Всемирный Русский Народный Собор

Духовно-нравственное воспитание молодежи: путь в будущее 

 

Анисимова С.А.,  

кандидат политических наук,  

член Бюро ВРНС, 

доцент ГАУ ИДПО  

 

Мировая история свидетельствует, что важнейшей составляющей человеческой цивилизации является духовная основа, позволяющая ей существовать даже в условиях уничтожения политической и экономической. 

Народы, не сумевшие сохранить свою духовно-нравственную основу, базисные ценности, обречены на уничтожение или растворение в  иных цивилизациях, ее сохранивших. Русскому народу, в отличие от многих других,  всегда удавалось сохранять свою духовность даже в условиях атеизма, что давало возможность возрождаться и подниматься на более высокую цивилизационную ступень. 

Исходя из этого,  следует осознать, что приоритетной задачей общества и государства является духовно-нравственное воспитание молодежи, которая через какое-то время  встанет  у руля правления,  и  будет  принимать стратегические решения. Какие это будут решения,  во многом будет зависеть от осознания ее базисных ценностей России.  

В настоящее время в Российской Федерации очень многое делается для духовно-нравственного воспитания молодежи.  

Во-первых, создана нормативно-правовая база духовно-нравственного воспитания. 

В 2012 году  принят новый ФЗ «Об образовании», в котором  воспитание рассматривается и характеризуется  «как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» 1. 

В утвержденной  «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» к приоритетной  задаче государства отнесено  развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины 2. 

В Стратегии подчеркнуто, что воспитательный процесс должен быть обновлен на основе отечественных традиций, среди которых  -  патриотическое  и духовно-нравственное воспитание. Последнее включает в себя: развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирование нравственной позиции; развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям; содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов  и др.3. 

Духовно-нравственному воспитанию молодежи содействует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой под патриотическим воспитанием понимается систематическая  и  целенаправленная  деятельность  органов  государственной  власти, институтов гражданского общества и семьи  по формированию у граждан  высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,  готовности  к  выполнению  гражданского  долга  и  конституционных  обязанностей по защите интересов Родины 4. 

Целью Программы является  создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу  страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач  обеспечения  национальной  безопасности  и  устойчивого  развития  Российской  Федерации,  укрепления  чувства  сопричастности  граждан  к  великой  истории  и  культуре  России,  обеспечения  преемственности  поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и  семью, имеющего активную жизненную позицию 5. 

О роли духовно-нравственного воспитания неоднократно говорилось  в  Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 

Так, в Послании Президента РФ 2018 г. было подчеркнуто,  что нравственные, духовные ценности, делают нас единым народом, способным к достижению больших целей 6. 

Во-вторых, особое  внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи уделяют многие общественные организации. Примером того могут служить Всемирный Русский Народный Собор, Союз православных женщин, Национальный общественный комитет «Российская семья» и многие другие.  

В уставной деятельности этих организаций духовно-нравственное воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений. Так, Всемирный Русский Народный Собор неоднократно обращался к данной проблеме не только на Соборных съездах, но и на Соборных слушаниях в различных субъектах Российской Федерации. 

В-третьих, многие образовательные организации, творчески, патриотически настроенные учителя, преподаватели уделяют огромное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи -  во многих школах, колледжах, ВУЗах приняты программы по духовно-нравственному воспитанию  школьников, студентов. 

В-четвертых, во многих субъектах  РФ до принятия «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» были приняты программы по духовно-нравственному воспитанию населения (к сожалению, не продлены). 

В-пятых, во многих российских семьях уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи, используя межпоколенные связи, опыт старшего поколения, свидетелей патриотических страниц отечественной истории. 

В-шестых, огромное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи уделяет Русская Православная Церковь и лично Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также традиционные для России религии и конфессии.  Так, в своем Слове на освящении Воскресенского кафедрального собора г. Ханты-Мансийска Патриарх сказал: «От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей» 7. 

