Всемирный Русский Народный Собор

Проявление свободомыслия на этапе формирования духовно-нравственных начал и ориентиров, для молодежи в современном обществе

«Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству». 

(Кирилл Патриарх Московский и всея Руси) 

 

В век информационных технологий, телекоммуникаций и социальных сетей наше современное общество, в частности это присуще молодежи, живет по интересам «виртуальности», переходящих в сферу реальных жизненных устоев. Что может являться в этом случае негативом? Возможно «виртуальность» очень привлекает - это зрелищность, мнимая реальность, бесцензурная свобода общений и высказываний, зависимость и рассуждения о бессмысленности в жизни, бесконтрольность информации, влияющей на внутренний мир человека и разрушающей его; это - свобода необъяснимых поступков, смешанный мир стереотипов, влияющий на сознание людей, живущих по духу свободности от нравоучений и моральных устоев общества, независимость и бессвязность молодого поколения к старшему поколению (родителям), стремление к самовоспитанию. 

«Современный человек видит хаос в мире, в котором живет и для него это нормально, он не пытается упорядочить найти глубинные основы составить целостную картину мира. Он устал и принимает этот хаос, который творится в его душе и окружающем мире за норму».[1] 

В каком векторе жизнедеятельности развиваться молодому поколению: процесс образования и воспитания, построение духовно-нравственных начал и ориентиров, вот что важно в современное время и является приоритетом для государства. Меняемся мы, меняемся мир, но в сознании должно быть понимание того, что всё взаимосвязано и от того как мы будем воспитывать наше молодое поколение, зависит будущее. Надо понимать, что это есть неразрывная связь поколений, от «прошлого к будущему», а мы есть то самое «настоящее», которое может повлиять на будущее! Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения обрело чрезвычайную значимость и важность в обществе. Очень многое зависит от характера воспитанности и нравственных убеждений человека, и по сути «статусность» образования, а точнее уровень знаний имеет далеко не основное, как, казалось бы, влияющее значение. Важная истина, заключающаяся в другом, в том, что если нет доброго воспитания, сердечной искренности, человека радеющего душой, это всё способно привести  к процессу духовного опустошения, что повлечет безнравственность и безразличие ко всему благому, что подразумевает уход и от истины, и от Бога. «В сознании слишком многих людей как бы «раздрася завеса», отделяющая добро от зла, размываются сами представления о грехе и праведности, а норма жизни расходится с нормой веры. Очевидно, что в данном случае, имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания» [2] 

 «С глубокой древности вопрос духовно-нравственного воспитания является од ним из важнейших. Воспитание способствует выявлению внутренней сути человека и формированию его характера. От правильной постановки воспитательного процесса за  висит не только судьба конкретного индивида, но и судьба всего нашего общества». [3] 

 Духовно-нравственное начало – это семейный диалог о добродетельном, любви к отечеству, заботе о ближнем, проявление уважения к человеку, состраданию, милосердию. Когда речь заходит о духовно-нравственном воспитании молодежи или детей школьного возраста невольно ощущается проявление «свободомыслия» у нашего общества, людей ответственных за воспитание и образование подрастающего поколения. 

«Тот час, когда ребенок утрачивает уважение к отцу или матери, - хотя бы никто не заметил этого крушения, хотя бы и сам ребенок пережил его в молчаливом разочаровании или даже отчаянии, - этот час обозначает собою духовную катастрофу семьи; и редкой семье удается оправится впоследствии от этой катастрофы». [4] 

Важно понимать, чтобы не было упущено драгоценное время общения в семье о духовно-нравственном начале. Эти разговоры должны быть первостепенны. В супротив же «свободомыслию», мы ответственные за воспитание и развитие наших детей должны всячески отступать от лжи, обмана, распутства, беззакония к праву, безразличия к религии. Данный термин свободомыслия как мы знаем можно трактовать по разному: это и критическое отношение к церкви, религии; это - свобода высказываний и публичных заявлений к духовенству, направленные на дестабилизацию общества, государства, политического режима. Свободомыслие я рассматриваю в первую очередь, как негативный, противоречиво-эгоистичный взгляд, сопротивление и критику на приобщение человека к добру и милосердию, культурно-духовным традициям, духовно-нравственным ценностям, православной вере, человеколюбию и совести, идеалу нравственности – святости. Разносторонность интересов, взглядов, направленных на духовно-нравственное воспитание приводят к допустимости кризиса и неопределенности «цели» духовно-нравственного воспитания. 

