Первая Мировая война в нашем восприятии неотделима от революции 1917 года. Но за этим внутриполитическим контекстом часто остается незаметным подвиг солдат и офицеров царской армии, погибавших не за интересы Антанты, а за верность русской государственности.
Сегодня, когда в мире доминируют концепции демонтажа государственных суверенитетов в угоду наднациональным формам международного управления, этот подвиг приобретает новое значение. «Если бы не было жертв со стороны России в 1914 году, — заявил спустя четверть века (1939 г.) английский премьер-министр Ллойд Джордж,- то немецкие войска не только захватили бы Париж, но их гарнизоны по сие время находились бы в Бельгии и Франции».
Вывод британского политика предвосхищает английская газета «Таймс»: «Несмотря на превосходное число врагов, русские войска дерутся с выдающейся и упорной храбростью. Согласно своим постоянным традициям, Россия ещё раз жертвует собой для защиты истинной свободы мира. Как тогда, когда она защищала мир от нашествия монголов с востока, она теперь так же бесстрашно встречает нашествие гуннов с запада. Доблестные подвиги России имеют громадное значение для Запада. Ценой понесённых ею тяжёлых жертв Западу дана передышка...»
Эта «дежурная», на первый взгляд, газетная заметка столетней давности, многое объясняет в международном облике Русской цивилизации: оказывается, Россия призвана защищать мировую справедливость! После распада СССР эта мысль для многих в самой России перестала быть очевидной. А для британской прессы прошлого века это было так же незыблемо как Биг-Бен. Из этой же записки явствует и другое явление: восприятие России как некой буферной зоны Запада, отказ русским в собственной государственной и цивилизационной состоятельности.
«Этот предрассудок здравствует и поныне, — считает современный мыслитель Юрий Крупнов. — Его повторяют как историки, так и политики, работающие на обоснование того положения, что мир изначально устроен антагонистично и именно антивосточно («Запад против Востока») и что Россия всегда входила и будет входить в «правильный» Запад. Подобные представления являются преобладающими: они есть и у Маркса, и у некоторых наших современных политиков, повторяющих зады западных передовиц о борьбе «мировой цивилизации с варварами».
При этом еще Александр Сергеевич Пушкин успел заметить, что «Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна». Это невинное литературное наблюдение оказалось геополитическим пророчеством.
На протяжении своей более чем 1000-летней истории Россия неоднократно спасала европейскую и мировую цивилизацию от катастрофических системных сбоев: от деспотических кульбитов Карла Шведского, Наполеона, Гитлера, от античеловеческих перегибов колониальной капиталистической системы, от уничтожения собственной христианской идентичности в современной Сербии, Сирии или, например, в современной социальной политике Евросоюза. А «благодарная Европа» отвечала на спасительный жертвенный подвиг России участием в нашествии «двунадесяти языков» (1812), блокадой Севастополя (1854-1855) и интервенцией Антанты (1918-1922), десятилетиями «холодной войны», открытой и скрытой поддержкой врагов русской государственности в 1991 году. Поддерживая действующих сегодня на территории России террористов и называя их «повстанцами», «партизанами» и «борцами за свободу».
Преждевременное вступление Российской империи в Первую Мировую войну стоит в длинном ряду очень дорогих жертв, которые Россия принесла ради своих западных партнеров. Напомним, что европейские союзники требовали от России вторжения в Восточную Пруссию для спасения Франции от неминуемого разгрома. И «неподготовленное» начало войны привело к непоправимым последствиям для русских. В ходе активных боевых операций 1914 года на полях Польши, Галиции и Восточной Пруссии полегла кадровая армия России. Её убыль пришлось восполнять за счёт запасного и недостаточно обученного контингента.
«С этого времени, — вспоминал генерал А. А. Брусилов, — регулярный характер войны был утрачен». Другой серьёзной проблемой стал недостаток оружия и боеприпасов. Кризис вооружений усугублялся плохим снабжением, что роковым образом повлияло на кампанию 1915 года. Со всей очевидностью встала задача срочной перестройки всей промышленности на военный лад. Война, которую предполагали завершить к концу 1914 года, растянулась на несколько лет и завершилась гражданской катастрофой.
