27 ноября 2023 года в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось заседание образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора.
В последние десятилетия некоторые чиновники от образования пытались превратить учительское служение в "образовательные услуги", лишённые воспитательной составляющей и передачи детям самого главного – духовных ценностей. Про патриотическое же воспитание порой говорили с ехидной ухмылкой. Благо, это время позади, отечественное образование освобождается от годами навязываемых ему одиозных западных концепций. Причём как среднее и средне-специальное, так и высшее.
27 ноября 2023 года одним из ключевых соборных мероприятий стало заседание образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора под председательством президента Российской академии образования Ольги Васильевой. Представляем экспертные доклады, сделанные на этой соборной секции.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг): "Традиционные ценности необходимо интегрировать в образование"
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора выступил с первым докладом. В своём выступлении владыка остановился на важности интеграции системы традиционных духовно-нравственных ценностей в основные образовательные программы, изложив конкретные примеры и рекомендации в этой сфере. В частности, остановившись на программе, разработанной в Высшей политической школе имени Ивана Ильина при РГГУ под руководством Александра Дугина, а также на образовательной площадке "Клевер лаборатория".
Константин Могилевский: "Система высшего образования должна опираться на национальную традицию"
Заместитель Министра науки и высшего образования России Константин Могилевский, выступая на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора, обрисовал современную геополитическую ситуацию и связанные с ними задачи Минобрнауки России. Докладчик подробно остановился на комплексе образовательных и воспитательных мер, в том числе – связанных с историческим образованием и новыми мировоззренческими курсами. Заместитель министра также отметил роль в этом процессе созданной в 2023 году Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ.
Андрей Корнеев: "Либеральному подходу не место в среднем образовании"
Статс-секретарь, заместитель Министра просвещения России Андрей Корнеев на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора сделал доклад, посвящённый теме среднего образования. Особое внимание было уделено новым учебникам по отечественной истории и обществознанию, а также патриотическому воспитанию учащихся и передаче им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Ольга Васильева: "Патриотическое воспитание необходимо начинать с воспитания любви к малой родине"
Президент Российской академии образования Ольга Васильева в своём докладе на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора представила историю и современную деятельность возглавляемой ею академии. В частности, отметив роль РАО в подготовке педагогов в конце Великой Отечественной войны и послевоенное время. Докладчик особо остановилась на ключевых научно-практических наработках академии последнего времени, в том числе – в работе с проректорами отечественных вузов по воспитательной работе и непосредственно с учащимися.
Валерий Фадеев: "История человечества в огромной степени задаётся и определяется пророками"
Председатель Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента России Валерий Фадеев на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора подчеркнул, что мы пока не можем представить ответы, адекватные масштабу вызова, стоящего перед всем миром. При этом никто, кроме нас, сегодня не может предложить альтернативу западной системе. Докладчик особо остановился на религиозном факторе в образовании.
Александр Безбородов: "Гуманитарная наука в России переживает масштабный мировоззренческий поворот"
Ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов в своём выступлении на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора детализировал рассказ о созданной при РГГУ Высшей политической школы имени Ивана Ильина. Докладчик подчеркнул важность консервативного мировоззренческого поворота отечественной гуманитарной науки и образования.
Василий Страхов: "Будущим учителям необходимы теологические знания"
Проректор по развитию Московского педагогического государственного университета Василий Страхов на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора сделал доклад на тему "Теология в педагогическом ВУЗе". В ходе выступления докладчик отметил важность преподавания теологии именно при подготовке будущих педагогов, в первую очередь, для их дальнейшей ценностно-воспитательной работы.
Руслан Корчагин: "Этические основы являются критерием личной эффективности гражданских служащих"
И. о. директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Руслан Корчагин на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора сделал выступление на тему "О профессиональной подготовке, переподготовке государственных и муниципальных служащих по вопросам реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей". Докладчик подчеркнул особую важность и актуальность данной работы, поскольку большинство гражданских служащих готовились в прежних условиях, когда традиционно-ценностная ориентация не была столь акцентирована.
Генри Сардарян: "Отечественной науке пора освободиться от западных индексов"
Декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора предложил ответ на ключевой вопрос сегодняшнего дня: в чём заключается цель противостояния с нами западных государств? Докладчик уверен: эта цель – полное уничтожение России как культурно-исторического феномена. И в этой связи Генри Сардарян отметил важность освобождения отечественной науки от привязки к вредящим ей западным рейтингам и индексам цитирования.
