Исполняется 175 лет со дня рождения скульптора Александра Михайловича Опекушина — автора самого известного памятника Пушкину, установленного в центре Москвы.
Александр Михайлович Опекушин родился в волжской деревушке Свечкино Ярославской губернии Даниловского уезда 28 ноября 1838 года в семье крепостных крестьян помещицы Екатерины Васильевны Ольхиной, урожденной Энгельгардт. Очевидно, так было уготовано судьбой, что хозяйка будущего создателя памятника Пушкину знала великого поэта, а ее отец — Василий Энгельгардт был его другом.
В 12 лет отец, работавший модельщиком на одном из бронзолитейных заводов Петербурга, забрал Александра с собой. Хотел сделать из сына помощника. Но знакомый Опекушина-старшего скульптор Давид Иванович Иенсен определил талантливого мальчика в Рисовальную школу общества поощрения художников. После ее окончания Опекушин много лет трудился в скульптурной мастерской своего учителя на Карповке. Мечтая поступить в академию художеств, Опекушин за 10 месяцев до отмены крепостного права за 500 рублей откупился от неволи. Однако учиться в академии он не будет: к этому времени изменились условия приема в высший храм искусства. Академические звания было дозволено получать и вольноприходящим ученикам за 25 рублей в год. Опекушин известен в Академии художеств как ученик академика скульптуры Иенсена.
Поочередно получает звания от неклассного художника до звания академика, которого был удостоен в 1872 году за бюст старшего сына Александра II — цесаревича Николая (работу можно видеть в парке Царского Села) и скульптуру Петра I (находится во многих музеях страны, в том числе ГТГ). В том же году Опекушин включился в конкурс проектов памятника Пушкину в Москве. Пройдя три отборочных тура, в 1875 году стал победителем, опередив своих соперников — известных российских скульпторов. Спустя много лет о тех годах Александр Михайлович вспоминал: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображением Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать более 30 проектов памятника из глины и пластилина. Годы ночами не спал, как следует. Были три лихорадочных конкурса. Какая жара была, какая суматоха! Зависти сколько, каждый хотел быть ваятелем «вековечного» памятника». Открытие памятника Пушкину состоялось в Москве 6 июня 1880 года. В нем приняли участие многие известные люди России, в том числе Тургенев и Достоевский. В 1950 году бронзовый Пушкин переехал с Тверского на Страстной бульвар, где мы его и видим сейчас.
Александр Михайлович — автор памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову, открытого в Пятигорске в 1889 году. Среди знаковых работ ваятеля — памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому (его изображение можно видеть на пятитысячной купюре), ученому Карлу Бэру в Тарту, сахарозаводчику Ивану Харитоненко в г. Сумы, памятников Пушкину в Петербурге, Кишиневе и подмосковном Остафьеве и многих других.
Освоив в молодости в мастерской Иенсена ваяние декоративной скульптуры, Опекушин занимался им на протяжении всей своей долгой творческой жизни. Даже некоторое время заведовал фигурными работами в скульптурной мастерской своего земляка Александра Козлова, расположенной в Петровском парке Москвы (до наших дней здание не сохранилась). Декоративные группы и скульптуры, выполненные по моделям Опекушина, украшают фасады многих зданий в Москве. Среди них дом, известный москвичам как Елисеевский магазин (Тверская, 14), и особняк Викулы Елисеевича Морозова в Подсосенском переулке, 21. Шесть аллегорических фигур, олицетворяющих промышленность, торговлю и земледелие, на фасаде Госбанка (ныне Сбербанк России, Неглинная, 12); горельефы «Промышленность» и «Торговля» — на фронтоне Биржи (ныне Торгово-промышленная палата, Ильинка, 6); скульптуры Платона и Аристотеля на фасаде бывшего лицея цесаревича Николая (ныне Дипломатическая академия МИД, Остоженка, 53/2); дворцов Белозерских-Белосельских, Кантемира и дома Кочневой в Петербурге.
Одна из сохранившихся работ Опекушина — мраморная статуя Екатерины II. Она была выполнена Опекушиным по заказу московского городского головы Н. А. Алексеева и в 1896 году открыта в зале заседаний Московской городской думы. После революции, как и многие другие памятники царям и их слугам, была скинута с пьедестала. Долго прозябала во дворе Музея изобразительных искусств. От уничтожения статую спас скульптор Сергей Меркуров. В 1950-х гг. отправил мраморную императрицу своему другу в Армению. Несколько десятилетий скульптура стояла в Национальной галерее в Ереване. В начале 2000-х власти Москвы и Армении договорились о возвращении произведения великого ваятеля на «историческую родину». Важный груз был доставлен в Москву спецрейсом МЧС. Более года над фигурой императрицы «колдовали» реставраторы. С 2007 года статуя Екатерины II «прописана» в Екатерининском зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно».
