«С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»
В мае этого года исполняется 25 лет со дня проведения I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993), в котором приняли участие представители разных социальных групп и профессий, православные христиане и люди, принадлежащие к другим конфессиям хотя и разделявшие тогда разные мировоззрения, но объединенные «глубоким и неизменным чувством принадлежности к нашему Отечеству — историческому государству Российскому, его многовековой истории и его будущему, уважением к основе нашей национальной духовности — Православию».
Собраться в одном месте столь разным по своему мировоззрению людям подтолкнуло одно – осознание катастрофических событий, происходивших тогда в России, и ясное понимание скорейшего поиска выхода из тогдашней опасной ситуации, а также соборной выработки созидательных целей во имя спасения и преображения России.
Участники Собора пришли к пониманию того, что никогда не возродится Россия, если не будет воссоздано, присущее нашему народу мироощущение и национальное самосознание, что невозможно без создания первоклассной национальной школы «от яслей до университета», о чем было заявлено на секциях «О русской национальной школе» и «Основы национальной программы воспитания и образования». В частности, в резолюциях названных секций было отмечено следующее:
1) объективная необходимость обновления школы — обращение к духовности, возрождение ее в школе, возможности целостного духовного роста;
2) смысл возрождения русского народа — обретение русскими своих традиционных духовных, интеллектуальных и физических свойств, традиционных основ миро- и жизнепонимания, образа жизни, что возможно только на основе специальной национальной программы.
Собор всегда понимал, что важной составной и необходимой частью национальной программы национального образования должно стать, а точнее возродиться Кадетское образование с более чем 300-летней своей историей.
В Соборном слове XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017) отмечено, что «наступивший век обещает стать веком больших перемен, внедрения небывалых технологий, интенсивного возникновения новых социальных связей и институтов. Это век грандиозных возможностей и грандиозных рисков. Чтобы обеспечить своё достойное будущее в изменяющемся мире, Россия должна динамично развиваться, ни в чем не уступая геополитическим конкурентам».
Очевидно, что развитие Кадетского образования и Кадетского движения — одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны. И если будет государственная воля, то эта задача может быть успешно решена в достаточно короткое время. Талантливыми и самоотверженными людьми, готовыми служить Отечеству, Бог Россию не обделил.
По сути, создание государственной системы Кадетского образования может обеспечить России динамичное развитие. Мы видим, что вокруг Кадетского движения объединяются здоровые силы нашего общества, озабоченные воспитанием нравственного, духовно здорового молодого поколения соотечественников.
Последние шесть лет на Соборе отмечается, что именно развитие Кадетского образования в стране способно в корне переломить ситуацию. Кадетские корпуса могут стать не только учебными заведениями, где будут готовить новый служилый слой, необходимый Государству Российскому, но и хранителями лучших традиций Русской Школы, наработанных, как в Императорской России, так и в Советском Союзе. Очевидно, что Кадетское образование в национальной системе образования является важным элементом национальной безопасности России.
Не случайно, Глава Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в своем выступлении еще на XIX ВРНС уделил внимание развитию Кадетского образования и Кадетского движения в России.
Русская Православная Церковь и другие традиционные религиозные общины нашего Отечества также активно содействуют возрождению духовных исторических традиций Российского воинства, духовно окормляя не только Армию и ВМФ, но и Кадетское движение в Силовых структурах.
К сожалению, до сих пор кадетское образование не имеет официального статуса и правовой основы, несмотря на то, что сегодня в стране действуют более 200 кадетских образовательных структур, более 7000 кадетских классов, более 30 суворовских (нахимовских) училищ. Создаются Президентские кадетские училища в каждом Федеральном округе, которые, по сути, также находятся за рамками правового поля.
06 февраля 2017 года участниками конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России», состоявшейся в рамках XXV Международных рождественских образовательных чтений был рассмотрен проект «Концепции Кадетского образования в Российской Федерации: базовые основы», разработанной Советом Министерства образования и науки РФ по Кадетскому образованию, сформированного на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 618 от 25.05.2016 г. об утверждении положения и состава Совета по Кадетскому образованию, при активном участии суворовских объединений.
В процессе рассмотрения Концепции на различных конференциях и форумах, прежде всего Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) , было предложено рассматривать Кадетское образование не как элитарный вид образования, а обособленный вид подготовки несовершеннолетних граждан к государственной службе.
По результатам секций ВРНС и других форумов было рекомендовано:
1) разработать в едином методологическом ключе следующие основополагающие документы:
- доктрину развития российского образования, концепции развития отдельных сфер воспитания и образования;
- единые федеральные образовательные стандарты, учебные программы и учебники;
- программу развития российского образования;
2) начать широкое обсуждение этих документов в общественных организациях и государственных органах;
3) проработать вопрос выделения предпрофессионального и профессионального образования государственной службы в отдельную систему национального образования, функционирующую в рамках Министерства образования и науки Российской Федерации, но действующую во исполнение государственного (федерального, ведомственного и регионального) заказа на подготовку государственных служащих;
4) принять к обсуждению, проработке и утверждению Концепцию Кадетского образования в Российской Федерации: базовые основы;
5) ходатайствовать перед органами Государственной власти Российской Федерации о придании проекту «Кадетское образование Российской Федерации как составная часть системы государственной службы и кадровой политики государства» статуса приоритетного национального стратегического проекта по направлению национальное образование;
6) основываясь на указанных документах разработать законопроект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ходатайствовать о его поддержке, рассмотрении в комитетах и принятии.
Вполне очевидно, что кадетское образование сегодня востребовано жизнью. Определяя место, роль и значение кадетского образования в России, представляется, что это прежде всего воспитание молодого поколения в России, и оно должно занять центральное место в системе подготовки национальных кадров.
В. Я. Шатохин, Член Бюро Президиума ВРНС, Первый вице-президент Объединения Высших офицеров России, член Совета МОН по кадетскому образованию, кандидат военных наук, профессор, генерал-лейтенант
«С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»
P.S. Проект Концепции кадетского образования в Российской Федерации.