Рассказывая о событиях XV-ХХ веков, Александр Щипков делает вывод, что Константинопольский патриархат ныне выполняет в интересах США ту функцию, которую пятью веками ранее ему навязал Османский султан:
«Ближе к 15 веку Византия стала скукоживаться в конце концов до одного Константинополя, вся остальная территория перешла под управление арабов, затем турок, и Константинопольский патриарх оказался фактически в руках Османских султанов.
Но поскольку на территории султаната оставалось много православных церквей и у них возникали разные споры, султан сделал из Константинопольского патриарха государственного чиновника, отвечающего перед султаном за православных христиан Османской империи. Патриарх стал как бы смотрящим от турецкого султана над православными. Он оказался очень нужным связующим звеном, посреднические функции, пожалуй, самые выгодные в политике.
Так продолжалось вплоть до ХХ века, когда США в лице Госдепартамента обратили внимание на фигуру Вселенского патриарха, стали его политически поддерживать, защищать от турецкого правительства и сделали попытку превратить его в смотрящего над всеми православными церквями. Уже в интересах не Турции, а США. И сегодня Константинопольский патриархат продолжает выполнять ту функцию, которую ему навязал Османский султан в XV веке, но теперь уже в интересах протестантского государства».
________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.