Однако, несмотря на усилия государства, общества, Церкви, направленные на развитие  духовно-нравственного воспитания молодежи, мы отмечаем негативные тенденции в этом приоритетном направлении государственной политики. Это дает основание говорить о духовно-нравственном кризисе, о чем  свидетельствуют следующие тенденции: 

- размывание традиционных нравственных ценностей; 

- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; 

-    недостаточность образовательных, культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России  8; 

- рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; 

- деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; 

- атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других 9;  

- распространение сект среди граждан, чьи предки были православными; 

-  распад семьи (увеличение количества разводов по отношению  к количеству, заключенных браков), в которой традиционно закладывались основы духовно-нравственного воспитания; 

- увеличение количества абортов, несмотря на тяжелую демографическую ситуацию, увеличение числа семей по медицинским показателям, не способных иметь своих детей; 

- увеличение числа  суицида среди детей и молодежи, детского и подросткового  садизма; 

- увеличение теле-радио передач, кинокартин, спектаклей, выставок, разрушающих духовно-нравственные ценности, несмотря на существующую законодательную базу, призванную эти ценности защищать. 

В чем же причины духовно-нравственного кризиса и каковы пути выхода из него? 

  1. Плюралистическое  понимание «духовности». 

С точки зрения Русской Православной Церкви духовность (дух) – причастность человека ]]>Духу Святому]]>, мера приближения человека к ]]>Богу]]>. Так,  ]]>митрополит Сурожский Антоний]]> свидетельствует: «обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество… духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа…»10. 

Николай Бердяев определяет «духовность» как «богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку» 11. 

В светском понимании «духовность»,  как правило,  сводится к культуре, нравственности, интеллектуальности, добродетельности.  В период советского времени «духовность» ассоциировалась с идеологией. 

Причина этого кроется на наш взгляд в том, что после победы Октябрьской революции были секуляризированы многие традиционные, сущностные  для русской цивилизации понятия,  которым придали иной  смысл.  К таким базисным основам относится и понимание «духовности», которое во времена Советской власти не могла связываться с Богом.  

И,  несмотря на то, что часть общества, невзирая на преследования,  продолжала традиционно понимать «духовность»,  в этот период  было воспитано не одно поколение советских граждан, связывавших  «духовность» с культурой, моралью этого периода, зафиксированной в Моральном кодексе строителя коммунизма, вошедшем  в Программу и Устав КПСС, принятых XXII съездом КПСС  в 1961 г. 

Уничтожение СССР и провозглашение Российской Федерации  не привело к возрождению традиционного для русской цивилизации понимания базисных ценностей. Более того,  Конституция 1993 г. декларирует, что РФ - светское государство, в котором  никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной,  обязательной,  религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом,  каждому гражданину гарантируется свобода совести,  вероисповедания, включая право исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой),  свободно выбирать, иметь и распространять религиозные,  иные убеждения и действовать в соответствии с ними 12.  

Эти положения Конституции были закреплены в  ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предоставляет право  исповедовать  или не исповедовать любую религию, религиозные обряды,   осуществлять обучение религии,  религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения,  действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения 13. 

Кроме того,  ни в Конституции, ни  в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» нет определений «традиционная религия», «традиционная конфессия», а дается расплывчатая формулировка:   «Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания» 14. 

 Данное определение создает правовые условия для  беспрепятственного  функционирования на территории РФ сект, религиозных организаций (даже под христианской оболочкой),  способствующих разрушению традиционного понимания «духовности» как цивилизационной ценности.  

Если в Российской Федерации Церковь отделена от государства, которое не может использовать  в своих нормативных правовых документах понимание  «духовности» в традиционном для России понимании, то следует говорить о культурно-нравственных ценностях, культурно-нравственном воспитании,  вернув  пониманию  «духовности»  традиционный для русской цивилизации смысл.  

  1. Духовная безопасность не является стратегической целью Российской Федерации. 

