Александр Щипков: религиозный опыт должен передаваться в школах
Александр Щипков: религиозный опыт должен передаваться в школах
Заместитель Главы ВРНС Александр Щипков считает, что при очень хороших отношениях Церкви и государства совершенно непонятным остаётся запрет передавать русский религиозный опыт в школах. Об этом он говорит в 206-м выпуске своей авторской программы на телеканале СПАС, посвященной политическим итогам 2021 года.
«По сравнению с предыдущими историческими периодами России мы живём в идеальных условиях взаимоотношения Церкви и государства, несмотря на разного рода сложности и шероховатости, — заявил А. В. Щипков в 206-и выпуске своей авторской программы на телеканале СПАС. — В целом государство поддерживает Церковь, не вмешивается в богослужебный процесс, как это было раньше и качалось обновленчества, не вмешивается в кадровую церковную политику. Кроме того Церковь живет независимо в финансово-экономическом блоке. Наконец, десять лет назад приняли закон о передаче имущества. Заметьте, не сразу — Борис Ельцин обещал сразу всё вернуть, но начиная с 1991 года по 2010-й, то есть целых девятнадцать лет, мы не могли получить закон по возвращению храмов. Теперь есть механизм возвращения церковного имущества, хотя ещё далеко не всё возвращено. Но, конечно, остаются и проблемы. Одна из огромных проблем — это школы. Говорят, в школе нельзя преподавать Закон Божий. Говорят о том, что Церковь отделена от государства, от школы. Повторяю: это моё государство, это моя Церковь — так почему между этими двумя векторами, двумя огромными частями жизни, нужно выстраивать кирпичную стенку? Это ненормальная ситуация. Я считаю, что государство должно реализовать моё право на воспитание детей в русской церковной традиции».
«Почему нынешняя власть мне говорит — воспитывай детей дома, в церкви? — продолжает размышлять эксперт. — Якобы при советской власти нельзя были воскресные школы, а теперь мы вам разрешили. Сидите, мол, в гетто. Воскресные школы — это что? Это гетто. В воскресенье можете ребёночка привести, сами вечерами книжки читайте, рассказывайте. А в школе почему-то нельзя. Мы так при советской власти воспитывали своих сыновей, так и сейчас мои дети с внуками моими поступают — дома основы вкладывают. А в школе нельзя. Русские люди, патриоты русского государства, члены Русской Церкви в русской школе не могут передавать русскую религиозную традицию своим дочерям и сыновьям. Это абсолютно недопустимая ситуация. Ситуация, которую мы обязаны разрешить. Но поскольку, повторю, отношения между Церковью и государством очень хорошие, то мы ведём этот разговор, но он медленный, потому что включается идеология. Чиновник — это же живой человек, а у нас подавляющее большинство чиновничества заражено либерализмом. Не потому что это плохие люди, а потому что они так воспитаны. У них матрица либеральная, они говорят и думают в либеральной парадигме. Им кажется, что отделение Церкви от школы — это норма, что так было всегда. Так было не всегда, это очень короткий период истории, когда так было. Это я говорю специально для того, чтобы и мы с вами, и наши уважаемые зрители понимали, что они имеют полное право воспитывать своих детей в своей традиции в школе и требовать этого от наших министерств. Они имеют полное право обращаться к государству. Государство — это люди, которых мы назначили, поставили, мы им делегировали, дали инструмент и сказали: пользуйтесь им для сохранения нашей традиции и нашей справедливости». /конец цитаты/.
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.