3 марта 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Ушакова и Нахимова I и II степени и медалей. Ордена Ушакова и Нахимова предназначались для награждения офицеров, одноимённые медали — для награждения рядового и старшинского состава советского ВМФ.
В начале Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите Отечества, награждали учрежденными еще в довоенную пору орденами Ленина, Красного Знамени. За личные или коллективные заслуги перед советским государством и обществом, связанные с совершением подвига, присваивалось высшее звание Героя Советского Союза. Однако возврат к русским дореволюционным армейским традициям, начавшийся еще накануне войны, в мае 1940 года, с введения генеральских и адмиральских званий, и продолжившийся по ходу военных действий, очень скоро проявился и в изменениях советской наградной системы. В 1942 году правительство учредило ордена Отечественной войны I и II степени, Суворова, Кутузова, Александра Невского, а в октябре 1943 года — орден Богдана Хмельницкого.
Не было только специализированных орденов и медалей у Военно-Морского Флота, ведь моряков практически не награждали наиболее распространёнными полководческими орденами сухопутных войск — орденами Суворова, Кутузова, Хмельницкого и Александра Невского. Чтобы исправить эту несправедливость, в июне 1943 года нарком Военно-Морского Флота адмирал Николай Герасимович Кузнецов предложил учредить два ордена — в честь русских флотоводцев Ушакова и Нахимова, так как «морякам хотелось бы... тоже иметь свои ордена».
Так начался разговор о необходимости появления чисто флотских — морских орденов. Отказа не последовало, хотя поддержки Кузнецов тогда тоже не получил. Несмотря на это, разработка проекта создания орденов и медалей для Военно-Морского Флота началась. В Наркомате ВМФ этим занимались начальник организационно-мобилизационного управления капитан 1 ранга Борис Михайлович Хомич, капитан 2 ранга Н. А. Волков, сотрудник газеты «Краснофлотец» А. Л. Диодоров и известный советский архитектор М. А. Шепилевский. Во время разработки орденов встал естественный вопрос: «Какой из статусов орденов будет выше — адмирала Ушакова или адмирала Нахимова?» В те времена о П. С. Нахимове, героическом флотоводце Крымской войны, было написано гораздо больше, он был широко известен. А флотоводца Ушакова упоминали редко.
Для доклада в приемной комиссии ГКО и ее председателя А. С. Щербакова адмирал Кузнецов вооружился историческими документами. На заседании его слова звучали четко и спокойно. «Мы предлагаем увековечить память двух выдающихся флотоводцев,— говорил Николай Герасимович.— С именем Ушакова связано возрождение русского флота. На его счету много знаменательных побед и ни одного поражения. Он ввел новые тактические приемы боя и был новатором в военно-морском искусстве своего времени. Он строил корабли на Черном море, утверждал мощь русского флота. Его высокие флотоводческие качества блистательно проявились в годы русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
Он одерживал тогда одну победу за другой над численно превосходящим врагом. Он был стратегом. Одно из сражений — у мыса Калиакра 31 июля 1791 года, в котором Ушаков наголову разбил турецкий флот,— вошло в историю как сражение, утвердившее Россию на южных морях и закрепившее ее политический и дипломатический престиж в мире. Ушаков был «Суворовым на море». Так нередко его называли еще при жизни. Не менее известно и имя адмирала Нахимова. Перед Синопским сражением в 1853 году он отдал приказ: «...в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». Имя защитника Севастополя, героя боя у Синопа, прекрасно знают в народе. Крымская война принесла ему мировую славу, воинская доблесть флотоводца широко отражена в литературе и искусстве».
После таких аргументов адмирала Кузнецова возражений по статусу орденов у приемной комиссии ГКО и ее председателя А. С. Щербакова уже не было. Проект был принят. Только решено было издать специальные листовки для бойцов и командиров с разъяснениями о том, каковы заслуги перед Отечеством адмирала Ушакова. 3 марта 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Ушакова и Нахимова I и II степени и медалей. Ордена Ушакова и Нахимова предназначались для награждения офицеров, одноимённые медали для награждения рядового и старшинского состава советского ВМФ.
