпимость. Нам нужно вернуться к святоотеческому представлению о необходимости принимать любого человека, отрицая его ереси, заблуждения и грехи».
По мысли другого гостя дискуссионного клуба, руководителя епархиальной пресс-службы Михаила Насонова, любую конфликтную ситуацию в обществе можно решить только путем диалога: «Музейные работники должны увидеть в иконах и храмах не только культурные объекты, но и святыни, чтимые миллионами людей. А священнослужители должны правильно сохранять переданные Церкви памятники, перенимая опыт музеев и активно приглашая их к сотрудничеству». Среди примеров удачного соработничества Церкви и музейного сообщества Михаил Насонов назвал модель, выстроенную в Троице-Сергиевой лавре.
Светлана Тюкина, доцент Северного Арктического федерального университета, отметила, что, обсуждая будущее Исаакиевского собора, следует помнить его особенную историю. Он возводился в эпоху, когда Церковь была частью государства. «Сейчас же Церковь и государство разделены между собой, но Исаакий, среди прочих объектов культуры, как тогда, так и сегодня принадлежит государству. Общеизвестны истории, когда храмы отдаются Церкви, но состояние их ухудшается», — сказала Светлана Тюкина.
По словам сотрудника САФУ, в дореволюционный период культура нашей страны потеряла многие шедевры, потому что не было принято относиться к иконе как к памятнику: «В советское время и до сих пор музейщики ведут огромные реставрационные работы по восстановлению икон. Дай Бог, чтобы наша надежда на то, что Церковь будет заниматься реставрацией переданных ей памятников, оправдывалась».
Научный сотрудник музея деревянного зодчества «Малые Корелы» Денис Данилов призвал не забывать о том, что памятники старины раскрываются сознанию людей нынешнего поколения, когда на них проливается свет живой духовной традиции, подарившей миру эти уникальные артефакты.
«В пространстве нашего музея стоят величественные храмы и часовни, сохранились интересные старообрядческие интерьеры. Как научный сотрудник я стараюсь показать людям, что культура есть тихая проповедь Евангелия через образцы христианского искусства, иконы, памятники ставрографии и книги», — сказал Денис Данилов.
Он призвал посмотреть на духовную культуру как на ядро жизнеспособности народа: «Сильная Россия никому не нужна. В экономическом отношении мы сейчас мало что значим, являясь лишь источником природных ресурсов. Силой, конечно, нас не возьмешь, но можно разрушить нашу внутреннюю жизнь, переформатируя традиции. Можно здесь вспомнить попытки выстраивания ложных представлений о поморской культуре как чуждой общерусской идентичности. Увы, объединить людей на основе страсти и греха проще, чем на основе выдающихся культурных образцов. Поэтому вопрос сохранения подлинной русской традиции очень актуален».
Итоги дискуссии подвел протоиерей Евгений Соколов, глава епархиального миссионерского отдела. «Есть красная черта, за которую нельзя заходить, — сказал отец Евгений. — Каждый человек, как и любое творение Бога, должен служить Творцу в рамках Его воли. Дом Божий должен принадлежать Богу. Экскурсию по храму должен вести православный человек, рассказывать об иконе нужно как о сакральном предмете, а не только как о памятнике. Если во время Литургии по собору ходят туристы в шортах, верующий человек с этим примириться не может. Каноны — наша „таблица умножения“, и, когда деятели культуры их не принимают во внимание, я должен как священник об этом публично говорить».