Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ, член Бюро ВРНС Александр Щипков в интервью РИА Новости размышляет о смене времён.
Возвращение Исаакиевского собора — это масштабное событие, тесно связанное с другими религиозными, культурными и политическими событиями, которые сопровождают переход российского общества из одного века в другой. Трансформируется модель отношений истории и современности, общества и государства, религиозного и секулярного, традиции и модернизации.
Начиная с эпохи Возрождения, религия находилась в подчинении у культуры. Хотим мы этого, или не хотим, но весь мир на наших глазах переходит в новое постсекулярное состояние.
В течение двадцати пяти лет каждый переданный, возвращенный, возрожденный, вновь построенный храм означал восстановление исторической справедливости. Это были необходимые действия по подведению исторических итогов ХХ века. Мы залечивали раны, восстанавливали прошлое. И в прошлом народ искал решения настоящих проблем. Проблем современных, насущных, жгучих, не терпящих отлагательства.
Возвращение старых храмов, строительство новых — все это происходило в рамках восстановления исторической справедливости. Но сегодня мы подошли к завершению данного периода русской истории. Исаакий служит здесь своеобразной вехой.
Что происходит, какая такая смена времен? Это очень важный вопрос, который будет осмыслен и описан грядущими поколениями.
Четверть века это был ретроспективный взгляд на самих себя, со своими плюсами и минусами. И вот сегодня мы находимся на переломе — мы прожили эту эпоху и переступаем невидимую границу.
Если раньше мы решали проблемы нашего прошлого, то теперь речь идет о строительстве будущего. Возвращение Исаакиевского собора — символ этого перехода. Исаакиевский собор — объект не только религиозный, но также культурный и исторический. Недаром он расположен рядом с Синодом и Сенатом. Это символично, это часть российской государственности и русской традиции. Возвращение Исаакия означает, что мы начинаем христианизацию всего социокультурного ландшафта России.
Это очень важный поворот.
Словно предчувствуя, что Исаакию суждено оказаться на острие истории, о нем написал Николай Гумилев в своем, возможно, самом известном стихотворении — «Заблудившийся трамвай».
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
Все правильно. Пророческий оптимизм Гумилева безошибочно находит важную для нас точку в запутанном пространстве Петербурга и в калейдоскопе стран и эпох, по которым везет его сумасшедший трамвай, сорвавшийся с обычного маршрута. Исаакий — это духовный якорь, маяк и твердыня.
Герой Гумилева грезит о том, как он служит в Исаакии молебен о здравии. Это поэтические фантазии эпохи трагического революционного разрушения русской традиции.
Мы наконец дожили до момента, когда твердыня православия снимает с себя иссохшую