В докладе информационно-аналитического центра «Сова», широко растиражированном российскими СМИ, утверждается, что в обществе растут антицерковные настроения, причиной которых является «возросшая агрессивность сторонников строительства храмов», и «агрессивность», с которой «стали действовать и православные защитники чувств верующих».
По мнению руководителя Экспертного центра ВРНС Александра Рудакова, в данном случае уместно говорить не об «антицерковных настроениях», а о христианофобии, распространившейся сегодня не только в России, но и по всему миру.
Среди ее проявлений — и геноцид христиан на Ближнем Востоке, и последовательная дехристианизация в большинство стран Евросоюза.
В России носителями христианофобии являются как вполне респектабельные медийные персоны, так и представители экстремистских сообществ и группировок в мировоззрении которых идеи неонацизма переплетаются с неоязычеством, а также представители маргинальных «творческих групп», стремящихся приобрести известность путем совершения скандальных «перфомансов», оскорбляющих религиозные чувства верующих.
Справедливости ради стоит отметить, что поборниками дехристианизации является абсолютное меньшинство российских граждан. Согласно данным социологических опросов, уделом меньшинства является и негативное отношение к строительству храмов — таковых не более 18 процентов.
Со своей стороны, в оценках, данных антирелигиозным (христианофобским) проявлениям со стороны центра «Сова», обращает на себя внимание довольно специфический подход, несвойственный правозащитникам при оценке других проявлений ксенофобии.
К примеру, враждебные проявления по отношению к мигрантам объясняется, как правило, не особенностями поведения приезжих, а отсутствием толерантности среди местных жителей, а негативное отношение к ЛБГТ-активистам — гомофобией, а не идущим вразрез с традиционной моралью деятельностью последних.
И только в росте проявлений христианофобии верующие, по мнению правозащитников, виноваты сами, поскольку провоцируют ксенофобские проявления своей «агрессивностью».
Подобного рода двойные стандарты ставят под сомнение объективность выводов, которыми оперируют сегодня авторы таких исследований.