Владимир Шамахов: "Необходимо формировать управленцев нравственного типа"
Научный руководитель РАНХиГС Санкт-Петербург Владимир Шамахов на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора свой доклад посвятил возрождению Царскосельского лицея при Президентской академии. Докладчик убеждён: это начинание, обращающее нас, в том числе, к дореволюционным образовательным традициям, особенно актуально именно в контексте воспитания будущих управленцев в духе традиционных духовно-нравственных ценностей.
Константин Малофеев: "Образование без воспитания нам не нужно"
Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев, выступая на заседании соборной образовательной секции, особое внимание уделил проблеме воспитания. Докладчик подчеркнул, что около 30 лет в учебных заведениях мы практически не занимались воспитательной деятельностью, и за это время у нас появилось целое поколение, выросшее в смартфонах.
Константин Малофеев поделился воспитательным опытом в учреждённой им Православной гимназии Святителя Василия Великого, где с момента её создания в 2006 году учащимся на уроках запрещено пользоваться смартфонами. А также рассказал, как стоит выстраивать воспитательную работу в вузах, в частности, остановившись на примере Студенческого Братства Академистов.
Александр Дугин: "Россия находится в тотальной эпистемологической оккупации"
Директор научно-исследовательского Института Царьграда и Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ Александр Дугин свой доклад на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора посвятил теме суверенного образования.
Вслед за ректором РГГУ Александром Безбородовым и рядом других докладчиков профессор Дугин также остановился на недавно созданной и возглавленной им Высшей политической школе. Докладчик подчеркнул особую значимость этого научно-образовательного проекта в условиях тотальной эпистемологической оккупации отечественной науки и образования, сложившейся за последние десятилетия, приведя конкретные примеры в различных областях гуманитарного знания.
Вардан Багдасарян: "Пора вернуться к отечественной педагогической традиции"
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора посвятил своё выступление возвращению традиций в отечественном образовании и педагогике. Докладчик отметил, что целью русской педагогики, согласно её основателю Константину Ушинскому, является счастье ребёнка. Сегодняшняя же погоня за рейтингами в образовании убивает не только эту цель, но и вредит нашим детям. Как духовно, так и физически.
Александр Щипков: "Семья и педагогическое сообщество – основы ценностного суверенитета страны"
Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, ректор Российского православного университета Святого Иоанна Богослова Александр Щипков на заседании соборной образовательной секции выступил на тему "Воспитание нравственных ценностей и суверенитет государства". Докладчик подробно изложил своё видение понятия "ценностный суверенитет", без возрождения которого другие виды государственного суверенитета просто невозможны.
Иван Смирнов: "Отечественному образованию важно обратиться к опыту Российской Империи"
Директор Православной гимназии Святителя Василия Великого Иван Смирнов на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора в своём докладе "Как возродить лучшие традиции российского образования в современной школе" сделал экскурс в историю отечественного образования. В частности, остановившись на том, как после западнического XVIII века в Российской Империи был установлен приоритет обучения в родной стране перед зарубежным для дальнейшей государственной службы. И это, как и многие другие дореволюционные образовательные примеры, ничуть не менее актуально сегодня, два столетия спустя.
Епископ Алексий (Елисеев): "В основании русской классической школы лежит духовное образование"
Глава Галичской епархии Русской Православной Церкви епископ Галичский и Макарьевский Алексий (Елисеев) на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора сделал доклад на тему "Духовное образование, просвещение и воспитание личности". Владыка особо остановился на проблеме современного расчеловечивания, остановить которое можно только обратившись к церковному опыту духовного образования.
Татьяна Котельникова: "Важно, чтобы педагоги сами разделяли ценности, которым учат"
Министр образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора выступила с докладом "Формирование готовности педагогических кадров к решению задач, связанных с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей в соответствии с Указом Президента РФ № 809". Докладчик поделилась опытом совместной работы Тамбовской области и Тамбовской митрополии в сфере ценностной подготовке педагогов.
Виталий Даренский: "Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников"
Доктор философских наук, заведующий кафедрой философии МГУТУ им. К.Г. Разумовского профессор Виталий Даренский на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора выступил на тему "Русский канон как основа альтернативных учебников по гуманитарным наукам". Докладчик рассказал о том, как можно противостоять негативным, русофобским и богоборческим, тенденциям в современном гуманитарном образовании.
Аркадий Минаков: "В преподавании истории необходимо преодолеть материализм и западоцентризм"
Доктор исторических наук, директор Зональной научной библиотеки Воронежского государственного университета профессор Аркадий Минаков на заседании образовательной секции юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора сделал доклад на тему "О контрреформах в преподавании и изучении русской истории". Докладчик раскритиковал до сих пор присущий гуманитарным дисциплинам (в особенности – преподаванию истории) социально-экономический, а по сути – материалистический подход, а также западоцентризм. А также отметил актуальность преподавания истории русского консерватизма и украинского вопроса.