«Религиозный фактор в Белоруссии, используемый исключительно для достижения политических или экономических целей, неизбежно приведет к коллапсу», — заявил в эфире авторской программы Сергея Михеева «Традиции» на радио «Вести-FM» заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ Александр Щипков.
Аналитик напомнил, что в конце XVI века после Брестской унии территория современной Белоруссии оказалась под властью поляков, которые насильственно переводили белорусов в унию. Но насильственно изменить религиозную идентичность белорусов не удалось. В 1839 году благодаря активной деятельности митрополита Иосифа (Семашко) белорусы вернулись в Православие.
А. В. Щипков отметил, что за прошедшие двадцать лет в Белоруссии значительно усилилось католическое влияние, что нашло отражение в открытии множества костелов не только в западных регионах компактного проживания поляков, но и восточных, где католичества никогда не было. Религиозный компонент идеологии белорусской оппозиции тесно связан с католичеством, как латинским, так и униатским. По словам эксперта, религиозно-политическая ситуация в стране стала взрывоопасна после того, как представители властного истеблишмента начали вступать в контакты не только с Ватиканом, но и с Фанаром, провоцируя распространение идеи автокефалии, то есть создание параллельной православной организации, под патронатом Константинопольского патриархата. Таким образом, власть рассчитывала создать механизм управления белорусским национализмом, противопоставляя националистов-католиков и националистов-православных. Первые настроены антироссийски, вторые — антипольски и антироссийски одновременно. «Однако, ничего не получилось», — заметил Щипков.
Аналитик полагает, что религиозный фактор был явно недооценен А. Г. Лукашенко. «Нередко элиты наивно считают, что могут управлять религиозным процессом — обострять его, глушить, направлять в нужное им русло. Однако они не понимают, что природа религиозности находится не в рациональной политической плоскости. Её истоки связаны с теми глубинными пластами истории и традиции народа, которые изменить чрезвычайно сложно. Последствия этого изменения непредсказуемы. Яркий пример — поляки и хорваты — народы с искусственно изменённой идентичностью.
По мнению Щипкова, недооценка религиозного фактора зачастую становится причиной политических ошибок. «Для достижения тактических целей политики часто „заигрывают“ с религиозными факторами, не понимая, что это может привести к прямо противоположным результатам. А ведь именно религиозность напрямую связана с идентичностью народа», — заключил эксперт.