Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства!
Уважаемые дамы и господа!
Я рад приветствовать такое представительное собрание! Вопросы формирования целостной личности стоят сегодня особенно остро перед всеми христианами. Как сказал Папа Бенедикт XVI, «всякий раз, когда человек упрощенно рассматривается как плод случая или эволюционного детерминизма, возникает риск ослабления в умах его связи с Богом. И напротив, взгляд на человека как на дар Божий помогает понять призвание и ценность человека» (ср. Энциклику Caritas in Veritate, 48).
Современная культура пронизана давлением, иногда переходящим в конфликт, между настоящим и традицией. Динамическое развитие общества способствует тому, что ценность настоящего воспринимается как абсолютная - в изоляции от культурного наследия прошлого, без ясного понимания пути в будущее. Такого рода акцент на настоящем как на источнике смысла жизни, и личной, и общественной, вступает в противоречие с мощной христианской культурной традицией. Но именно и только в такой традиции вызревает историческая мудрость - такое понимание жизни и истории, которое включает в себя и корпус этических ценностей, и идеал для человека и общества, созидающий будущее.
Как недавно, образно и точно, выразился Его Святейшество Патриарх Кирилл, «без мировоззрения человек напоминает лист, оторванный от дерева осенью, пожелтевший, беспомощный. Этот лист по воле ветра перемещается в пространстве. Человек без мировоззрения, подобно оторванному листу, перемещается в пространстве - духовном, культурном, ценностном - не по своей воле, а по воле тех, кто имеет силу на него воздействовать».
Конфликт между традицией и настоящим выражается в кризисе истины, а ведь только истина делает существование самодостаточным. Народ, не осознающий истины, укорененной в вере и традиции, может потеряться в миражах времени - лишенный ясно определенных ценностей и великих, так же ясно сформулированных, целей.
Чтобы помочь обществу избежать этого тупика, Церковь, по выражению Папы Павла VI, «должна вести диалог с миром, в котором она живет. Церковь становится глаголом; она становится посланием; она становится диалогом» (Ecclesiam Suam, 67). Церковь таким образом подключает мир к животворящей энергетике Евангелия.
Усилия, предпринимаемые Русской Православной Церковью в этом направлении, особенно в последнее время, впечатляют и укрепляют надежду. Надежду на то, что Русская Православная традиция - этот, по выражению Патриарха Кирилла, «общественный ген» - поможет российскому обществу не только преодолеть кризисные явления, испытываемые всем миром, но и впредь обогащать мировую цивилизацию новыми дарами осуществленной любви.
(зачитал монсеньор Висвальдас Кульбокас, Первый Секретарь Представительства Святого Престола)