«После Крещения Руси в течение пяти веков у нас была одна митрополия и несколько епархий, – уточняет в своей авторской программе на телеканале «Спас» Александр Щипков. – Греки всячески препятствовали возникновению других митрополий на территории Руси, которая постепенно превращалась в мощную державу. В результате в нашей церковной жизни происходили перекосы: поскольку был один митрополит и всего нескольких епископов, возник перекос в сторону священства, так как даже храмы освещали архимандриты и пресвитеры – епископы не имели физической возможности это сделать. В XV веке греки на Ферраро-Флорентийском соборе приняли унию и объединились с Римом, то есть все греки впали в ересь. Наш митрополит Исидор тоже приехал, подписывал какие-то бумаги, но, когда вернулся в Кремль, его оттуда вышвырнули – Русская церковь отказалась принимать эту унию и осталась единственной, не подпавшей под влияние ереси и сохранившей чистоту веры. В 1448 году мы проводим свой поместный Собор и выбираем своего митрополита Киевского и всея Руси Иону. Начинается золотой век Русской православной церкви. Возникает новое монашеское благочестие, строится огромное количество церквей. Это был один из лучших периодов в истории нашей церкви. К сожалению, он был кратким, потому что Борис Годунов всё поломал. Он принимает решение вновь вступить в переговоры с греками, так как он вдруг захотел придать нашей Церкви особый статус и почётное второе место в диптихе после Константинополя. В результате мы получили один томос, затем второй, третий, хотя второе место не дали, только пятое. Но главное, нам не нужны были места в диптихе, томосы, потому что мы были абсолютно законной канонической апостольской Церковью, а греки ударились в ересь».
«Таким образом, – делает вывод эксперт. – Годунов опять загнал нас под греческую узду. Закончилось это печально: в XVII веке в России разразилась гражданская война. Именно греки спровоцировали церковный раскол, религиозную гражданскую войну. В начале XVIII века Пётр Первый отменяет Патриаршество. Разрушение структуры нашей церкви было прямым продолжением гражданской войны, раскола, и в этом были виноваты греки, хотя Пётр производил реформы под влиянием лютеранства. Обратите внимание, как сегодня США, эта протестантская страна, пытается воздействовать на жизнь Русской Православной Церкви и других поместных церквей, делая упор в первую очередь на богословие. Поэтому все сегодняшние богословские тексты надо воспринимать через призму протестантского влияния: есть ли там элементы протестантского богословия или нет. История повторяется».
_________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.