18 мая 2023 г.
Участники Всероссийского социального форума ВРНС, проходившего в г. Воронеже 17-18 мая 2023 года, рассмотрев наиболее острые социальные вопросы, вынесли для обсуждения на юбилейном заседании Всемирного Русского Народного Собора следующие предложения, требующие как экспертной оценки, так и внимания соответствующих государственных органов власти и широкой общественности: 1. Законодательно закрепить принцип «Дети - индекс счастья» в качестве основного критерия оценки эффективности работы глав высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также глав муниципальных образований, определяемого количеством многодетных семей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования;
2. Ввести практику обязательного согласования проектов нормативных правовых актов (включая проекты федеральных законов) на предмет их соответствия государственной демографической политике, аналогично существующей сегодня практике обязательного представления финансовоэкономических обоснований проектов нормативных правовых актов. Обязательность представления «демографического обоснования» должна распространяться на нормативные правовые акты всех ветвей, а также всех уровней власти;
3. Законодательно признать семью и обеспечение её благополучия главной национальной целью развития, а также стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации на ближайшие 30 лет. Семья должна стать полноправным субъектом правовых отношений, а также обязательным и основным элементом (единицей) государственного планирования и управления. Для осуществления функций по выработке и реализации государственной семейной политики переименовать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в Министерство по делам семьи и социального обеспечения Российской Федерации;
4. Вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования;
5. На законодательном уровне полностью исключить аборты из перечня услуг, оказываемых частными медицинскими организациями;
6. Ввести стимулирующие денежные выплаты для беременных с момента постановки женщины на учёт в женской консультации;
7. Освободить родителей (усыновителей) в многодетной семье от уплаты транспортного налога в отношении не более двух зарегистрированных на них транспортных средств, вне зависимости от того, на кого из них зарегистрированы указанные транспортные средства. Распространить действие указанной льготы на все субъекты Российской Федерации;
8. Ввести ипотечные каникулы для беременных на период беременности и родов; 9. Создать условия, при которых работодатели будут заинтересованы в приоритетном приёме на работу граждан РФ, являющихся многодетными отцами. В отношении многодетных освободить работодателей от уплаты обязательных социальных отчислений с заработной платы (страховых взносов - ОПС, ВНиМ, ОМС, взносов за травматизм). Данное правило не должно распространяться на работников, являющихся иностранными гражданами, за исключением высококвалифицированных специалистов; 10. Детям, воспитывающимся в многодетных семьях, вне зависимости от уровня материального достатка семей, гарантировать устройство в детский сад без очереди. Детский сад при этом должен находиться в пешей доступности от места проживания многодетной семьи;
11. После рождения первого и последующего ребенка в студенческой семье (в которой и муж и жена являются студентами) предоставить обоим супругам право перевода с коммерческой на бюджетную форму обучения;
12. Ввести специальный институт кураторов (помощников), отвечающих за полноценную социальную адаптацию выпускников домов-интернатов в течение от 1 до 3 лет после выпуска;
13. Предоставить выпускникам домов-интернатов льготы в получении профессионального образования;
14. Для российских граждан, являющихся пенсионерами или инвалидами, установить на всей территории Российской Федерации плату за услуги ЖКХ в размере, не превышающем 15% от получаемых ими пенсий и пособий;
15. Для оказания помощи малообеспеченным и нуждающимся гражданам, разработать и внедрить комплекс мер, способствующих развитию общественных проектов, направленных на спасение от утилизации пригодных в пищу продуктов питания. С этой целью внести поправки в Главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющие право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении товаров, безвозмездно передаваемых специализированным организациям для последующей раздачи нуждающимся гражданам. При этом в отношении таких товаров должно сохраняться право на вычет входного НДС (без обязательства восстановить ранее принятый к вычету входной НДС при передаче товаров в указанных целях);
16. Социально ориентированным НКО предоставить право на получение субсидий по оплате коммунальных платежей из федеральных и региональных источников;
17. Неконтролируемую внешнюю трудовую миграцию взять под полный контроль государства, принять безотлагательные меры по обеспечению на территории Российской Федерации миграционной стабильности и антитеррористической безопасности. Внедрить единую государственную систему планирования и управления миграционными потоками: - учитывающую задачи пространственного развития Российской Федерации; - учитывающую реальные потребности экономик и рынков труда субъектов Российской Федерации в иностранной рабочей силе; - исключающую концентрацию низкоквалифицированной иностранной рабочей силы в российских регионах, не испытывающих дефицита рабочих рук; - позволяющую оперативно перераспределять потоки мигрантов по отдельным регионам, отраслям российской экономики, а также конкретным предприятиям.
18. Ввести законодательный запрет (путём принятия соответствующего федерального закона) на использование внешней трудовой миграции в качестве способа решения демографических проблем;
19. Направить государственную миграционную политику на защиту российского рынка труда, обеспечение занятости граждан Российской Федерации, а также ограничение притока в страну низкоквалифицированной иностранной рабочей силы;
20 Ввести новые требования к уровню знания русского языка иностранными работниками, в соответствии с которыми иностранный гражданин, не являющийся высококвалифицированным специалистом либо соотечественником и/или носителем русского языка, для получения разрешения на работу либо патента должен подтвердить знание русского языка на уровне Единого государственного экзамена по русскому языку, в рамках образовательных программ для среднего общего образования;
21. В целях защиты региональных экономик, а также рынков труда, рекомендовать главам субъектов Российской Федерации: - активно использовать введение запретов на работу иностранных граждан в определённых отраслях региональных экономик, не испытывающих дефицита рабочих рук; - применять механизм увеличения стоимости патента на работу для иностранных работников;
22. Разрешать въезд на территорию Российской Федерации (с целью осуществления трудовой деятельности) низкоквалифицированным иностранным работникам только в случае их целевого набора для работы у конкретного работодателя и заключения с ним срочного трудового договора;
23. На законодательном уровне возложить на работодателя всю ответственность за въезд-выезд, а также пребывание (проживание) иностранных работников на территории РФ. Возложить на работодателя все расходы, связанные: - с въездом на территорию РФ нанимаемых им иностранных работников, с их постановкой на миграционный учёт и получением документов, дающих право на ведение трудовой деятельности; - с выездом работников за пределы РФ, включая оплату депортации либо принудительного административного выдворения из России; - с пребыванием иностранных работников на территории РФ (оплата жилья, питания, одежды, медикаментов, медицинских страховок, услуг и т.д.);
24. Возложить на работодателя обеспечение проживания иностранных работников в специально обустроенных закрытых рабочих посёлках (городках), исключающих возможность их самовольного оставления работниками во вне рабочее время. Условия проживания в указанных посёлках должны соответствовать установленным в Российской Федерации санитарным правилам и нормам (СанПиН).