23 октября 2023 г.
Народ является главным действующим лицом - субъектом истории, создателем и опорой Российской государственности, а также главным носителем суверенного российского мировоззрения (Русской Идеи). Силами народа, его подвигами и самоотверженностью в защите Отечества, а также в мирном труде движется бытие России.
А значит, защита Народа, его умножение, его сбережение, его процветание и его достоинство должны быть основой всякой государственной политики. Данный подход прямо закреплён в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
При этом, из пяти обозначенных в документе приоритетных целей развития сбережение народа поставлено на первое место. Главной угрозой существованию и развитию России во второй четверти XXI века является переживаемая нашей страной демографическая катастрофа. Несмотря на предпринимаемые государством усилия - положительную динамику 2007-2015 годов и естественный прирост населения в 2013-2015 годах - с 2016 года рождаемость снизилась, а естественный прирост сменился естественной убылью населения. В 2022 году в России умерли 1 млн. 905 тыс. 778 человек, естественная убыль населения составила 599 тыс. 616 человек. В 2021 году естественная убыль населения составила рекордные - 1,04 млн. человек, в 2020 году - 668,7 тыс. человек.
Суммарный коэффициент рождаемости(далее - СКР) в 2022 году составил 1,45, в текущем году он может снизиться до рекордных 1,35. Ситуацию осложняют последствия катастрофического спада рождаемости конца 1980-х - начала 1990-х годов (т.н. «демографическая яма 90-х»).
В ближайшие годы численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которыеприходится почти 2/3 рождений, сократится почти вдвое, что неминуемо приведёт к значительному сокращению числа рождений. 2 Для выживания в XXI веке, сохранения суверенитета и собственной цивилизационной идентичности, а также решения сложнейших военнополитических, социальных, экономических, технологических и иных задач России необходим устойчивый, а главное, интенсивный естественный прирост населения в течение ближайших тридцати лет. Достижение указанных показателей требует от государства принятия срочных и действенных мер.
Место и роль семьи в российском обществе.
А значит, защита Народа, его умножение, его сбережение, его процветание и его достоинство должны быть основой всякой государственной политики. Данный подход прямо закреплён в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
При этом, из пяти обозначенных в документе приоритетных целей развития сбережение народа поставлено на первое место. Главной угрозой существованию и развитию России во второй четверти XXI века является переживаемая нашей страной демографическая катастрофа. Несмотря на предпринимаемые государством усилия - положительную динамику 2007-2015 годов и естественный прирост населения в 2013-2015 годах - с 2016 года рождаемость снизилась, а естественный прирост сменился естественной убылью населения. В 2022 году в России умерли 1 млн. 905 тыс. 778 человек, естественная убыль населения составила 599 тыс. 616 человек. В 2021 году естественная убыль населения составила рекордные - 1,04 млн. человек, в 2020 году - 668,7 тыс. человек.
Суммарный коэффициент рождаемости(далее - СКР) в 2022 году составил 1,45, в текущем году он может снизиться до рекордных 1,35. Ситуацию осложняют последствия катастрофического спада рождаемости конца 1980-х - начала 1990-х годов (т.н. «демографическая яма 90-х»).
В ближайшие годы численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которыеприходится почти 2/3 рождений, сократится почти вдвое, что неминуемо приведёт к значительному сокращению числа рождений. 2 Для выживания в XXI веке, сохранения суверенитета и собственной цивилизационной идентичности, а также решения сложнейших военнополитических, социальных, экономических, технологических и иных задач России необходим устойчивый, а главное, интенсивный естественный прирост населения в течение ближайших тридцати лет. Достижение указанных показателей требует от государства принятия срочных и действенных мер.
Место и роль семьи в российском обществе.
В Русской Идее должно быть укоренено, что живой организм российского общества состоит не из индивидов (как это постулируется в либерализме) и не из трудовых коллективов либо социальных классов (как это утверждается в социалистической идеологии), основной, первоначальной единицей, живой клеткой российского общества должна признаваться семья. Истоки российской Соборности, являющейся отличительной чертой русского народа, коренятся именно в семье как в «малой Церкви».
«Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. <…> Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории» (X.4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года).
