Заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной Думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук А.В. Щипков в своей авторской программе на телеканале «Спас» дал оценку действиям некоторых священников, которые ведут страницы в соцсетях.
«Сегодня мы живём в эпоху информационного распада, этому процессу посвящены научные и публицистические статьи. Этот процесс приводит к тому, что Сеть порождает ложные смыслы. Недаром так много говорят про фейки, фейковую политику, культуру. Сеть порождает псевдослова. Человек, когда приходит туда, вольно или невольно погружается в этот псевдомир. Телеграм-каналы, видеоблоги священников превращаются в симулякр проповеди. И в этих условиях осторожный, вдумчивый священник трижды-четырежды подумает, вступать ли ему на путь общения с симулякрами, становится ли самому производителем псевдослов и псевдосмыслов.
Многие священники, которые встают на этот путь, духовно повреждены. Это не значит, что они плохие или неизлечимо больны, нет. Но это духовная болезнь, это духовное повреждение. На это нужно обратить внимание. Вообще весь этот блогерский стиль – достаточно пошлый и отталкивающий. Поэтому я с прискорбием смотрю на то, как наши священники говорят, одеваются, фотографируются, всё это выглядит очень неумно и пошло.
На взгляд Щипкова, Церкви нужны не самовлюблённые священники-блогеры, которые работают на потеху публике, а вдумчивые умные аналитики, публицисты, преподаватели.
Огорчительно также, что блогеры становятся лобистами, отметил Александр Щипков. В своей программе он обратил внимание на то, что священники-блогеры в своих публичных выступлениях обсуждают епископов и священников, хваля их или, напротив, критикуя, тем самым создают скандальные ситуации и провоцируют какие-либо епископские решения.
«Священник-блогер превращается в лоббиста, а любой лоббизм связан с деньгами: если кто-то видит, что этот человек может стать лоббистом, тогда ему можно платить деньги. Поэтому неудивительно, что священники-блогеры очень часто противопоставляют себя епископату. Таким образом, возникает ситуация, когда сеть начинает противостоять церковной иерархии. И это неслучайно, потому что попы-блогеры работают бесконтрольно. Любая книга, которая продается в храме, обращенная к верующим, имеет гриф Издательского Совета. Любой церковный журнал имеет гриф специального синодального отдела. Что означает цензорский гриф? Только одно - что содержание журнала или книги соответствует учению Церкви, не противоречит Евангелию, Преданию. Если этого грифа нет, я должен быть осторожен, внимателен. Продукция священников-блогеров не имеет такого грифа. Следовательно, когда мы сталкиваемся с ней, мы должны относиться к ней критично. Должны сами себе говорить: «Осторожно, священник-блогер! Не лицензированно».
_________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.