Иван Александрович Ильин - философ, правовед и публицист пишет следующее: «Человек верит в то, что для него самое главное в жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу во что ты веришь». 

На плечах учителей лежит особый нравственный долг за обучение и воспитание молодого поколения, хотя в «свободомыслии» мы часто можем слышать высказывания и мнения «школа не воспитывает, школа дает образование – учит, а воспитывают родители» - это негативный взгляд, безнравственное суждение, а в сущности думается деформация личностного правосознания. 

«Русский учитель должен продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую солидарность, Православие, чувство ответственности, патриотизм. [5] 

Безусловно, в наше современное время существует проблема, как принятие и восприятие личностью «обучающегося» духовно – нравственных ценностей. Порой происходит «столкновение» возрастных поколений «учитель – ученик». Действительно важно педагогическим, психологическим путем выбрать правильную технологию к подходу изучения и освещения учебного материала, изучить ситуацию и понять, как вовлечь «обучающегося» в процесс изучения учебного материала. Как объяснить «обучающемуся», что действительно это необходимо в первую очередь не для оценки в журнале, а для его жизни, жизни не «виртуальной» а реальной, жизни для будущего поколения. Надо признать и другое что, существует неоднозначная, быть может, противоположная проблема в обществе - это связь восприятия светских и религиозных праздников молодежью. Кризис личности, неопределённость жизненных ориентиров, психологические расстройства, вспыльчивость, агрессивность, это реалии, с которыми необходимо работать, и причиной тому является также и отсутствие духовно-нравственных ориентиров. Необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях. Как мне кажется, очень интересно и познавательно были бы видео-уроки (лекции, документальные фильмы, научные клипы, видео-подборка художественных фильмов, спектаклей) на тему духовно-нравственного воспитания, исторических фактов и событий, свидетельствующих о подвигах, благородстве, вере, милосердии, традициях, семье, совести, науке, творчестве, и т.д. Восприятие материала по видео-урокам должно дополнять материал учебника. Учебным организациям необходимо развивать сотрудничество, к примеру с Советом ветеранов и организаций ветеранов войны, научно-исследовательскими институтами различных направлений, общественными организациями и т.д. Необходимо приглашать в школы государственных деятелей, людей науки и делать «живое» общение на уроках, лекциях. 

Особую критику в обществе поднял вопрос о включении в систему школьного образования дополнительных предметов: Основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, светская этика. Вопрос был один, зачем нагружать ребенка, зачем нам религия, вера и знание о Боге, не надо нам навязывать ненужные знания в начальной школе? Действительно обсуждали особою роль и верные решения принимала Русская Православная Церковь, в том числе Патриарх и духовенство, переживая за состояние человечности, души и разума современного прогрессирующего человека, т.к. Церкви не безразлична судьба подрастающего поколения. Во многих школах регионов России уже идет обучение по данным предметам и с уверенностью говорю, что духовно-нравственные ориентиры уже даны, на мой взгляд очень продуманный и познавательный учебник протодиакона А.В. Кураева «Основы Православной культуры» издательство «Просвещение» г. Москва. 