Семья является местом, в котором человек проживает всю свою жизнь - от момента рождения и до самой смерти. Это самый устойчивый, консервативный институт общества, отвечающий за передачу от поколения к поколению базовых представлений о мире и о человеке, за привитие важнейших социальных ролей - мужчины и женщины, отца и матери, гражданина и т.д., за сохранение и передачу цивилизационного мировоззрения, национальной идеи, а также традиционных духовно-нравственных ценностей.
Ослабление и разрушение семьи создаёт непосредственную угрозу для существования всех остальных традиционных институтов, а также форм коллективной идентичности человека - биологического пола, брака как союза мужчины и женщины, религии и свободы вероисповедания, нации, государства, традиционной культуры и т.д. Именно поэтому основной мишенью для ударов западного глобализма и насаждаемой им идеологии т.н. «гендерного равенства» является традиционная семья и семейные ценности. Крепкая многодетная семья, её защита и благополучие, должны быть помещены в центр Русской Идеи, а также всей государственной политики. Ключевые демографические показатели должны быть коренным образом пересмотрены.
Показатели суммарного коэффициента рождаемости, которых необходимо добиться в России, должны быть установлены на уровне 3 - 3,5 рождений на одну женщину. Должны быть разработаны и утверждены новые концепции демографической, а также семейной политики Российской Федерации.
Самой распространённой моделью российской семьи - своего рода «стандартом» - должна стать многодетная семья, основанная на законном (официально зарегистрированном) и освящённом церковью браке, с тремя и более детьми, с работающим отцом и занимающейся воспитанием детей и домашним хозяйством матерью.
Многодетная семья, живущая на собственной земле, в собственном благоустроенном доме, в соответствии с традиционным укладом, а также традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, должна стать материальным воплощением идей Русского Мира.
Защита российской семьи
Защита российской семьи, её прав и интересов должна стать основным приоритетом всей политики государства. Семья и обеспечение её благополучия должны быть признаны главной национальной целью развития, а также стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации на период до 2050 года.
Государством должны приниматься исчерпывающие правовые, организационные и технические меры для эффективного противодействия пропаганде деструктивных идеологий, подрывающих институты брака и 4 семьи, а также традиционные семейные ценности. Первоочередное внимание, при этом, должно уделяться пресечению пропаганды половой разнузданности и распутства, а также различных сексуальных извращений в цифровой среде, СМИ, рекламе. Вся отечественная культура, прежде всего массовая, должна работать на создание в обществе культа семьи, многодетности, ответственного родительства, а также привлекательности семейной жизни.
Подготовку к созданию семьи следует сделать целью школьного воспитания. Семейная психология и домоводство должны занять в школьном расписании почётное место. Государством должны быть созданы условия, гарантирующие занятость глав семейств, а также уровень доходов, позволяющих супружеской паре родить и воспитать трёх и более детей. На законодательном уровне семья должна быть признана полноправным субъектом правовых отношений, а также обязательным и основным элементом (единицей) государственного планирования и управления.
Принцип «Дети - индекс счастья» должен быть закреплён в качестве основного критерия оценки эффективности работы глав высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также глав муниципальных образований, определяемого количеством многодетных семей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.
Борьба с абортами
Лежащими в основе Русской Идеи вера в Бога, а также понимание человека как «образа и подобия Божия», обусловлено христианское отношение к человеческой жизни как к Дару свыше. С древнейших времён Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убеждённость в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь 5 будущей человеческой личности преступно (XII.2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года). По этой причине отношение российского общества к абортам должно быть коренным образом изменено. Оправдание намеренного прерывания беременности, приводящее к настоящей эпидемии абортов, должно быть прекращено. Ежегодно в России (и это только по данным официальной статистики) производится порядка 600 тыс. абортов. С учётом медикаментозных абортов, а также абортов, проводимых в частных клиниках, их общее число может доходить до 3 млн в год, это при том, что по официальным данным, доля абортов, проводимых по медицинским показателям, составляет лишь 1,5%. Производство аборта не по медицинскому показателю должно осуждаться обществом. Ответственность за грех убийства нарожденного ребёнка, наряду с матерью, несёт и отец, в случае его согласия на производство аборта. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт (XII.2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года). Пропаганда абортов, а также склонение к аборту должны быть законодательно запрещены, а лица, совершившие указанные деяния, должны привлекаться к административной и уголовной ответственности. Признавая безусловную важность духовно-нравственных и мировоззренческих основ деятельности, направленной на борьбу с абортами, участники секции считают своим долгом отразить в настоящей резолюции перечень конкретных шагов, а также рекомендаций, которые необходимо предпринять на федеральном и региональном уровнях с целью существенного сокращения количества проводимых в России абортов не по медицинским показаниям. На федеральном уровне:
1. Следует законодательно запретить производство абортов негосударственными медицинскими организациями, для чего внести поправки в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, а также в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 6 № 323-ФЗ, предусматривающие введение запрета на проведение искусственного прерывания беременности медицинскими организациями, не входящими в государственную и муниципальную системы здравоохранения;
2. Внести поправки в соответствующие федеральные законы (Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.), вводящие запрет на пропаганду абортов, а также внести поправки в КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за пропаганду, а также за склонение к аборту.
