Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Бюро Президиума ВРНС.
Страстная Седмица перед светлым праздником Пасхи — это время раздумий и тишины. Диссонансом в атмосфере предпасхальных дней прозвучала новость об отмене властями Крыма и Севастополя официального празднования Первого мая.
Празднование было отменено по той причине, что в этом году Первомай совпадает с Пасхой. Крымские чиновники приняли решение разъединить граждан на противопоставлении чувств людей с религиозными и нерелигиозными убеждениями. Абсолютно уверен, что бессознательно. По недосмотру. Однако, государственные чиновники, которые пекутся о единстве российского общества, не должны допускать такие серьезные ошибки.
Свобода шествий при условии согласования их времени и места нам и так гарантирована Законом. Но Первое мая — особая дата. Это день, когда люди собираются, чтобы подчеркнуть: общество, в котором мы живем, должно быть справедливым и солидарным, в нем не место законам взаимопожирания, законам естественного отбора, принятого в животном мире. Все христиане рассуждают так же. Ведь странно было бы христианину, не являясь дарвинистом, быть при этом социал-дарвинистом. Это очевидный нонсенс.
Чиновникам следовало бы подчеркнуть моральную общность этих позиций, а не разводить людей по разные стороны календарных дат.
Глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков в интервью радиостанции «Говорит Москва» справедливо заметил: «Демонстрации не всегда совпадают с богослужебным временем в храме. Одновременно с этим нужно помнить, что в общество не стоит вносить какие-то разделения. Если кого-то будет раздражать отмена демонстрации ради празднования Пасхи, то это будет не очень-то правильно».
Кого-то, быть может, настораживает связь праздника Первого мая с советским периодом нашей истории. Но советский период — это тоже наша история, она не чужая. И она состояла не только из номенклатурных решений, но и из искреннего коллективного творчества народа, а эти вещи никогда не следует путать. Мы прекрасно помним о временах госатеизма и антицерковных гонений. Но День солидарности людей труда, также как и День великой Победы 9 мая не имеет с этим ничего общего. Права трудящихся, также как и Родину, нужно защищать всегда, причем объединенными усилиями. Нынешнее совпадение случайное, ничего мистического в нем нет, однако благотворно напоминает нам о национальном единстве и подчеркивает, что солидарность не враг соборности. В обоих случаях предполагается жизнь по принципу «один за всех, все за одного». Это — по-христиански.
Совпадение дат — повод подумать о том, как не дать разделить нас — людей верующих и светских, граждан одной страны. Именно сегодня, сейчас, в условиях самых серьезных за последние десятилетия политических вызовов в адрес нашего народа, это важно понимать и чувствовать всем сердцем. Народ должен быть единым.
В одном из посланий апостола Павла совершенно недвусмысленно сказано: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»... Разве не то же самое начертано на флагах граждан, празднующих Первомай? Для достижения общественного консенсуса необходимо взаимодействие разных кодов традиции — православного, советского, дореволюционного — и взаимный перевод этих кодов в рамках единого русского дискурса. Без выполнения данного условия консенсус не состоится, останется возможность искусственно противопоставлять эти коды друг другу, вызывая гражданские конфликты.
Древний образ Святой Руси как сосуда истинной веры и тема равенства, братства и социальной справедливости — части русской традиции, одного целого, которое не смогла расщепить до конца даже революция. Политические катаклизмы сменяют друг друга, а традиция в ее полноте остаётся в памяти народа.
Народ — повторим это — должен быть единым.