В 2015 г. в РФ была принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», которая имеет огромное значение для развития самоидентичности, самостоятельности России. В Стратеги в разделе III. «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты» перечислены национальны приоритеты, среди которых -  «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Однако в разделе I. «Общие положения» в пункте 6 (используемые понятия) не формулируется понятие «духовно-нравственные ценности» 15.   

Необходимо внести дополнение в  Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.:  

-  в раздел I. «Общие положения» внести понятие «Духовно-нравственные ценности», перечислив их;  

-  конкректизировать понятие  «угроза национальной безопасности»,   которое формулируется  как «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам», включив в определение  в качестве угрозы и  «уничтожение духовно-нравственных ценностей»;  

-  в Раздел IV. «Обеспечение национальной безопасности», в  число  стратегических национальных приоритетов, среди которых оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост,   культура,  наука,  образование и др., включить важнейшее направление «Духовно-нравственные ценности»16. 

В 2013 г. была принята  Концепция общественной безопасности, одной из целей которой  является   достижение и поддержание необходимого уровня  духовных ценностей общества от угроз криминального характера.  

Однако, в Стратегии среди перечисленных понятий нет понятия «духовности» и среди  перечисленных угроз (терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотических средств, алкоголизм, увеличение преступности) отсутствует угроза духовной безопасности России даже в культурологическом ее понимании. 

В    разделе «Основные  направления  деятельности по обеспечению общественной безопасности» отсутствуют меры по обеспечению духовной безопасности, а   в ожидаемых  результатах  по реализации  Концепции не зафиксировано -  повышение эффективности деятельности общественных сил по поддержанию духовно-нравственных ценностей 17. 

Необходимо в Концепцию общественной безопасности: 

-  внести понятие «духовные ценности»,  

- в раздел II. «Основные источники угроз общественной безопасности» внести положение «угроза  духовной безопасности России»; 

- в раздел IV. «Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности» включить меры по обеспечению духовной безопасности 18. 

3.  Недостаточная роль воспитания -  в образовательном процессе. 

Как уже говорилось ниже в ФЗ «Об образовании» воспитание рассматривается «как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» 19. 

Между тем, традиционно образование и воспитание являются неразрывной частью образовательного процесса. Необходимо усилить воспитательную компоненту в образовательном процессе, внести в ФЗ «Об образовании» принципиальные поправки:  цель, задачи, принципы воспитания;  направления воспитания, в основе которого должны лежать духовно-нравственные ценности.  

В 2015 г. в РФ  после долгих лет дискуссий была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 20, в которой духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из направлений воспитания, а   стратегической,  приоритетной  задачей  Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины 21. 

Среди приоритетных задач воспитания  Стратегии обозначены:   формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;    поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;   формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения  22. 

Однако, в Стратегии отсутствуют понятия «духовно-нравственное развитие», «духовные ценности». Более того, духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление, обозначенное  в Стратегии, в Разделе III. «Основные направления развития воспитания»,  рассматривается в направлении 2. «Обновление воспитательного процесса  с учетом современных достижений на основе отечественных традиций» после гражданского и патриотического воспитания, то есть  не как главное направление, которое должно быть положено в основу других 23. 

Необходимо в «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» внести следующие понятия: 

-    «духовные ценности», «духовно-нравственное воспитание», исходя из этого,   конкретизировать цель и задачи; 

- духовно-нравственное воспитание положить в основу всех направлений воспитания, обозначенных в Стратегии. 

  1. Семья не является социальным институтом, в котором закладывается понимание духовно-нравственных ценностей. 

Во-первых, это  связано с тем, что на уровне государства нет документа, в котором были бы перечислены духовно-нравственные ценности, более того,  государство поощряет плюралистическое понимание понятий и  каждому гражданину гарантируется свобода идеологии, вероисповедания, убеждений,  действия  в соответствии с ними 24.  

Во-вторых, в Российской Федерации до сих пор нет документа, в котором было бы традиционное для России определение понятия «семьи» как союза мужчины и женщины, основанного на браке, любви, уважении, семейных ценностях, предусматривающего продолжение рода. 