Русская Православная Церковь также влиятельно сотрудничает и ведет конструктивный диалог с молодежными движениями, данное направление и сотрудничество действительно является стратегически важным. Мы видим большое количество молодежи, состоящее в церковных приходах, занимающееся милосердием, обучающееся в местных православных школах. И здесь можно отметить, что представителям и священнослужителям Русской Православной Церкви необходимо и в дальнейшем больше участвовать в форумах, дискуссиях, заниматься духовно-нравственным просвещением молодежи, миссионерской деятельностью. На мой взгляд, и в средней школе необходимо продолжить обучение по данному предмету в более расширенном виде с элементами аскетики и изучением святоотеческой литературы. Сейчас очень важно для молодежи, которая хочет и стремится изучать православную культуру, необходимо донести и впитать в светлые умы подрастающего поколения такие слова как смирение, кротость, духовный путь, покаяние, спасение, истина и вера. Что бы произошло так как сказано в притчи  Господа «О сеятеле» - чтобы семя (слово Божье), упавшее на плодородную почву (люди), слыша это слово, хранили его в добром и честном сердце и в терпении приносили Богу свой плод. 

Кроме того, в учебную программу в 2018-2019 году, возможно, войдет обязательный образовательный предмет «Нравственные основы семейной жизни» и, или «Семьеведение». С внедрением «Семьеведения», а точнее с содержанием учебного материала необходимо детально ознакомиться экспертному обществу в области образования, учебник предназначен для аудитории старшеклассников (9-11 классы). Необходимо понимание учебного курса в школьной программе, но, безусловно, он будет направлен на созидательный процесс и тому есть объяснения. Председатель научно-координационного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования (РАО) Артур Александрович Реан говорит следующее: «Предмет должен преподаваться, говорят учителя и старшеклассники. Недавно под эгидой РАО и проекта «Крепкая семья» мы провели семи тысяч человек в восьми регионах. Это очень большая цифра. И 66% старшеклассников считают, что к созданию семьи нужно специально готовить. Не только через учебный предмет «Семьеведение», но и с его помощью в частности. То огромное количество разводов, которое приходится на три-пять лет первых лет брака, можно было бы снизить, если специально готовить молодых людей к семейной жизни. Что бы они знали, какие проблемы могут быть в браке, как на них правильно реагировать, не «раздувая» до развода». Также необходимо учесть какое определение и трактовка будет существовать в учебном курсе. Мы знаем «Семья – это основа всего нашего общества, это самое важное, что есть в мире». На законодательном уровне понятие семьи, как и понятие брака в действующем Семейном кодексе РФ не закреплено. В современной юридической литературе понятия семьи неоднозначны. Как правило, семья трактуется как союз лиц, основанных на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. Либо семья выступает как социальная группа, в которой члены этой группы связаны между собой совместным бытом, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. В юридическом смысле – семья определяется как круг лиц связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.  Поэтому вопрос об определении и трактовке значения семьи в новом учебном предмете будет являться, возможно, дискуссионным и открытым. Также за основу изучения учебного материала, считаю, необходимо приобщить научные труды доктора исторических и  филосовских наук, профессора Холостовой Е.И. и доктора педагогических наук , профессора Прохоровой О.Г., в учебном пособии для бакалавриата «Семьеведение. Теория и практика» указано следующее определение: «Семья – это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении – супружества, родительства, родства». 

«Разумеется, содержание образования должно быть оптимальным для каждого направления воспитания: для духовно-нравственного воспитания – система традиционных религиозных ценностей, в совокупности  с другими ценностями; для умственного воспитания – наука; для эстетического воспитания - искусство и т.д. Но мало найти оптимальное содержание образования. Не менее важно сформировать его так, чтобы оно оптимально соответствовало своему назначению, начиная с соответствия уровню развития ученика и заканчивая соответствием истины той отрасли, которое оно представляет в учебном предмете». [6] 

В отношении молодежной политики действительно необходимо «прогрессивно» развиваться, делая социальные, благотворительные, культурно-исторические, социокультурные проекты, акции, форумы, направленные на патриотизм, милосердие, духовно-нравственное воспитание, сплочение! Эти задачи должны ставиться обществом, государством, в частности Правительством РФ, профильными федеральными и региональными министерствами и ведомствами. 

