Всемирный Русский Народный Собор

«Бурану» 25 лет — и он по-прежнему непревзойден

15 ноября 1988 года в 6:00 утра по московскому времени состоялось событие, которое потрясло мир: с космодрома «Байконур» стартовал многоразовый ракетно-космический комплекс под громким названием «Энергия-Буран».

Советский космоплан совершил свой полет в полностью автоматическом режиме, что впоследствии было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. «Космическая крепость» сделала два витка вокруг планеты и через 205 минут благополучно приземлилась на посадочную полосу Байконура. Это был технологический и научный прорыв супердержавы, к результатам которого по-прежнему не может приблизиться Западный мир. Уникальная сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» на водородном топливе, способная выносить на орбиту до 100 тонн груза, с тех пор остается мечтой мировой космонавтики. Без ракет на ядерном топливе невозможно освоение Луны и Марса, но на сегодняшний момент аналогов «Энергии» не существует — мир летает в космос на кислородно-керосиновых ракетах.

Советская схема с применением сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия» изначально создавалась универсальной. Она позволяла осуществлять вывод на орбиту любых космических кораблей и грузов. В разработках СССР фигурирует не только «Буран», но и орбитальные военные базы, оснащенные ракетами, для работы по наземным целям.

Наш орбитальный самолёт был рассчитан на 100 полётов, твёрдотопливный ускоритель — на 20, основные двигатели — на 66 полётов. Одноразовым элементом в советской системе был только подвесной топливный бак. Уникальность «Бурана» в том, что он мог задействовать собственные двигатели управления во время снижения и посадки в автоматическом режиме.

Военизированная версия «Бурана» предусматривала размещение внутри корабля на вращающейся системе нескольких ядерных модулей, которые в случае угрозы брали курс на земные цели и были способны создать полосу выжженной земли шириной в 600 км от Сан-Франциско до Виргинских островов.

Мирная версия «Бурана» предусматривала его использование в стыковке к орбитальным станциям (в том числе к станции «МИР»), собирать которые планировалось из «Буранов» — по принципу космического конструктора. На базе «Бурана» планировалось построить гигантский орбитальный телескоп, и Советский Союз уже приступил к выполнению этого госзаказа.

1200 предприятий промышленности были задействованы в работе над программой «Энергия-Буран». «Буран» стал совокупным детищем всей страны, ее вершиной и одновременно памятником советским людям — рабочим, инженерам, изобретателям. Для создания корабля только специалистами ВИАМ было разработано 39 принципиально новых материалов и 230 совершенно новых технологий. Программа длилась 18 лет. Общий объём затрат составил 16,5 миллиарда советских рублей (стоимость нескольких «АвтоВАЗов», построенных с нуля)

Существует мнение, что программа «Буран» перенапрягла советскую экономику и оказалась следствием гигантомании, что военной гонкой СССР загнал себя в тупик, что вместо «Бурана» страна должна была кроить модную одежду, штамповать комфортные автомобили и удобные унитазы. Но есть и другая точка зрения, что не нехватка сортов колбасы на полках магазинов стала причиной краха СССР и что проекты масштабов «Бурана» только так и рождаются на свет — совокупным усилием всей нации, альтруизмом ученых и аскетизмом простых граждан. Возможно поэтому, о последних блестящих страницах советской космической программы предпочитали не говорить в 90-е годы.

«Энергия-Буран» — это не только наша военная победа в «холодной войне», это еще и памятник трудовому и интеллектуальному подвигу советского человека, материальное доказательство того, что этот человек — не миф, что он был, строил и создавал лучше других.

Соб. инф.