XIV Всемирный Русский Народный Собор «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» проходит в период, когда Год молодежи сменил Год учителя. Это не смена культурных, духовных и общественных задач, а взаимное дополнение, которое помогает выработать системный взгляд на будущее.
Единое историческое сознание нашего народа, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания. Во все времена опора на историческую память позволяла нашим предкам отрешиться от разногласий и сплотиться.
В контексте понимания важности исторического сознания в развитии нашей страны необходимо напомнить о значимости гуманитарного образования (история, литература, русский язык). Именно на уроках истории, литературы и русского языка подрастающее поколение получает необходимые знания о прошлом своего народа, приобщается к деяниям предков, наследует их жизненный и нравственный опыт, накопленный за многие века, знакомится с моделями поведения, характерными для нашей цивилизации. Кроме того, уроки истории, литературы и русского языка имеют непреходящее воспитательное значение, ибо формируют у человека чувство любви к
Отечеству, уважение к прошлому, нравственного отношения к собственной земле, к народу, к человеку. Таким образом обеспечивается связь времен и поколений, как важнейшее условие жизни, условие существования нашего народа на своей земле. Знание и понимание собственного прошлого воспитывает в людях национальную гордость и самоуважение, без чего невозможно выжить современному государству в нынешнем мире, где идет беспощадная борьба за владение мировыми ресурсами.
Участники Всемирного Русского Народного Собора считают:
– Учебные предметы история, литература и русский язык, – это явления стратегического порядка, ибо это средства, с помощью которых, народ обеспечивает собственное существование во времени, собственное духовное и культурное воспроизводство.
– Одной из самых насущных задач современного образования является разработка национально ориентированных учебных предметов история, литература и русский язык, основанных на традиционных духовных, нравственных, культурных и исторических ценностях нашего народа.
В этом отношении Всемирный Русский Народный Собор выражает поддержку благотворительному образовательному проекту «Гордиться славою своих предков» (издательство «Русское слово»), в рамках которого осуществляется подготовка и издание учебно-методических комплектов по истории для общеобразовательных учреждений.
В качестве первичных мер по преобразованию гуманитарного образования России предлагаем:
– Остановить ликвидацию малых школ – последней опоры российской деревни.
– Не допустить перевода на платную основу части содержания общего среднего образования, т.е. государственного финансирования лишь небольшой части общего образования.
– Прекратить бездумное копирование европейских стандартов образования, зачастую устаревшего и не отвечающего отечественным национальным интересам.
– Рекомендовать включить православный компонент в стандарты и программы по истории, литературе и русскому языку России; увеличить в школьных курсах и курсах гуманитарных предметов количество материала, посвященного изучению истории Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий России.
– Ввести в курсы истории и обществознания изучение творческого наследия православных мыслителей (Отцов Церкви, русских православных мыслителей XI–XX вв.).
– Рекомендовать для гуманитарных классов профильной школы изучение спецкурсов «История русской святости».
– Отменить ЕГЭ по истории, литературе и другим гуманитарным наукам, как не соответствующий содержанию и назначению учебного предмета.
– Возвратить экзамены по литературе (в виде сочинения) и истории (устно) в число обязательных федеральных экзаменационных испытаний, наряду с русским языком и математикой.
– Создать курсы подготовки и переподготовки преподавателей истории и обществознания, литературы и русского языка на базе педагогических вузов с участием РПЦ. Поддержать организацию и проведение постоянно действующего семинара «Методология изучения образования как историко-культурного наследия».
– Подготовить на всех уровнях достойную встречу 200-летию Бородинского сражения и как венец нашей благодарной памяти спасителям Отечества создать народный памятник поклонения русского воинства иконе Смоленской Божией Матери на Бородинском поле, что несомненно окажет свое благотворное влияние воспитание и образование будущих поколений.
– Просить Правительство РФ поручить министерству образования и науки РФ разработать для рассмотрения на Госсовете проект системно-комплексного плана совершенствования в средней и высшей школе гуманитарного образования и процесса духовного воспитания в соответствии с современными требованиями.
В ходе подготовки этого проекта создать межведомственную комиссию в составе представителей министерств образования, культуры, спорта и молодежи, внутренних дел и обороны, здравоохранения и социального развития, РАН и педагогических научных центров, . творческих союзов и родительской общественности.
– Просить Президента РФ отозвать Закон об автономных учреждениях («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») как антисоциальный, нарушающий права граждан, гарантированные Конституцией РФ. Этот Закон не дает стране перспективы в будущем и направлен на деградацию общества. Он ущемляет права граждан на получение качественного образования, медобслуживания и пр. Сферу образования и медицины необходимо вывести за рамки рыночных отношений. Издержки здесь слишком велики.
– Рекомендовать Московской Думе и Федеральному собранию РФ принять Закон об ответственности за употребление ненормативной лексики в общественных местах, предусматривающий штрафные санкции за подобное нарушение (есть позитивный опыт Белгорода). Таким образом, можно пополнить городскую казну и защитить город от греха «черного слова».
Мы, участники XIV Всемирного Русского Народного Собора обращаемся к Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину рассмотреть наши предложения, направленные на поддержку и развитие национальной культуры, школы и образования внести их в Программу развития Национальной школы.