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), это единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан. На официальном интернет портале Росмолодежи особенно хотелось бы выделить некоторые направления, такие как Патриотизм, Волонтерство, Здоровый образ жизни, Толерантность, Социальная адаптация, Молодые семьи.  Росмолодежь ставит важные задачи, вот несколько из них: 

- создание системы формирования позитивного отношения в молодежной среде к семье и браку, осознанного родительства; 

- вовлечение молодежи в процесс реализации программ по сохранению традиционной культуры и ремёсел народов России; 

- реализации мероприятий по формированию правовых культурных и нравственных ценностей среди молодежи, нуждающейся в особой заботе государства; 

- укрепление роли молодежно-студенческих отрядов в патриотическом, нравственном, трудовом воспитании молодежи. 

Надо признать, Государство не только заинтересовано, но ставит определенные цели и задачи по комплексному изучению интересов и взглядов молодежи, это очень важно и необходимо понимание роли молодежи в процессе развития всего общества в целом. Мы живем в социальном и правовом государстве. Молодёжь ждёт от государства законодательных инициатив (развития), пространства для самореализации в жизни. Необходимо принятие Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», законопроект которого обсуждается в Государственной думе РФ.  Государство и общество - это наставник и опора для молодежи! В настоящее время, духовные начала, и духовные ориентиры нравственного воспитания являются маловажным и малоинтересным. Молодежь стремительно движется к прогрессу, забывая о том, что такое духовно-нравственные ценности. Порой это движение выглядит как уход от духовного к материальному. Священник, член Правительственной комиссии Чувашской Республики по делам несовершеннолетних и защите их прав Николай Курленко в статье «Духовные общества современного мира. Общества Потребления» указывает следующее: «Мы живем в обществе потребления. Не надо думать, что это только удовлетворение материальных нужд. Это жизненная философия, система ценностей, поле самореализации, в сущности – новая религия и идеология. Потребление многими понимается ошибочно только как приобретение неких вещей, товаров и услуг. Но мы живем в мире символического потребления, и уже давно платим деньги не за вещи – а за имидж, за знаки самоидентификации, за чувство принадлежности. В обществе потребления товаром являются не только одежда, автомобили и технические новинки, но и искусство, здоровье, личное время и социальный статус, а порой и собственная жизнь». 

Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. В ней указано следующее: 

- Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.  

 «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».[7] 

В заключение хотелось бы отметить и подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание - это путь, по которому прошло не одно поколение, это высокая ценность быть духовно-нравственным, быть просто человеком с совестью! 

Со слов Ивана Александровича Ильина: «Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученный нами от Него». 

 

Примечание: 

  1. ]]>http://www.cheb-eparhia.ru/info.aspx?id=4000&type=publ]]> Челябинская Епархия, иерей Максим Курленко «Духовные общества современного мира. Общество потребления» 

  1. См.: www.pravmir.ru «Патриарх Кирилл о целях, принципах и критике предмета «Основа православной культуры» 

  1. См.:]]>http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/12284/1/Bargilevich_Ivan.pd]]> Научные Ведомости 2011г. №20 выпуск (18) Серия Философия. Социология. Право. О.А. Баргилевичиван «Ильин о духовно-нравственных основах воспитания субъективности личности» 

  1. См.: Путь духовного обновления И.А. Ильин //Издательство «Дарь» 2017г. стр.240. 

  1. ]]>http://www.proza.ru/2010/08/30/546]]>  «Русский учитель» автор Александр Раков, Размышления известного русского философа Ивана Ильина. 

  1. Русская школа в XXI веке Стратегия развития российского образования в эпоху тотальной глобализации. ВРНС., Издательство «ЦГИ Принт» 2017г. 

  1. ]]>http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470]]> В.В. Путин – Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. 

Щаулин Александр Владимирович,  юрисконсульт 

ГБУ ЦСПСиД «Восточное Дегунино»