Один из величайших педагогов ушедшего столетия А. С. Макаренко в своем труде «Педагогическая поэма» писал: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
Детей и молодежь современной России очень часто называют потерянным поколением. Их обвиняют в бездуховности, отсутствии нравственных принципов, безразличии к таким понятиям как Родина, Отечество, патриотизм. Как часто мы бываем свидетелями как из уст взрослых людей на научных конференциях, «круглых столах», в СМИ звучат ужасающие цифры о детской наркомании, алкоголизме, говорится о нежелании молодежи читать, учиться, о влияние на нее такого «университета» как Интернет, развращающего и убивающего доброе, чистое и светлое. При этом обращаешь внимание на такую закономерность — умалчивается то положительное в молодежи, что может стать предметом гордости, восхищения, радости и уверенности в будущем. Так, опуская радость и отдавая предпочтение негативу, постепенно формируется образ неких манкуртов, не помнящих родства, для которых не имеет значение, в какой стране они живут, что чувствуют, кого любят, с кем дружат, что читают. Порой мы не замечаем, как собственными руками создаем образ молодого человека, для которого безразлична его история, культура, русский язык, литература, не имеет значение будет ли его страна свободной и независимой, сохранятся ли ее культурно-духовные традиции, нравственные ценности и тот русский дух, лежащий в основе русской цивилизации или она растворится в глобальном цивилизационном пространстве. Мы забываем мировоззренческие слова Аристотеля, высказанные еще в Древнем мире, но пророчески звучащие сейчас: «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».
Конечно, не стоит отрицать, что в наш непростой период, который через много лет возможно войдет в историю как «время великого испытания», эти негативные явления имеют место быть. Но, слушая ораторов, фиксирующих внимание лишь на негативе, невольно задаешь себе вопрос: «Неужели нет ничего положительного в нашу эпоху, неужели так безнадежно молодое поколение России?».
Не стоит изобретать колесо и отрицать, что во все времена государство, заинтересованное в своем прогрессивном развитии, должно прогнозировать будущее и создавать благодатную почву для поступательного движения. Отсутствие положительных примеров, предание забвению позитивного, гуманного, духовного — это путь регресса, человек же нуждается не только в критике, но, прежде всего в ощущении состояния радости, уверенности, перспективности. Вспомним известную сказку, в которой девочке принцессе придворный шут читал только страшилки. Не имея положительных эмоций, у нее сформировался страх, она утратила уверенность, желание жить, поддалась не только упадническому настроению, но и утратила важнейшую функцию человека — жажду жизни. И только положительный герой сказки, наделенный глубокой верой, радостью бытия вывел ее из этого искусственно созданного «летаргического сна».
Мы живем вроде бы не в сказке, но как часто ловим себя на мысли, что ощущаем этот навязываемый страх, неуверенность и бессмысленность происходящего, желание уйти, спрятаться, не видеть и не знать. Главными мишенями «творимого» страха являются дети, молодежь, которые первыми подобно барометру улавливают эти духовные, культурные, политические … колебания. Случайно ли это?
Состоявшаяся 21 февраля в Российской государственной детской библиотеке в рамках XII Всемирного Русского Народного Собора: Собора детей и молодежи «Будущие поколения — национальное достояние России» секция «Детское творчество: традиции и будущее» свидетельствует об ином, о том, что, к счастью и великой радости, дает силы, уверенность, веру и желание жить и творить, и, конечно же, бороться за это право быть в этом уникальном явлении как Великая Россия.
В этот день, который навсегда остался в памяти у многих участников секции как день радости, счастья и добра, соборяне стали свидетелями настоящего триумфа русской культуры, достойного диалога поколений, ставших возможными (как сказал в своем докладе на первом пленарном заседании Собора Заместитель Главы ВРНС, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл) благодаря синтезу двух поколений — взрослых и детей. Состоялось то, что В. А. Сухомлинский назвал «духовным общением учителя и ребенка», удалось достичь того, что Я.Корчак считал главной задачей педагога — «возвыситься к духовному миру ребенка».
Взрослые — это носители духовности, культуры, истории, созданными предшествующими поколениями, прошедшими цивилизационный отбор и генетически вошедшие в каждого человека. Двигателем жизни, ее поступательным движением являются, прежде всего, нравственные ценности, которые передаются с молоком матери и обязательно побеждают даже в сложнейшей схватке с безнравственностью, пороками, тем самым сатанинством, которое, часто искусно драпируясь, мастерски насаждаются врагами национальных интересов России ради единственной цели — уничтожения будущего, стоящего на «китах» ее культурно-духовных традиций. Русская история является тому ярким свидетельством: Русь выстояла в схватке со степью и ее ценностными ориентирами, победила глобалистские вызовы монголо-татар, отстояла русский дух в период смутного времени, схватке с Наполеоном и гитлеризмом.