Так, в  Семейном кодексе, принятом  еще в 1995 г.,  нет определения семьи,  а есть только определение «брака»      как брачного союза  мужчины и женщины, заключенного  только в ]]>органах]]> записи актов гражданского состояния, основанного на принципах:  добровольности, равенства прав супругов в семье, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи 25. 

Лишена подобного определения и принятая в 2014 г.  «Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.», представляющая  собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление, защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей 26. 

Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи 27. 

 Между тем,  в РФ  на всех уровнях власти, общества говорится о необходимости сохранения традиционной российской семьи, понимание  которой отличается от понимания семьи международным сообществом, вкладывающим в это определение плюралистический смысл. Так,  в более двадцати  странах мира  разрешены однополые браки, среди них,  Бельгия, Испания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Словения,  Уругвай, Швеция,  Франция, ЮАР, Япония и др. 

 Другие страны  легально оправдывают однополую любовь,  регистрируя  гражданские союзы, называя их  партнерством,  которые могут быть сильно ограничены в юридическом плане. 

 У   однополого  партнерства, с одной стороны,   имеются  такие же юридические нормы относительно    прав наследования, как и у традиционных супружеских пар, а, с другой стороны -  существуют  определенные ограничения по суррогатному материнству,  искусственному оплодотворению,  усыновлению детей,  системе налогообложения и др. К таким странам относятся:  Австрия, Венгрия, Венесуэла, Германия,  Италия, Чехия,  Швейцария и др. 

Между тем, мы должны осознавать, что люди нетрадиционной ориентации – это люди с серьезными психо-физиологическими  отклонениями, ибо как  для верующего человека  цивилизационным смыслом является «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю» 28, так и  для атеистически мыслящего человека  рождение  детей есть продолжение цивилизации. 

Таким образом, в Семейный кодекс РФ, Концепцию государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. необходимо  внести определения «традиционная семья», «традиционные семейные ценности», «духовно-нравственные традиции». 

В-третьих, наблюдается разрыв межпоколенных связей. Уничтожена традиционная для России так называемая «большая семья», в которой под одной крышей проживало несколько поколений, когда пожилые люди – носители базисных ценностей, включая духовно-нравственные, пользовались особым почитанием, заботой у молодых. И неслучайно на Руси существовало выражение «чур меня, чур меня», что означало «защити меня предок». 

  В настоящее время в РФ утверждена  «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» 29, в которой ключевой  задачей, с одной стороны,  является   создание  общества для всех возрастов, включая формирование условий для  использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, а, с другой  - проявление заботы о таких гражданах,  оказание им необходимой  помощи. 

 В разделе II. «Современное положение граждан старшего поколения РФ» определены основные направления в отношении развития пожилых людей, важнейшим из них является раздел  8. «Люди старшего поколения в семье», в котором ставятся задачи о поддержке, заботе человека   
старшего поколения членами младших поколениях.  

Представляется, что для укрепления межпоколенных связей, осуществления преемственности поколений  необходимо дополнить данный раздел положением о том, что «старшее поколение является носителем духовно-нравственных ценностей, которые необходимо передать молодому поколению через родословную семьи, памятные семейные даты и  события». 

  1. Политизация  истории. 

История как  наука часто используется в политических целях. Так,  в период Советской власти  большинство правителей России рассматривались как душители народа, сыгравшие отрицательную роль в истории государства, среди них, Иван IV, прозванный позднее Грозным, Царь Федор Иоанович. Особенно досталось правителям  XIX в., а также последнему русскому императору Николаю II и его семье. 

К счастью,  в настоящее время изданы  серьезные научные исследования, в которых объективно осмысляются правители России с точки зрения их реального вклада в развитие русской цивилизации, подчеркивается особая роль исторических событий, сыгравших судьбоносную роль в истории государства российского, начиная от исторической деятельности первых киевских князей до Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. 

