В Европе четко обозначилась тенденция на построение системы моральных ценностей, которая не опирается на авраамические традиции, заявил в эфире передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1» заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ А. В. Щипков, комментируя убийство преподавателя парижского колледжа Конфлан-Сент-Онорин Самюэля Пати, произошедшее 16 октября 2020 года в пригороде Парижа.
«Поступок убийцы настолько чудовищен, что его нет смысла даже обсуждать, его можно только осудить. Нет смысла его обсуждать еще и потому, что он понятен, — это реакция на поступок, понятый как оскорбление святыни», — отметил аналитик, напомнив, что на своих уроках этот преподаватель демонстрировал карикатуры на пророка Мухаммеда.
По словам А. В. Щипкова, гораздо сложнее и интереснее проанализировать мотивацию учителя, понять, что стояло за его действиями, а также за мотивацией журнала Charlie Hebdo, который регулярно публикует оскорбительные для верующих карикатуры. «Несомненно, они провоцируют конфликт в обществе. Предположим, что его целью является избавление от такого религиозного идеологического явления как радикальный ислам. Но для того, чтобы избавиться от какого-либо идеологического течения его нужно изучить и осмыслить. Этим обычно занимается теология. Но в России теология была запрещена в течение ста лет, а западная теология сегодня занимается исключительно оправданием ЛГБТ. Следовательно, на деле мировые элиты не собирается бороться с идеологией радикального ислама. Это заставляет задуматься о том, что искусственно обостряя общественную обстановку, акторы подобных действий стремятся, напротив, радикализировать ситуацию, развязать в Европе войну, убрать последнее консолидирующее духовное основание Европы», — считает эксперт.
Аналитик отметил, что в 2018 году под руководством госсекретаря США Майка Помпео состоялось «Совещание министров по вопросам продвижения свободы вероисповедания». Ключевыми темами обсуждения стали вопросы защиты меньшинств от властей и от представителей преобладающей религии в том или ином государстве, а также борьба за отмену законов о борьбе с богохульством и кощунством в странах, где таковые законы существуют. «В России таким законом является статья 148 Уголовного кодекса РФ, которая выполняет профилактическую функцию», — подчеркнул эксперт. А. В. Щипков напомнил, что и в России два года назад активно лоббировали отмену или кардинальную ревизию законов о защите религиозных чувств верующих.
Эксперт также отметил, что в разгар пандемии в июне 2020 года Президент США издал специальный указ «О продвижении международной религиозной свободы». В этом документе зафиксировано, что религия как политический фактор является приоритетом внешней политики США. А. В. Щипков предположил, что реальная цель этого указа Дональда Трампа — ослабление традиционных религий для расшатывания политической ситуации в Европе и России. Аналитик выразил недоумение тем обстоятельством, что в опубликованной 3 октября энциклике Папы Римского «Fratelli tutti» («Все — братья») содержится призыв создать режим наибольшей благоприятности для иммиграции мусульман в Европу.
«Сегодня мы можем наблюдать за тем, как из гибели преподавателя Самюэля Пати делают культ секулярного святого. Министерству просвещения Франции уже предложено издать сборник религиозных карикатур антииудейской, антихристианской и антиисламской направленности и распространять его в школах. Кто же в таком случае является потерпевшей стороной?» — задается вопросом аналитик.
«Общество постмодерна утверждает релятивизм, в нем всё относительно, нет ценностей. А если всё относительно, то вообще никого нельзя осуждать, поскольку нет ни добра, ни зла, ни потерпевших, ни виновных. Но, тем не менее, кого-то все-таки осуждают. Сегодня в Европе построили собственную систему моральных ценностей, которая не опирается на авраамические традиции, а существует сама по себе. У нас в СССР уже был такой опыт — мы тоже создали нравственную систему в отрыве от авраамической традиции. Результат известен. Этот исторический эксперимент оказался крайне неудачным», — заключил А. В. Щипков.