На уровне субъектов Российской Федерации:
1) Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших органов исполнительной власти) субъектов РФ, а также иным уполномоченным должностным лицам субъектов РФ в сфере здравоохранения (курирующим вице-губернаторам, министрам здравоохранения региона, главам ТФОМС и др.) провести работу, нацеленную на добровольное прекращение коммерческими и ведомственными медицинскими организациями субъекта РФ проведения всех видов абортов (медикаментозных, хирургических и др.) как лицензируемого вида деятельности, в порядке, предусмотренном пп. 1) п. 13 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Итогом данной работы должен стать добровольный отказ клиник от лицензии на искусственное прерывание беременности (прекращение действия лицензии на основании заявления лицензиата). Показателем эффективности работы по данному направлению должно являться количество частных клиник, добровольно прекративших действие выданных им лицензий на искусственное прерывание беременности путём подачи соответствующего заявления в лицензирующий орган. (В настоящее время подобная работа успешно 7 реализуется на территории Мордовии под непосредственным руководством Главы Республики А.А. Здунова.);
2) В целях совершенствования статистического учёта, профилактики проведения абортов, а также совершенствования порядка расходования бюджетных средств рекомендовать уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, а также Территориальным фондам обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС): - изучить порядок и особенности финансирования ТФОМС услуг по оказанной медицинскими организациями субъекта РФ медицинской помощи женщинам в период беременности, проведя учёт количества всех оказанных и профинансированных услуг по двум отдельным категориям - «по ведению беременности и родов» (первая категория) и «по проведению искусственного прерывания беременности» (вторая категория); - при формировании документации и отчетности выделить в отдельную строку затраты «на проведение искусственного прерывания беременности»; - рассмотреть вопрос о разделении услуги «по ведению беременности и родов» с услугой «по проведению искусственного прерывание беременности» при оказании медицинской помощи женщинам в период беременности, а также о введении дифференцированной стоимости указанных услуг, исходя из принципа: «ведение беременности и родов оплачивается дороже, чем проведение аборта».
3) В связи со снижением, согласно официальным данным Минздрава России, количества проводимых в субъектах Российской Федерации абортов, рекомендовать уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также ТФОМС рассмотреть вопрос о возможности сокращения планового финансирования процедуры искусственного прерывания беременности в рамках государственного задания, перенаправив высвободившиеся денежные средства на финансирование других медицинских услуг. 8
4) В целях повышения достоверности отчетности по количеству абортов, проводимых в коммерческих и ведомственных медицинских организациях субъектов РФ, недопущения искажения статистических данных, рекомендовать уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения усилить контроль за замершими беременностями и выкидышами, а также предпринимать соответствующие меры реагирования при выявлении на территории вверенного субъекта РФ необоснованного увеличения количества замерших беременностей и/или выкидышей.
5) Рекомендовать органам законодательной власти субъектов РФ ввести законодательный запрет на пропаганду и склонение к абортам, а также административную ответственность за пропаганду, а также за подстрекательство (склонение) к аборту без наличия медицинских и социальных показаний, путём принятия соответствующих поправок в законодательство об административных правонарушениях субъектов РФ.
