15 -16 мая 2018 года в Государственной Думе и Институте Наследия прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития». Конференция была организована Министерством культуры Российской Федерации и Российским НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Институт Наследия) при участии Научного Совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (кафедра философии политики и права), Всемирного Русского Народного Собора. На конференции выступили генеральный директор Института ЕАЭС, руководитель Дискуссионного клуба ВРНС Владимир Лепехин с докладом «Взаимосвязь сущностей российской цивилизации и её ценностей» и руководитель Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора Александр Рудаков с докладом «Осмысление Победы в Великой Отечественной войне как фактор цивилизационного развития». Публикуем ниже основные тезисы доклада А.Б.Рудакова.
По данным социологических опросов, абсолютное большинство жителей РФ считает День Победы в Великой Отечественной войны важнейшим национальным праздником. Сегодня важно осмыслить эту дату не только в контексте исторического прошлого, память о котором священна для нас, но и в контексте осмысления цивилизационных процессов, происходящих и на евразийском пространстве.
По мнению выступающего, цивилизационный подход позволяет поставить вопрос о социокультурных общностях, которые масштабнее и шире привычных нам этносов и гражданских наций.
В их основе лежат не этническая общность и не общность гражданства, а такие факторы, как общность языка, единство исторической судьбы и общность ценностей.
Именно такая общность и складывается сегодня на евразийском пространстве, базируясь в своих ценностных истоков на ценностях воинов-победителей 1945 года.
Широко известна концепция британского историка Арнольда Тойнби «Вызов-ответ», изложенная им в книге «Постижение истории», согласно которой «внезапный удар» со стороны агрессивных соседей является одним из импульсов, способствующих формированию цивилизационной общности. Немецко-фашистское нашествие на Советский Союз полностью подходит под описание подобного удара.
Вызов, брошенный идеологами нацизма, провозгласившими большинство народов СССР «расово неполноценными» и подлежащими истреблению, сплотил их между собой в деле защиты общей Родины, свободы и независимости, личных прав и человеческого достоинства.
Ценности сражающихся народов СССР, отстаивавших идеалы справедливости, гуманизма, национального равноправия, стали предпосылкой для создания более широкой социокультурной общности, которую можно считать и общностью цивилизационной. Таким образом Великая Отечественная война 1941–1945 положила начало новому этапу цивилизационного развития стран и народов евразийского пространства.
Символично, что на 1941 приходится точка отсчета важного рубежа в русской религиозной хронологии — нового Миротворного круга (Великого Индиктиона) .Этот хронологический интервал времени в 532 года определяет пасхальный цикл церковного календаря.
В настоящее время становление новой цивилизационной общности продолжаются. Сохраняются все обрисованные Тойнби вызовы («Вызов внешнего давления», «Вызов дискриминации» и.т.д) . На этом фоне диалог между нашими народами продолжается, сохраняется ценностное единство, общее языковое пространство.
С 1 января 2015 году вступил в силу договор о создании ЕвроАзиатского экономического союза.
Пока что интеграция в рамках ЕАЭС имеет исключительно экономический характер.
Однако установление тесных экономических связей неизбежно усиливает и интенсивность культурных контактов, сотрудничества с сфере науки и образования.
Уместно говорить и мировоззренческой близости стран ЕАЭС по широкому спектру позиций, среди которых стоит выделить уважительное отношение к послевоенному периоду советской истории, широкое использование русского языка, имеющего статус государственного языка или языка межнационального общения. Важное значение и конструктивный, доброжелательный диалог традиционных религиозных общин на евразийском пространстве, где православные христиане получают духовное окормление на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Принципиально важно, что определяющая роль в культурном диалоге стран ЕАЭС принадлежит вопросу о сохранении исторической памяти о подвиге народа и победе в Великой Отечественной войне.
При этом речь идет о процессе, который является подлинной массовым, народным, идущим от настроений и чаяниях простых людей. Миллионы людей участвуют в шествиях «Бессмертного полка» на территории России и аналогичных по своей сути акциях в других странах ЕАЭС. Показательны широкая популярность фильмов «Брестская крепость» и «28 панфиловцев». Фильм «28 панфиловцев» получил огромную общественную поддержку в России и Казахстане, где формировалась легендарная дивизия, защитившая Москву. Такой же широкий резонанс имел и фильм «Брестская крепость» в России и Белоруссии. Не случайно также, что символической датой (Днем независимости) Белоруссии стал день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.
В заключении докладчик предложил провести социологическое исследование, призванное в соответствии с современной научной методологией раскрыть ценностные ориентиры (социальные идеалы), которые вдохновляли воинов-победителей в годы Великой Отечественной войны, что имеет большое значение как с точки зрения создания объективной исторической картины прошлого, так и с точки зрения воспитания будущих поколений.
Александр РУДАКОВ, руководитель Экспертного центра ВРНС.