Участники секции, обсудив тему «Духовно-нравственные основы российской цивилизации в семье и образовании: прошлое, настоящее и будущее», констатировали, что духовно-нравственные ценности русской цивилизации открываются для нас в православной этике, доброолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии, не стяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины, то есть в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души.
Эти духовные формы существования пронизывают всю историческую жизнь русского народа. Они определили его национальное самосознание.
На основе этих ценностей сформировалось величайшее в мировой истории государство, объединившее в гармоничной связи многие другие народы, развилась великая культура, искусство, литература, ставшие духовным богатством всего человечества, сложились традиции семейного и школьного воспитания.
Отрицательное отношение правящих элит и значительной части интеллигенции к ценностям русской цивилизации, которым они обязаны были служить, стало одной из причин великой трагедии России. Ещё Ломоносов и Фонвизин, Пушкин и Достоевский, Чехов и Бунин отмечали низкопоклонство перед Западом. Отторжение ценностей русской цивилизации деформировало общественное сознание, вызывало кровавые катаклизмы, создало мучеников за идеи Святой Руси. Эти мученики были всегда — от митрополита Филиппа до оптинских старцев, от Аввакума до славянофилов. После 1917 года планомерно уничтожались русские священники и национальная интеллигенция, лучшие представители крестьянства. Кровь мучеников сделала Русь Святой вдвойне.
Без понимания православия невозможно осознать значение русской цивилизации. Годами формировались и укоренялись понятия, которые закрепились в жизни: трудолюбие как добродетель, народовластие — свобода, любовь — высшее чувство, народный идеал — добрая жена и крепкая дружная семья.
Сегодня нужно признать, что многие вершины национального сознания разрушены. Дом Русского духа взорван, как Храм Христа Спасителя, но сохранились остатки его фундамента. Прервалась преемственность поколений. Большая часть современного населения России, особенно молодежь, воспитана манкуртами и являет собой «иванов, родства не помнящих». Но сохранились глубинные узлы национальной памяти, национальные психологические стереотипы, приобретшие генетическую устойчивость.
Русская нация, хотя и с большими численными потерями, продолжает жить. Когда-то Флоренский сказал: «Исторический путь ещё не пройден, история церкви ещё не кончилась. Не замкнулся еще и русский путь. Путь открыт, хотя и труден». Но другого пути у нас нет. Иначе — окончательное вырождение и рабство. Заветом на этом пути могут быть слова святого Иоанна Кронштадтского: «Отечество Земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную».
Проблемы образования нельзя рассматривать вне семьи, так как в ней с рождения начинается воспитание будущего гражданина России. Семья в последние десятилетия XX века и начала XXI века также подверглась разрушениям под натиском новой морали, характеризующейся оправданием прагматизма, потребительства и отказа от целомудрия как основополагающего принципа, регулирующего отношения между полами.
Комитет Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей под руководством Мизулиной Е. Б., члена Совета Международной общественной организации «Союз православных женщин», подготовил общественный проект «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Проект концепции был внимательно изучен специалистами Союза православных женщин. Они отметили, что этот документ, крайне необходимый нашему обществу, является закономерным результатом активной деятельности Комитета по защите традиционной семьи и семейных ценностей. Логика изложения и содержание проекта Концепции в полной мере согласуются с идеологией национального развития России, раскрытой В. В. Путиным на Валдайском форуме. Идеи и практические предложения подтверждают высказывание президента РФ о том, что «...политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство <...> — это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису... Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать».
Участники секции отмечают своевременность подготовленного документа, так как сегодня нужно признать, что полностью переломить негативные демографические тенденции в России пока не удалось. Как отметил В. В. Путин, «мы только немного отступили от опасной черты утраты национального потенциала».
Участники секции выражают поддержку всем ценностнообразующим положениям проекта Концепции, подготовленного Е. Б. Мизулиной, и высказывают пожелание сохранить их без изменения, в первоначальном виде до окончательного утверждения документа.
Предлагаем в раздел 3, пункт 4 «Решение задачи по пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей» записать, что разработанный с учётом всех требований ФГОС нового поколения и успешно реализуемый во многих образовательных учреждениях нашей страны учебно-методический комплекс для 10-11 классов «Нравственные основы семейной жизни» должен быть включен в основную образовательную часть школ.
Участники секции озабочены тем, что проект «Русская школа», одобренный ещё на первом и втором Соборах, так и не реализовался. Идея русского космизма, особого вселенского предназначения человека, изложенная в трудах Н. Федорова, В. Соловьева, К. Циолковского, В. Вернадского, должна возродить духовно-чувственное познание, расширить миропонимание до космического уровня. Глобальное и планетарное предназначение современного образования — восстановить естественную связь человека с природой. Соединение множества «я», жизнедеятельность которых сосредоточена в школах, в просвещении для достижения главного смысла и предназначения жизни творческого человека, при сохранении единства индивидуального и коллективного — это взаимное духовное, душевное обогащение, условия, принцип, функционирование системы отечественного образования.
Идёт процесс возвращения к собственной истории и культуре, традициям реально существовавшего воспитательного процесса в стране. Необходим возврат к народной педагогике, этнопедагогике, родительской педагогике. Эти идеи и принципы необходимо соорганизовать и положить на соответствующие методики, учебные пособия, программы, книги, воссоздать психологию учителя новой школы, снять испуг перед собственной русской историей, культурой, верой. Детям России нужны подлинные иерархии ценностей.
В современной истории действовали только формации, классы, общественные системы, бесплотные слои населения. «Пропали» её святые, созидатели, воители, гении, радетели за державу, милосердцы, деладеятели. Считаем необходимым подготовить и издать хрестоматию «Русские ценности», серию книг «Пение во спасение», «Русская душа», «Русская кухня» и другие, т. к. родились целые поколения, которые не знали, кто такие Сергий Радонежский, Серафим Саровский, патриарх Гермоген, Киреевский, Горчаков, Победоносцев, Чижевский, Вернадский, Гааз, Флоренский, Болотов, Сытин и другие.
Настало время поднять уровень знаний о России, воссоздать Россию в наших русских школах, в сердцах и душах граждан нашего Отечества.
Нужен учительский подвиг — для подъема России!
Резолюция секции «Духовно-нравственные основы российской цивилизации в семье и образовании: прошлое, настоящее и будущее» XVII ВРНС
XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
Подписаться на
рассылку
Будьте в курсе последних новостей Собора
Подписаться