Современной России, принявшей эстафету прежних веков, предстоит не только отбить эти глобалистские вызовы на новом цивилизационном ветке с его интернетными технологиями, но и одержать победу, тем самым, обеспечив будущее поколениям, о котором так пророчески сказал А. С. Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Конференция, выставка, концерт детских коллективов, состоявшиеся в рамках секции «Детское творчество: традиции и будущее», в которых приняли участие педагоги и их воспитанники из школ, детских домов творчества Москва и Московской области, показали, что традиционные русские ценности не утрачены, напротив, они развиваются и передаются в надежные руки — руки будущих хозяев и устроителей России.
В конференции выступило более двадцати участников, среди них: Жукова Нина Борисовна — член Бюро ВРНС, Жаркова Лидия Михайловна — директор Российской государственной детской библиотеки, Жарова Алевтина Петровна — директор детской литературно-художественной галереи «Жар-птица», Курилкина Татьяна Борисовна — педагог мастерской народного костюма и этнической куклы «Мария-Искусница» клуба «Этнос», г.Клин (Высоковский филиал), Миронов Александр Сергеевич — организатор Дома детского творчества «На Таганке», Вилков Андрей Викторович — руководитель инновационного проекта «Дети строят Россию», Петрова Нина Леонидовна — педагог дополнительного образования Центра творчества «Бибирево», Бессонова Нина Владимировна — директор Центра детского творчества «Импульс», города Видное, Пиманкина Надежда Ивановна — директор детской школы искусств им. Н. Н. Гончаровой и другие.
Слушая эмоциональные, яркие выступления педагогов, работающих не ради «золотого тельца», а ради будущего своих воспитанников, все участники конференции поражались их удивительному бессеребряничеству, испытывали чувство гордости за русского человека, за его преданность и служение любимому делу, самоотверженному труду. Получая нищенскую заработную плату, часто работая далеко не в идеальных условиях, педагоги достойно несут важнейшую историческую миссию, сохраняя традиции, завещанные предками, они формируют и моделируют новую Россию, выполняя завет В. А. Сухомлинского: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни: лишь при этом условии мы имеем право воспитывать».
Выступления педагогов — это не просто отчет о проделанной работе, а повествование о той жизненной силе, которая всегда двигала русским человеком, обеспечивала победу и торжество русской правды. Глядя в их одухотворенные, светящиеся лица вдохновляешься и понимаешь, что вот оно настоящее и никакие кощеи бессмертные и заокеанские бабушки йошки не страшны.
На выставке «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» было представлено более 300 работ детей из домов детского творчества, общеобразовательных школ Москвы и Московской области в различных жанрах: изобразительное искусство, керамика, макраме, фриволите, художественная вышивка, вязание, выжигание. Каждый коллектив очень бережно, трогательно оформил свою витрину, стенд.
Изобразительное искусство представили: детская литературно-художественная галерея «Жар-птица» (Жарова Алевтина Петровна — директор), изостудия Дома творчества «На Таганке» (Жигулина Надежда Владимировна — руководитель структурного подразделения массово-досуговой деятельности), Мемориальный музей А. Н. Скрябина (Санжарова Оксана Евгеньевна — Заведующая отделом выставок музея А. Н. Скрябина), Центр детского творчества «Импульс» (Бессонова Нина Владимировна — директор), Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» (Терехова Людмила Евгеньевна — педагог изобразительного и декоративно-прикладного творчества), Шаховская гимназия, п.Шаховская (Спиридонычева Галина Андреевна — учитель изобразительного искусства); декоративно-прикладное творчество — Центр детского творчества г.Пушкино (Иванова Татьяна Семеновна — заведующая отделом декоративно-прикладного искусства), Дом детского творчества № 3, г.Наро-Фоминск (Кривулькина Оксана Александровна — методист), Дом детского творчества № 1 им.В.Волошиной, г.Наро-Фоминск (Кныш Лидия Ивановна — директор), Детско-юношеский центр «Горизонт», г.Протвино (Минченко Зинаида Николаевна — методист декоративно-прикладного отдела).
И когда была повешена последняя картина, Зимний сад детской библиотеки вспыхнул многоцветием великого русского искусства. И щемящее чувство гордости охватило при виде этого творческого великолепия, в котором нашло воплощение и наследие наших предков, и отразилась новая развивающаяся Россия.
Во всем этом многообразии просматривается главная тема — Великая Россия, ее духовная история и культура. Разве не удивительно, что в наше время, окрещенное безнравственным, на полотнах, с любовью написанных детьми, изображены величественные храмы, монастыри, в синем небе парят белокрылые ангелы, а с икон, выполненных в технике бисероплетения, смотрят святые земли русской.
Интересно, что все эти сюжеты и темы были выбраны самими детьми, которые вместе с педагогами, обращаясь к самому сокровенному, пытаются понять Россию, ее предназначение и найти свое место в ее истории.