6) В целях снижения женской смертности и травматизма, рекомендовать уполномоченным органам субъектов РФ в сфере здравоохранения предусмотреть разработку и внедрение критериев допуска медицинских организаций и медицинских работников к выполнению искусственного прерывания беременности, в числе которых: - ввести запрет на производство хирургических абортов в медицинских организациях субъекта РФ, не обладающих возможностями оказания высокотехнологической медицинской помощи (ВМП); - повысить профессиональные требования к врачам акушерамгинекологам, допущенным к проведению абортов, предусматривающие наличие высшей категории, стажа работы акушером-гинекологом не менее 10 лет и т.п.
7) Рекомендовать уполномоченным органам субъектов РФ в сфере здравоохранения усилить контроль за соблюдением медицинскими организациями их региона обязательных «дней тишины», установленных ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
8) Рекомендовать уполномоченным органам субъектов РФ в сфере здравоохранения установить строгий контроль за обязательным 9 соблюдением медицинскими организациями их региона проведения обязательного доабортного консультирования медицинского психолога, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2007 № 389 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях».
9) Рекомендовать уполномоченным органам субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также главным врачам медицинских организаций установить правило, согласно которому аборт по желанию женщины может быть проведён только после проведения УЗИ с демонстрацией матери сердцебиения плода.
10) Рекомендовать уполномоченным органам субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также главным врачам медицинских организаций установить график проведения абортов в определённые дни недели (например, только по вторникам и четвергам), исключив проведение абортов в другие дни.
11) Предложить руководителям и главным врачам медицинских организаций субъектов РФ рекомендовать подчинённым врачам акушерамгинекологам, медицинским психологам и другим медицинским работникам, проводящим консультации женщин, обратившихся с целью искусственного прерывания беременности, приглашать супругов и (или) близких родственников, совместно проживающих с беременной женщиной, на консультации, ориентированные на сохранение беременности.
12) Рекомендовать уполномоченным органам субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также руководителям и главным врачам медицинских организаций разработать логистику размещения пациенток в стационаре, разводя потоки женщин, стремящихся к сохранению беременности и родам и поступивших для искусственного прерывания беременности.
13) Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших органов исполнительной власти) субъектов РФ ввести ежегодную премию-поощрение «За сохранение жизни», вручаемую лучшим врачам акушерам-гинекологам их регионов, сохранившим наибольшее количество 10 беременностей и способствовавших рождению наибольшего количества детей.
14) Совместно с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, включая уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, общественными объединениями и лидерами общественного мнения, провести комплекс просветительских мероприятий (лекций, семинаров, конференций, круглых столов и т.д.), направленных на увеличение количества врачей (в первую очередь - акушеров-гинекологов), отказывающихся от проведения абортов и способствующих сохранению беременности.
15) Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших органов исполнительной власти) субъектов РФ включить в утвержденные региональные программы по повышению рождаемости следующие меры поддержки молодой семьи, направленные на сохранение беременности и рождение ребенка:
- предоставить преимущественное право перевода с платной формы обучения на бюджетную женщинам, состоящим в зарегистрированном браке и забеременевшим в период обучения в высшем или среднеспециальном учебном заведении (лицее, колледже, техникуме, университете, академии, институте и др.);
- предоставить право перевода на бюджетную форму обучения супругу беременной студентки (учащейся, курсантки), также являющемуся студентом (учащимся, курсантом) платного отделения высшего или средне-специального учебного заведения;
- предоставить студенческим семьям, в которых супруги являются студентами разных ВУЗов, преимущественное право на предоставление общежития, в случае наступления у супруги беременности либо рождения ребенка;
- содействовать открытию в ВУЗах групп кратковременного пребывания детей, комнат матери и ребенка, комнат для кормления;
- ввести единовременные денежные выплаты (свадебные сертификаты) на проведение свадебного торжества для молодоженов, вступающих в брак до 25 лет, в случае если один из супругов является студентом (учащимся, курсантом) и впервые вступает в брак.
23 октября 2023 года г. Санкт-Петербург
Материалы настоящей Резолюции будут использованы при подготовке итоговых документов Форума, а также XXV Всемирного Русского Народного Собора, который пройдёт в Москве 27 и 28 ноября 2023 г.