Однако, восстанавливая правду дореволюционного периода, мы часто наблюдаем необъективность, односторонность  при оценке советского периода, который характеризуется только  с точки зрения тоталитаризма. При этом  сознательно,  опускаются  созидательные сюжеты, касающиеся культуры, науки,  социальной защиты населения и др. 

Настоящей бомбой замедленного действия становятся передачи «от Игоря Прокопенко», в которых на уровне гипотез демонстрируется так называемая «альтернативная история», часто основанная  на каких-то  артефактах «когда-то и кем-то виденных, но не сохранившихся до нашего времени». Все это вольно или невольно наносит вред настоящей исторической науке, призванной основываться на источниках, глубоком сравнительном анализе. Задаешь себе вопрос: «Почему же  данные «летописцы истории» до сих пор не написали эту историю? и Почему это смогли сделать  в свое время  М.В. Ломоносов, В.Н.Татищев,  Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и историки Советского периода?». Что,  сложно? Легче, конечно, разрушать. 

Необходимо принять меры наказания за фальсификацию истории, необъективное ее осмысление. Может быть,  стоит подумать над разработкой: 

-  «Концепции развития исторического образования в образовательных организациях», что усилило бы значение исторического образования в Российской Федерации;  

- Федеральной целевой программой «Культурно-духовные традиции как основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»; 

- возобновить деятельность Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, которая функционировала при Президенте РФ в 2009-2012 годы. 

6. Патриотизм как национальная идея не осознается большинством гражданами РФ 

 5 февраля 2016 г. Президент РФ В.В.Путин провозгласил патриотизм национальной идей России. Тема патриотизма является приоритетной темой государственной политики. 

В декабре 2015 г. Правительство РФ утвердило очередную  Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», целью которой является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию30. Аналогичные программы приняты на уровне субъектов Российской Федерации. 

Однако,  понимание «патриотизма»   сегодня - это не только любовь к своей Родине, Отечеству, своему народу,  уважение других народов, но и любовь к организации, где ты работаешь, улице, двору, дому, где ты живешь. Только такое понимание патриотизма позволит сплотить общество, а  каждому человеку осознать себя творцом истории, нести ответственность за ее развитие. 

Сегодня как никогда необходимо принять ФЗ «О патриотическом воспитании граждан РФ», в котором было бы  дано определение, цель, задачи, принципы, направления, значение развития патриотизма в РФ. 

В 2014 г. были приняты «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», направленные  на создание условий для развития и самореализации современной молодежи.  

 С целью духовно-нравственного развития молодежи необходимо: 

-   в Раздел I. «Общие положения» внести термин «духовно-нравственное воспитание молодежи» - целенаправленная, организованная, систематическая деятельность, направленная на формирование у человека высших ценностей, нравственного сознания, развития нравственных  чувств, выработку навыков и умений, мировоззрения, убеждений, нравственного поведения, иерархии  мотивов,  волевого компонента 31; 

- в раздел III. «Цели и приоритетные задачи государственной молодежной политики»  внести изменение в пункт 7.а «приоритетные задачи»  в следующей формулировке «формирование системы базисных ценностей, включая духовно-нравственные ценности, с учетом многонациональной  основы российского государства.  

7. Недостаточная роль культуры  в духовно-нравственном воспитании. 

Следует отметить, что в РФ проводится целенаправленная государственная политика в области культуры. В 1992 г. был принят Закон  «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»,  декларирующий  основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства 32. 

В 2012 г. была принята Федеральная целевая программы «Культура России (2012-2018 годы), целью которой является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности, а одной из задач -  обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности 33. 

В 2014 г. были утверждены «Основы государственной культурной политики» 34, основной целью которой является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. 

 В  2016 г.  была принята  «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», определившая следующие цели:   формирование гармонично развитой личности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического,  культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев  и др. 35.  

Однако, анализируя произведения культуры – кинематограф, театральные спектакли, проведенные выставки после утверждения Основ государственной культурной политики, невольно осознаешь, что произведения, призванные способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, действительно сплачивать российское общество, тонут   в океане так называемой «культурной продукции», сеющей пессимизм, безнравственность, ненависть, уход в сюрреалистическое пространство, мир любовных многоугольников, в которых нет места духовно-нравственным ценностям. 