Как известно, будущее возможно лишь при бережном отношении к настоящему и почитанию прошлого. Представленные образцы художественной вышивки, лоскутной пластики (работы детей Московского городского дворца творчества детей и молодежи «Марьино», педагоги — Пахомова Татьяна Львовна, Наумова Светлана Анатольевна), выполненной на основе изучения работ старых мастериц в организованных этнографических экспедициях, являются тому наглядным свидетельством. Представленные работы ценны тем, что в них с этнографической точностью были воспроизведено мировоззрение наших предков, их ценностные представления дохристианской Руси, органически вошедшие в ее новую историю. Дети своими руками, воспроизведя эти далекие представления, смогли подхватить эту эстафету, необходимую для жизнедеятельности и будущего русской цивилизации. Тот, кто понял, познал и продлил это развитие, никогда не предаст, не уничтожит, а защитит и бережно передаст.
Дети из детского дома! Как печально это звучит в наше время. Но эти дети — участники выставки, не смотря на брошенность, удивительным образом несут в себе любовь к отсутствующим родителям, сыновью преданность и долг, что воплотилось в их удивительной по духовной моще работе — мама с пятью маленькими детьми (коллективная работа детей «Вот и я, и вся моя дружная семья», школа № 957, г.Москва, педагог Петрова Н.Л.). Это детское творение является той самой национальной идеей, которая вечна и незримо передается из поколения к поколению.
Концерт детского творчества явился символическим финалом торжества великого русского искусства. Все участники концерта — хореографические коллективы (хореографическая студия «Фуэте», педагог Степанова Ирина Александровна, Московский городской дворец творчества детей и молодежи «Марьино»; студия классического балета «Сильфида», педагог Чебоксарова Наталья Викторовна, Дом детского творчества «На Таганке»; хореографические ансамбли «Искорка», «Ветерок» руководители Сильвелькина Ольга Таджимировна, Шаймратов Мидор Шаймратович., Центр детского творчества «Импульс, г.Видное; образцовый хореографический ансамбль «Синяя птица», Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово, руководитель Куцевалова Тамара Александровна), ансамбль народного танца «Школьная пора» (педагог Топольская Татьяна Алексеевна, Центр детского творчества г.Пушкино), вокальный ансамбль «Акварелька» (педагог Анисимова Вера Николаевна, Шаховская гимназия), вокальный ансамбль «Домисолька» (Дом детского творчества № 3, г.Наро-Фоминск, педагог Золотарева Ирина Григорьевна), вокалисты (Сажина Виктория — Центр развития творчества детей и юношества, г.Ивантеевка, педагог Боева Ирина Олеговна; Старостина Алена — Центр развития творчества детей и юношества, г.Ивантеевка, педагог Драганова Виктория Ивановна; Федотова Аня — Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово», педагог Куцевалова Тамара Александровна), коллектив спортивно-бальных танцев «Ангажемент» (Дом детского творчества № 1, г.Наро-Фоминск, педагог Боровская Анна Львовна), музыканты — Ракова Татьяна (Центр детского творчество г.Пушкино, педагог Егорова Лариса Валерьевна), дизайн-студия и театр моды «Сувенир» (Московский городской дворец творчества детей и молодежи «Марьино», педагоги Климанова Елена Львовна, Пахомова Татьяна Львовна) отнеслись к выступлениям так, будто они выступали на сцене Большого театра.
Концерт стал воплощением любви к Родине (песни «Журавли» в исполнении Нерсесовой Ольги, педагог Золотарева Ирина Григорьевна, Дом детского творчества № 3, г.Наро-Фоминск, «Берега России» в исполнении Ануфриева Дениса, педагог Котовская Ирина Аркадьевна, Дом детского творчества № 1, г.Наро-Фоминск), семье (стихотворение «Спешите делать добро» — Владислав Фондора, педагог Бобкова Надежда Федоровна, Центр развития творчества детей и юношества, г.Ивантеевка), преданности Отечеству (марш-мазурка «Суворовцы» в исполнении хореографического ансамбля «Искорка», руководитель Сильвелькина Ольга Таджимировна, Центр детского творчества «Импульс», г.Видное; «Мы такие казаки» — в исполнении хореографического ансамбля «Ритмы планеты», руководитель Михайлов Валентин Владимирович, Дом детского творчества «На Таганке»), воспеванием русской природы («Снова весна», ансамбль эстрадной песни «Экспромт», педагог Спесивцева Ирина Владимировна, Центр детского творчества «Импульс», г.Видное; хореографическая композиция «Березы», педагоги Степина Ирина Николаевна, Кравченко Татьяна Вячеславовна, Детско-юношеский центр «Горизонт», г.Протвино). Это был настоящий пир русской культуры, ибо дети не лгут, не фальшивят, а говорят правду и творят добро!
И глядя на эту юную Одиллию, марширующих суворовцев, так трогательно поддерживающих милых дев, чувствуешь и ясно понимаешь, что никогда ворогам не сокрушить нашей Великой Державы, ибо Россия была, есть и будет!
Я так люблю свою Россию,
Ее Соборы, русский дух,
Ее луга, сады, просторы
И красоту ее берез!
Светлана Александровна АНИСИМОВА,
член Правления Клуба «Реалисты»,
член Бюро Президиума ВРНС, к.п.н.