Начавшийся 2014 год, объявленный в России Годом культуры, в выставочной Москве начался с ряда экспозиций произведений искусств русского Серебряного века.
В Третьяковской галерее проходит юбилейная выставка к 150-летию со дня рождения яркого представителя культуры Серебряного века, ученицы Огюста Родена — Анны Семёновны Голубкиной. На выставке совсем немного монументальных произведений этого скульптора — всего три десятка скульптур из собрания Третьяковской галереи и из научного отдела Музея-мастерской А. Голубкиной в Большом Левшинском переулке. Кроме работ прославленной женщины-скульптора на стены трёх экспозиционных залов были вывешены картины художников — «братьев по разуму» из объединения «Голубая роза»: Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова и Мартироса Сарьяна.
Анна Голубкина сама являлась олицетворением Серебряного века. Это именно её горельеф «Волна» украшает старое здание МХАТа в Камергерском переулке. Человеческий портрет Анны Голубкиной — это сам аскетизм; её кредо — «нужно все забыть, все отдать» ради святого искусства. Приехав в Москву из Зарайска, она начала профессиональное образование в возрасте 25 лет в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста, продолжила обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, потом в Императорской Академии художеств в Петербурге. Получить новые знания можно было у её кумира. А он жил во Франции. Этим был вызван ряд поездок в Париж. Здесь она познакомилась с Огюстом Роденом (1840-1917) и училась у великого скульптора в 1896-1897 годах.
Позднее, обращаясь к учителю, Анна Голубкина писала: «Вы... — лучший из художников... дали мне возможность быть свободной». Принципы построения художественной формы, специфический метод активной разработки поверхности и светотеневой моделировки, сама работа с фактурой, сложный психологический образ персонажей, пластика роденовской школы выразились у Анны Голубкиной в обращении к стилю импрессионизма в скульптуре. Она работала с деревом, глиной, мрамором, бронзой, гипсом. Под влиянием Родена появилась позднее знаменитая скульптура-ваза «Туман». Эта скульптура сначала смотрится, как кусок бело-серого камня, бесформенный и призрачный, похожий на туман, все обволакивающий и везде проникающий. Образы скульптуры сперва скрыты, но стоит присмотреться и при определённом угле зрения очертания лиц скульптуры становятся вполне заметны. Сквозь «мёртвый мрамор» проступают четыре лица — два женских и два мужских. Они расположены на расстоянии по разные стороны скульптуры-вазы. Чуть-чуть продвинулись вокруг скульптуры — и возникает двуликая женская голова, смотришь с другой точки — видно три разных лица.
Гений чистой красоты предстаёт перед нами в кисельно-белом тумане, в переплетении тонких профилей этих людей. В этом тумане и спокойствие сна, и ветер перемен, и грозящая катастрофа. Пластика скульптуры настолько хрупка и эмоциональна, насколько хрупок их леденящий душу сон. Такая работа могла появиться только во времена А. Блока и И. Северянина. «Туман» — это и есть само время, сам Серебряный век, баюкающий детство, юность, молодость и зрелость в преддверии жизненных бурь, которых уже не остановить. В этом же стиле импрессионизма выполнена изящная бронзовая статуэтка «Берёзка». Хрупкая девичья фигурка в облегающем платьице, развевающемся на ветру, действительно напоминает «во поле берёзку», стоящую наперекор судьбе, всем ветрам и временам на зло.
Тематику «человек и время» логически продолжают скульптуры-антиподы. Под влиянием Родена выполнена гипсовая скульптура «Старость». При создании этой скульптуры автор приложила все усилия к тому, чтоб перенести акцент в произведении с внешнего содержания на внутреннее. Фигура «Старости» скрючена, свёрнута, как в бутон. Женщина сидит стыдливо, поджав колени к груди. Её фигура вызывает сочувствие к её немощи и одиночеству. Скульптурой Голубкина как бы подчёркивает, что старость — это естественный конец жизни, её итог. Для этой старости нет зрителя, нет внешнего мира за пределами её существа. Она сама является началом и концом этого мира. Противовесом этой скульптуре смотрится нежный образ ребёнка в скульптуре «Девочка Манька», где опять же образ возникает из необработанного камня.
На выставке много скульптур-портретов её времени. В начале века Музей Л. Н. Толстого обратился к скульптору с просьбой выполнить портрет Льва Николаевича. Она побывала на приёме у Толстого, пообщалась с ним и поспорила на счёт его взглядов. Она была резка в оценках настолько, что, придя на встречу с писателем второй раз, обнаружила слугу, сказавшего ей, что её принять не смогут из-за болезни Льва Николаевича... В результате Анна Голубкина взялась за эту работу лишь через четверть века, уже не с натуры, разумеется. Портрет был создан больших размеров, чем сам литератор. Главное было показать большого писателя, сильного и мощного, с напряженным думающим взглядом, смотрящим на всё окружающее его.
Один из залов выставки заняли бюсты деятелей Серебряного века: Анатолия Гунста, Алексея Ремизова, Вячеслава Иванова, Андрея Белого, Алексея Толстого. Главным была передача характеров героев, а не портретное сходство. Это портреты людей, чья логика созвучна её собственному миросозерцанию. Особо впечатляет портрет Андрея Белого: под напором вихря времени голова поэта буквально парит, летит, сопротивляясь этому течению. Портрет Алексея Ремезова передаёт надлом души писателя.
Трудно не согласиться с оценкой творчества Голубкиной М. Волошиным: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого... к которым нельзя подходить с заранее предрешёнными критериями искусства. Их надо принять целиком, как людей; только тогда примешь целиком и их творчество».
Алла Ерошкина
Анна Голубкина: импрессионизм в скульптуре
Анна Голубкина: импрессионизм в скульптуре