Карпатская битва (январь — апрель 1915 года) обошлась русским в один миллион, а немцам и австрийцам в 800 тысяч убитых, раненых и пленных. Кровопролитные фронтальные бои стоили огромных лишений и жертв.
25 января 1915 года из Восточной Пруссии перешли в наступление две немецкие армии. Создав в направлении польского города Августова численное превосходство, немцы атаковали фланги 10-й русской армии генерала Сиверса и попытались её окружить на втором этапе. Предусматривался прорыв всего Северо-Западного фронта. Но из-за стойкости солдат 10-й армии полностью взять её в клещи немцам не удалось.
В окружение попал лишь 20-й корпус генерала Булгакова. В течение 10 дней он доблестно отбивал в заснеженных Августовских лесах атаки немецких войск. В надежде пробиться к своим и израсходовав весь боезапас, остатки русского корпуса яростно атаковали позиции врага. В рукопашной схватке опрокинув немецкую пехоту, русские солдаты геройски погибли под ураганным огнём вражеских батарей.
Подавляющее превосходство немцев в тяжёлой артиллерии и нехватка у русских войск снарядов и патронов стало одной из основных причин крупного успеха противника на русском фронте в апреле 1915 года в районе Горлице между Вислой и Карпатами. «Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжёлой артиллерии, буквально срывающей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечаем — нечем. Полки, истощённые до последней степени, отбивали одну атаку за другой — штыками или стрельбой в упор, лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы... Два полка почти уничтожены одним огнём», — вспоминал участник тех событий генерал А. И. Деникин. Началось так называемое Великое отступление, в ходе которого русские войска весной-летом 1915 года оставили Галицию, Литву, Польшу. Союзники России — англичане и французы — занимались тем временем укреплением своей обороны и ничего не предприняли, чтобы помочь обескровленной и измученной русской армии. «Мы, — признавался впоследствии Ллойд Джордж, — предоставили Россию её судьбе».
Однако германский план разгрома вооружённых сил России и её выхода из войны не удался. «Русские вырвались из клещей и добились фронтального отхода в выгодном для них направлении», — признавался начальник немецкого Генерального штаба фельдмаршал Пауль фон Гинденбург. Героическое сопротивление и стойкость русского солдата спасло наши войска в Польше от окружения и в определённой степени решило исход кампании 1915 года.
Одновременно с военными операциями на русско-турецком фронте в 1914-1915 годах проходили успешные действия российского флота на Балтийском и Чёрном морях, где сражались русские и немецкие линкоры, крейсеры и миноносцы. Благодаря мобилизации промышленности, обеспечение фронта к 1916 году улучшилось. В несколько раз выросло производство боеприпасов, винтовок и различных видов орудий. Дополнительный призыв дал пополнение фронту на 1,4 миллиона человек. Но сегодня уже очевидно, что страна физически не могла сотворить индустриальное чудо, которое она совершит в войне с тем же самым противником всего через 20 лет.
Многие исследователи объясняют это тем, что промышленность России на тот момент являлась в сущности колониально-олигархической. Надо отметить, что все военные долги Первой мировой Россия выплатила Европе с большими процентами. Последние из них были закрыты в недавнем прошлом президентом Путиным. Весомый аргумент против тех, кто сегодня настаивает на отверточном производстве танков и самолетов из иностранных деталей и считает собственную индустриализацию слишком дорогой и неоправданной мерой.
В феврале 1916 года началось наступление германских войск на французскую крепость Верден. В ожесточённых кровопролитных боях «Верденской мясорубки» немцы и французы потеряли около одного миллиона человек. В марте 1916 года русские войска вновь пришли на помощь Франции. Русское наступление принесло пользу, прежде всего — нашим союзникам. Самой России это обошлось в 80 тысяч убитых и 65 тысяч раненых. Английский историк Л. Гарт писал: «Россия пожертвовала собой ради своих союзников, и несправедливо забывать, что союзники за это являются неоплатными должниками России». Свой долг союзники «оплатят» с лихвой — признанием Временного правительства Керенского (1917) и военной интервенцией в России (1918-1922). В ней приняли участие более 10 государств, среди которых основную роль играли Англия, Франция, США, Германия и Япония.