С целью усиления роли культуры в пропаганде духовно-нравственных ценностей необходимо:  

  1.   внести поправки в  Закон «Основы законодательства РФ о культуре»: 

 - в  ст. 3 «Основные понятия» включить понятия «культурные традиции»,  «духовно-нравственные ценности»;  

- включить  статью «Цель, задачи культуры», одной из которых является духовно-нравственное воспитание средствами культуры.  

2. В ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)» в раздел «Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности» внести поправки: 

- увеличение  доли кинофильмов, театральных спектаклей, выставок, способствующих консолидации граждан Российской Федерации на основе духовно-нравственных ценностей,  

- увеличение произведений искусства, в которых современные герои могли   бы служить  примером для подражания, обретения  подлинных смыслов. 

 В «Основы государственной культурной политики» включить положение «Об ответственности деятелей культуры за культурное просвещение граждан Российской Федерации», из чего не следует, что деятели культуры не должны критиковать современную им действительность. Однако, критика должна носить позитивный, а не носить разрушительный характер.  

8. Безответственность СМИ. 

В 1991 г. был принят Закон РФ «О СМИ», в котором  была провозглашена свобода массовой информации 36. В Законе есть Глава V. «Права и обязанности журналиста», в которой излагаются права и обязанности современного журналиста. Однако эти права и обязанности никак не соотносятся с тем, что журналист – является также  гражданином РФ, который должен   быть патриотом своего Отечества, основываться в своей деятельности на духовно-нравственных ценностях, использовать СМИ для сохранения  и укрепления этих ценностей. 

В настоящее время СМИ – это информационная технология огромной силы, с помощью которой можно уничтожить духовно-нравственную основу русской цивилизации под аккомпанировать так называемых «общечеловеческих ценностей», всеобщих прав человека, толерантности  и плюрализма.  

Представляется, что сегодня необходимо обратить внимание представителей СМИ на их ответственность перед личностью, обществом, государством, цивилизацией, на  необходимость освещения вопросов, связанных с укреплением духовно-нравственных ценностей, недопустимостью распространения информации, сообщений, материалов их разрушающих. 

Огромное значение для развития российского общества имеет Доктрина информационной безопасности РФ, под которой  понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере 37.  

Однако, Доктрина, утвержденная в начале XXI в.,  уже не отвечает стратегическим целям современного общества,  государства  и нуждается в  серьезном переосмыслении с учетом национальных интересов России, включая сохранение духовно-нравственные ценностей. 

9. Часть граждан РФ  не чувствует свою принадлежность к гражданскому обществу, не осознает традиционные духовно-нравственные ценности, занимает беспринципную позицию.  

Этих граждан можно назвать «Иванами, не помнящими родства». Именно с ними работают враги национальных интересов России, используя их безразличие в пропаганде анти российских ценностей, направленных на уничтожение духовно-нравственной основы русской цивилизации. 

Необходимо уделять на уровне государства, общества, семьи, Церкви особое внимание данной категории молодежи. Важной формой работы  могло бы стать создание массовой организации молодежи, охватившей все ступени (от федерации до локального уровня), в основе которой лежали бы идеи патриотизма и базисных ценностей, что никак не противоречит плюралистическим идеям Конституции РФ. 

Таким образом, для формирования духовно-нравственной личности необходима системная работа на всех уровнях, включая семью и отдельных личностей. Россия в своей истории не раз переживала  периоды кризисов. Иван Александрович Ильин в своем произведении «О России. Три речи», написанном в 50-ые годы XX в., находясь и томясь в эмиграции   писал, что звучит особенно актуально в наши дни: «наше время, время видимого крушения России, а на самом деле - время ее мученического очищения, ее исторического оправдания и духовного возрождения в перерожденном виде». 

Духовно-нравственное воспитание молодежи: путь в будущее  | Всемирный Русский Народный Собор