«В июньском интервью ТАСС Александр Сокуров жалуется на государственную цензуру, говорит о том, что в Минкультуре засели какие-то чиновники, которые мешают работать ему, каким-то ещё творцам, что эти чиновники стоят на пути творческого развития личности. Сокуров утверждает, что власть запрещала или препятствовала съёмкам его фильмов, – рассказывает Александр Щипков в своей авторской программе. – Но мы все знаем, и сам Сокуров об этом неоднократно говорил, что его фильм "Фауст" вышел при помощи Владимира Путина, президент нашёл ему деньги, причём такое количество, которое он не получал ни на один из своих фильмов. Цитирую Сокурова: "Если бы не персональная помощь Владимира Путина, конечно, никакого "Фауста" бы не было. Почему он помог мне?". Ответ знает, наверное, сам Сокуров – нам этот ответ не известен. Получается удивительный запрет на работу, при котором глава государство лично помогает режиссёру. Когда я читал интервью Сокурова ТАСС, я подумал, какая парадоксальная ситуация: Сокуров даёт интервью главному информационному агентству государства и жалуется ему на притеснения. ТАСС даже сохранил прежнее название – Телеграфное агентство Советского Союза. Даже забавно жаловаться официозному СМИ на государственные притеснения. Читая интервью, я подумал, дай-ка посмотрю, какое количество фильмов снял Сокуров – он работал и с художественными, и с документальными. За советский период с 1974 по 1990 годы Сокуров снял 22 фильма, это за 16 лет – то есть в тот период, когда ему вроде бы не давали снимать. А 1991 по 2020 годы, за тридцать постсоветских лет, он снял ещё 32 фильма, что тоже неплохо. Получается 52-54 фильма всего».
«Сокуров – человек известный, у него есть политическая позиция, – продолжает эксперт. – Он однажды даже возглавлял списки "Яблока" на выборах. И, помню, он как-то достаточно резко критиковал политических обозревателей на основных телеканалах, даже говорил, что по ним плачет Гаагский трибунал, и они когда-то будут там судимы. Высший арбитр для Сокурова – именно трибунал Гааги, что тоже наводит на размышления. В 2017 году Сокуров выступал в поддержку террориста Олега Сенцова, арестованного за то, что он готовил теракты в Крыму. Сокуров требовал его освобождения за то, что режиссёр Сенцов принадлежит к кинематографической корпорации. Все эти позиции были, мягко говоря, сомнительного политического свойства. При этом Сокурова пригласили, и он стал членом президентского Совета по права человека».
«Возникает следующая ситуация, – уточняет Щипков. – Известный режиссёр Александр Сокуров жалуется государственному информационному агентству на притеснения власти, которая, во-первых, даёт ему деньги на съёмки фильма и, во-вторых, даёт ему политический статус. Член СПЧ – это серьёзный политический статус, открывающий многие двери, поскольку им обладает тот человек, который может непосредственно поговорить с главой государства. Эта бесконечная игра в оппозиционность, обиженность всегда у многих вызывала, мягко говоря, иронию. Потому что я знал реальных режиссёров, писателей и поэтов, которых советская власть стирала в порошок. Им вообще не давали снимать, их уничтожали, они работали дворниками и просто спивались».
Другие материалы на данную тему: ________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.