Любопытный случай произошёл во время доклада Кузнецова И. В. Сталину в феврале 1944 года о статутах и рисунках орденов Ушакова и Нахимова. Свидетельство об этом сохранил сам адмирал в своих воспоминаниях. В кабинете у Верховного Главнокомандующего в тот момент никого больше не было. Внимательно рассмотрев изображения орденов Ушакова и Нахимова, И. В. Сталин одобрил рисунки ордена Ушакова. Рисунки ордена Нахимова I и II степени отложил в сторону и молча направился к своему столу. Открыв средний ящик письменного стола, Сталин извлек орден «Победы», украшенный бриллиантами. В лучах его звезды сверкали пять рубинов. Сталин спросил: «А что если якоря на ордене Нахимова тоже украсить рубинами? Только настоящими». Возражать не было оснований.
С огромным уважением относились моряки к своим чисто флотским наградам, на флоте считалось, что награждение орденами и медалями Ушакова или Нахимова офицеров — знак высокого отличия, свидетельствующий об их личном мужестве и участии в боях вместе с рядовым составом. Очень важны были эти ордена и медали морским пехотинцам и артиллеристам береговой обороны, т. к. эти награждения подтверждали их причастность к военно-морскому флоту.
Первым указом о награждении орденом Ушакова I степени был указ 16 мая 1944 года о награждении командира бригады подводных лодок Черноморского флота контр-адмирала Болтунова П. И. и командующего авиацией Черноморского флота генерал-лейтенанта Ермаченкова В. В. за успешные действия по освобождению Крыма. Этот орден вручался офицерам Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате чего в боях была достигнута победа над численно превосходящими силами врага. Но при этом орденский знак №1 был вручен вице-адмиралу Трибуцу В. Ф., командовавшему тогда Краснознаменным Балтийским флотом, хотя Трибуц был награжден орденом позже, указом от 22 июля 1944 года. Тем же указом были награждены руководитель ВМФ страны адмирал Н. Г. Кузнецов, его заместитель адмирал И. С. Исаков, а также вице-адмирал Ф. С. Октябрьский (командующий Черноморским флотом).
Орден Ушакова II степени в числе первых получили на Северном флоте — 10 апреля 1944 года командир бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Колышкин И. А., капитан 2-го ранга Котов В. Ф., капитан Пирогов В. В. и др. (всего 14 человек). Знак ордена Ушакова II степени №1 был вручен в июле 1944 года командующему Кронштадтским оборонительным районом вице-адмиралу Юрию Федоровичу Ралль, состоявшему в дальнем родстве с самим Федором Ушаковым.
16 мая 1944 года Орденом Нахимова I степени первым был награжден начальник береговой обороны Черноморского флота генерал-лейтенант береговой службы Моргунов П. А. за содействие в освобождении Севастополя. Этот Орден вручался офицерам Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, противнику нанесен значительный урон и сохранены свои основные силы.
Первым награжденным орденом Нахимова II степени был летчик 46-го штурмового авиаполка Северного флота младший лейтенант Васин Н. И. Он был награжден приказом командующего Северным флотом 5 апреля 1944 года. Однако, 16 мая 1944 года Васин погиб в бою и орден получить не успел. На Черноморском флоте 13 мая 1944 года были награждёны старший лейтенант Жестаков А. И. и младший лейтенант Локтюхин И. Г.
Орденами и медалями Адмирала Ушакова и Адмирала Нахимова награждались многие офицеры и моряки Черноморского, Балтийского, Североморского и Тихоокеанского флотов, моряки морских, озерных и речных флотилий. За годы Великой Отечественной войны орденом Ушакова I степени были награждены 25 человек (36 награждений) и 8 флотских соединений, орденом Нахимова I степени — 75 человек (80 награждений), орденом Ушакова II степени — 182 человека (194 награждения) и 12 соединений, орденом Нахимова II степени — 458 человек (460 награждений).
За умелое руководство флотами, флотилиями, соединениями и штабами орденов Адмирала Ушакова и Адмирала Нахимова были удостоены адмиралы и генералы Н. Е. Басистый, Л. А. Владимирский, А. Г. Головко, С. Г. Горшков, И. Д. Елисеев, И. С. Исаков, Г. И. Левченко, М. И. Самохин, В. Ф. Трибуц, Г. Н. Холостяков и др. Иногда этими орденами награждали дважды. Медалями Адмирала Ушакова были награждены 14 тысяч человек, а медалями Адмирала Нахимова — 12 800.
Алла Ерошкина
70 лет со времени учреждения орденов Ушакова и Нахимова
13 марта 2014 г.
70 лет со времени учреждения орденов Ушакова и Нахимова
70 лет со времени учреждения орденов Ушакова и Нахимова