К числу наиболее ярких страниц Первой мировой принадлежит наступательная операция войск Юго-Западного фронта под руководством генерала А. А. Брусилова. Сосредоточив армии фронта на узких участках прорыва, он создал превосходство над противником в 2,5 раза в пехоте и в 1,5 раза в артиллерии. Под прикрытием артиллерийского огня русская пехота шла волнами по 3-4 цепи в каждой, атакуя поочерёдно все четыре линии обороны. В ходе Брусиловского прорыва русские войска взломали австро-венгерскую оборону на всём её протяжении от Припятских болот до румынской границы и продвинулись вперёд на 60-150 километров, нанеся при этом огромный урон противнику, потери которого составили 1,5 миллиона человек убитыми, ранеными и взятыми в плен. Русские потери были в три раза меньше. Брусиловский прорыв вызвал небывалый триумф и подъём в России после полосы неудач 1915 года.
Блестящая победа русского оружия, вошедшая в историю военного искусства, в очередной раз облегчила положение «стратегических партнёров» и союзников в кампании 1916 года и спасла на этот раз итальянскую армию от разгрома. Тысячи русских солдат, отличившихся в наступлении Юго-Западного фронта, были награждены за мужество и героизм. Увы, память этих героев не всегда чтилась потомками.
Всероссийское Братское военное кладбище в Москве было создано по инициативе великой княгине Елизаветы Фёдоровны. В феврале 1915 года на землях старинного парка близ храма Всех Святых (у метро «Сокол»). Попечителем Братского кладбища стал Сергей Витальевич Пучков — общественный деятель, главврач одной из старейших московских больниц. В центре воинского некрополя была освящена деревянная часовня, а в праздник 6 августа 1916 года состоялась закладка каменного храма-часовни во имя Преображения Господня, построенного по проекту выдающегося архитектора А. В. Щусева в 1918 году. На территории огромного воинского некрополя-пантеона были похоронены 17,5 тысяч рядовых, 581 унтер-офицеров, офицеров и генералов, 14 врачей, 51 сестра милосердия и боевые русские лётчики, воевавшие в 1915-1918 годах на фронтах Первой мировой войны.
Здесь же на отдельных участках были погребены сербские, английские, французские солдаты и офицеры и около 200 юнкеров, погибших в боях с большевиками в 1917 году в Москве. В 1932 году почти все надгробные памятники на Братском кладбище были снесены, а храм-часовня Преображения Господня взорван. В том же 1932 году на ратном поле Бородина был взорван главный монумент «Защитникам Отечества» на батарее Раевского и могила генерала Петра Багратиона, отец которого похоронен рядом с храмом Всех Святых на «Соколе». То же самое происходило и с другими монументами и символами Великой Империи.
Борьба с историческим наследием России была продолжена более изощрёнными методами и в последующие годы «оттепелей», «перестроек» и «демократических преобразований»... В 1956 году на территории Братского воинского кладбища началось строительство кинотеатра «Ленинград». При рытье котлована были выброшены останки погибших героев — повсюду валялись кости, обрывки парадной формы и боевые награды. Кощунственным прозвучало уже в наше время предложение районных и городских властей о строительстве «на костях» банковского комплекса, торгово-коммерческих предприятий, жилых домов и увеселительных заведений. Благодаря вмешательству православной общественности справедливость была восстановлена.
1 августа 2004 года, к 90-летию начала Первой мировой войны, здесь был открыт заново возрождённый воинский мемориал, посвящённый героям и защитникам Отечества. В этот памятный день всё было строго и торжественно — прохождение почётного караула, реющие боевые знамёна, гром военного оркестра, богослужение, возложение венков и салют в честь павших. Многочисленные стелы, обелиски, памятные знаки, камни и кресты установлены здесь «в память вождей и воинов на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивши». На многих из них волнующие надписи: «Российским сёстрам милосердия», «Павшим в Мировой войне 1914-1918», «Павшим за свободу и независимость Родины».
Всего в Первой мировой войне погибло и умерло от болезней и ран 2 миллиона 300 тысяч русских офицеров и солдат. На установленном 9 мая 2000 года гранитном камне начертано: «Вечная память героям, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945». Так в народной памяти увековечены солдаты разных войн и поколений — деды, отцы и внуки, уравненные в своём мужестве, отваге и героизме.
Владимир Максимов
1914-й — время упущенных благодарностей
1914-й — время упущенных благодарностей