Всемирный Русский Народный Собор

Художественное осмысление истории: белгородский ответ «Матильде»

   Три камерных представления музыкальной драмы «Последний рыцарь России» завершили этап представления белгородцам нового произведения авторов оперы «Белгородский полк» историка Виктора Овчинникова и членов Союза композиторов России Елены Латыш-Бирюковой и Николая Бирюкова в авторском камерном исполнении. 

   В произведении рассказывается удивительная история добрых и теплых человеческих отношений императора Николая Второго и его семьи с известным поэтом «серебряного века» князем Федором Николаевичем Касаткиным-Ростовским, а также о жизненной судьбе автора пьесы «Забытый флигель», которую видел последней на сцене в Ливадии в 1913 году русский император, текста к романсу всех времен «Осенний сон», победного гимна 1912 года «Раздайтесь, напевы победы!», гимна Добровольческой армии «Трехцветный флаг»…. На сцене разворачиваются сцены празднования 300-летия Дома Романовых, сражений в окопах Второй Отечественной войны 1916 года, прихода Гитлера к власти в 1933 году и вхождения фашистов в Париж 1940 году… 

   Герои драмы проходят каждый свой крестный путь, однако лейтмотивом для всех служат строки из стихотворения Ф.Н. Касаткина –Ростовского: 

…Не забывайте о России! 

Умчится время непогод. 

Судьба вас к ней опять, родные, 

Из чуждой дали приведет. 

Тогда, рассеянных по свету. 

Пришедших к Родине детей, 

Страна потребует к ответу: 

Что вы в душе несете к ней?.. 

Храните ль веру вы в святыни, 

В заветы дедов и отцов, 

Не позабыли ль на чужбине 

Вы Славы Русской вечный зов? 

И вы должны, неся ей знанья, 

И речи ей храня в пути, 

Из дней далекого изгнанья 

К России – Русскими прийти. 

 

   Одна из героинь драмы – княжна Ольга Николаевна Романова, дочь императора Николая Второго. Ее первый бал в Ливадии, ее попытки исполнить «Осенний сон», ее жертвенность на фронте Второй Отечественной войны… Но может быть самое главное, духовная культура, следование русской православной традиции. 

   Драма России, драма сословий, драма людей… И все это на фоне прекрасных музыкальных произведений известных русских композиторов. Произведение Николая Бирюкова «Третье поле России» покорило сердца многих граждан страны. 

   Первое камерное представление музыкальной драмы состоялось в декабре 2017 года в духовно-просветительском центре в стенах Спасо-Преображенского кафедрального собора г.Губкина на родине Виктора Овчинникова. Второе – 10 апреля 2018 г. в День памяти В.Раевского стенах усадьбы-музея знаменитых Раевских – Федосея Раевского – ветерана многих победных войн, и Владимира Раевского – поэта, участника Бородино, «первого декабриста», и Николая Раевского – выдающегося земского деятеля и мэра Баку… 

   И вот третье – полномасштабное камерное представление – 23 апреля 2018 г. в стенах Белгородского государственного историко-краеведческого музея в присутствии театрального сообщества, студентов, будущих руководителей театров и режиссеров, журналистов, деятелей культуры, организаторов работы с молодежью в вузах, казаков… 

   Мероприятие проведено при поддержке Белгородского регионального отделения МОО «Всемирный Русский Народный Собор». И потому среди участников много активистов отделения. Представление было посвящено 100-летию трагической даты – расстрела царской семьи. 

   Открывая представление, Виктор Овчинников прочитал строки «Молитвы» Ф.Н. Касаткина-Ростовского, которые в полной мере раскрыли подлинную душу императора Николая Второго – не только царя, но прежде Главы русской Православной Церкви, Помазанника Божьего. 

 

 

 

Князь Ф.Н. Касаткин-Ростовский       Портрет императора Николая II. В.А. Серов. 1900 г.  

Благослови Господь мой путь, 

Открой души моей глубины, 

Согрей измученную грудь 

Того, - кто рвется на вершины. 

 

Благослови Господь разлуку 

Не угаси мой свет во тьме, 

Подай Свою благую руку 

Душе томящейся в тюрьме. 

 

И разъясни в чем путь к спасенью 

В тревоге жизни и борьбе, 

Иль призови скорей к себе, 

Великой силою прощенья, 

К тому, - кто радость вдохновенья 

Влагал в великое стремленье, 

В любви – приблизиться … к Тебе. 

 

   Музыкальные партии императора Николая Второго исполнил лауреат Международных конкурсов член Союза композиторов России Николай Бирюков, княжны Ольги Николаевны Романовой – лауреат Всероссийских конкурсов Злата Бирюкова и Лилия Бородина. Концертмейстером выступила член Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова. В вечере приняла участие Анастасия Сахарова, студентка БГИИК, которая средствами флейты передала атмосферу трагической судьбы России начала ХХ века. 

 

 

 

Дети Николая II. (Сидят — Мария, Алексей, Ольга; стоят — Татьяна, Анастасия). 1911 г. 

    Работать над произведением «Последний рыцарь России» сопредседатель БРО МОО «Всемирный Русский Народный Собор» В.В. Овчинников начал четыре года назад. И видимо промысел Божий и состоял в том, чтобы на православной земле Святого Белогорья родилось с участием прекрасных композиторов удивительное произведение, которое соборяне Белгородчины называют «белгородский ответ Матильде». 

    В финальной части все участники постановки музыкальной драмы исполняют удивительное пророческое произведение князя Ф.Н. Касаткина-Ростовского. И хотя это тот миг, когда закрылись глава «последнего рыцаря России» в Сен-При в 1940 г. и он отошел ко Господу, но на самом деле – это тот миг, с которого и началось медленное возвращение Трехцветного флага в Россию. 

 

Трехцветный флаг 

Добровольческая песня (музыка М.Якобсона) 

Слова Ф.Н. Касаткина-Ростовского 

 

Подобно витязям, варягам, 

Чтоб во едино Русь собрать, 

Идет на бой с трехцветным флагом 

Без страха смерти наша рать. 

 

Ей не страшны в пути лишенья. 

Смешон кровавых страхов бред, 

Она несет нам возрожденье 

В сиянье радостных побед. 

 

Начавшись каплей незаметной, 

Она сплотилась в грозный вал, 

Над нею флаг, родной, трехцветный, 

В лучах рассветных засиял. 

 

К нему все те, кто сын России, 

К нему все те, кто правды ждет, 

 - Туда – Где главы золотые, 

К Москве… он смелых приведет! 

 

Написано в освобожденном Харькове 12 июня 1919 года. 

Художественное осмысление истории: белгородский ответ «Матильде» | Всемирный Русский Народный Собор