Опекушин — автор многочисленных памятников Александру II в Астрахани, Кишиневе, Ченстохове, Владимире, Москве, Рыбинске, Бутурлиновке Воронежской губернии, Новой Ладоге, Пскове, Новгороде и ряде других городов. Самым главным считался монумент царю-освободителю, открытый в 1898 году в Московском Кремле. Свои модели на этот многоступенчатый конкурс представляли многие скульпторы России. Победителем вышел Опекушин. Над памятником автор трудился несколько лет. Фигура царя-освободителя получилась настолько успешной, что права на нее выкупил петербургский металлолитейный завод Новицкого. Её многочисленные тиражированные отливки, чаще всего из цинка, украсили многие города и веси России. Особенно урожайным на установку памятников Александру II был 1911 год, когда отмечалось 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости. Все изваяния царя-освободителя были свергнуты после революции.
Недолгой была жизнь и у памятника Александру III, открытого в 1912 году возле храма Христа Спасителя. Царь был изображен Опекушиным восседавшим на троне, с взором, обращенным к Москве-реке. Фигура поражала размерами: голова статуи почти в пять раз превосходила голову человека. За эту работу в 1913 году ваятелю высочайше были пожалованы звание действительного статского советника (соответственно и дворянское звание) и пожизненная пенсия в размере трех тысяч рублей в год. В 1918 году памятник низвергла новая власть.
Почти вся жизнь Опекушина связана с Петербургом. Здесь в 1878 году он справил новоселье в собственном доме по адресу: Каменноостровский проспект, 52 (в советские годы дом надстроен двумя этажами, отмечен мемориальной доской). В нескольких шагах от дома скульптор возвел мастерскую, в которой выполнял многочисленные заказы. Здесь выросли его дети... Покинуть город на Неве семью Опекушина заставила октябрьская революция. Вот как об этом периоде в 1918 году писала своему племяннику в деревню дочь скульптора Мария: «Живем мы так плохо, так плохо, что сказать нельзя, голодаем буквально в этом смысле, папа от болезни и голода так истощал, что лежит в постели. Бывают дни, а их очень много, что мы до 6 ч. вечера сидим голодные, денег не дают, продаем все что возможно, папа продал даже шубу, чтобы на что было прожить некоторое время, а теперь жить становится невыносимо... Доктор советует везти и папу, и сестер в деревню где есть молоко и хоть что-нибудь из продуктов, а то им грозит голодная смерть, а что я могу сделать, не имея... денег... У папы одна мечта — уехать весною в деревню подышать воздухом, попить молока, да хоть картошки поесть вдоволь...».
После обращения в секцию художников скульптору была оказана помощь. Вместе с дочерьми осенью 1919 года он был отправлен на родину. Однако к этому времени родовой дом был продан, брата уже не было в живых. Александра Михайловича приютила двоюродная сестра Анфия Андреевна. В письме от 23 января 1926 года первому биографу скульптора Александру Ивановичу Скребкову, Мария Александровна Опекушина вспоминала «комнату, где папа с нами прожил два с половиной года, в Свечкине, у своей двоюродной сестры, спал на полу на сеннике, сестра тоже на полу спала, а я и младшая сестра спали на скамейках, все четверо в маленькой комнатке, и из этого-то дома переехали в Рыбницы, где священный отец Иван (Корзлинский — прим. авт.) предоставил нам дом в бесплатное пользование. В Свечкине, родной деревне, папа вынес множество неприятностей и горя».
В начале 1923 года Александр Михайлович заболел воспалением легких и 4 марта скончался в возрасте 84-х лет. Похоронили его возле Спасской церкви села Рыбницы. В 1958 году, в год 120-летия со дня рождения Опекушина, в селе Рыбницы был установлен его бюст, выполненный ярославским скульптором А. И. Соловьевым (много лет назад бюст был снят с постамента на реставрацию, когда вернется — неизвестно).
Могила же скульптора долгое время находилась в запустении. Только в начале 70-х годов на ней была установлена скромная надгробная мраморная плита с лаконичной надписью: «Скульптор академик Опекушин Александр Михайлович. 1838-1923». 15 июля 2012 года ее сменило новое надгробие, выполненное на деньги ярославского спонсора, пожелавшего остаться неизвестным. Памятник из полированного черного гранита представляет собой гранитную плиту со стелой, которую венчает крест. На горизонтальной плите надпись: «Великому скульптору от благодарных потомков».
Память скульптора живет в творчестве его современных коллег — лауреатов учрежденной в 1993 году губернатором Ярославской областной премии имени А. М. Опекушина «За достижения в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве». Имя Опекушина носит одна из улиц Ярославля, а также астероид 5055, открытый 13 августа 1986 года астрономом Людмилой Ивановной Черных. Почти четверть века в Рыбницах, в здании бывшей лепной школы, когда-то носившей имя великого земляка, создается Дом-музей скульптора (филиал Ярославского художественного музея). К сожалению, работы еще далеки до завершения.
В утешение — слова Марины Цветаевой из очерка «Мой Пушкин», написанного поэтом в 1937 году: «Есть слава бОльшая — безымянная. Кто в Москве знал, что Пушкин — Опекушина? Но опекушинского Пушкина никто не забыл никогда. Мнимая неблагодарность наша — ваятелю лучшая благодарность».
Ольга Давыдова, журналист, автор книги «Лепил А. Опекушин»
Академик из крепостных
Академик из крепостных