Всемирный Русский Народный Собор

Можно ли безвозмездно одаривая, обретать дружескую среду?

Интернет-сервис безвозмездного дарения «Дару-дар» выглядит как реакция части постсоветского общества на потребительскую экономику: граждане, уставшие от законов рыночной конкуренции, пытаются снова почувствовать себя людьми, отдавая друг другу вещи просто так.

«Дару-дар» — это международное сообщество, в котором люди дарят друг другу свои вещи и услуги безвозмездно и бесплатно, не требуя чего-либо взамен. Для ясности имеет смысл процитировать информационную выжимку о сообществе: «Проект был запущен в конце 2008 года группой энтузиастов в виде интернет-сервиса darudar.org. За три года существования проекта к нему присоединилось более 100 тыс. человек из сотен городов (из Москвы — порядка 30 тыс.), при этом следует учесть, что большая часть людей присоединилась к сообществу благодаря приглашению, полученному от своих знакомых. Основные страны, участвующие в безвозмездном дарении в данный момент — это Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Ежедневно в дар отдаётся более 2000 вещей и услуг. Дарятся самые разные и порой неожиданные вещи — начиная с прочитанных книг, одежды, мобильных телефонов и заканчивая услугами переводчика, ремонтом компьютера и даже автомобилем».

Процесс дарения описывается следующим образом. «Даритель публикует информацию о своём даре и месте его нахождения. Те же, кому вещь нужна, отмечаются в желающих дара, поясняя, почему им эта вещь нужна в данный момент. После этого даритель анализирует формулировки желаний и профили желающих и выбирает того, кому, на его личный взгляд, даримая вещь пригодится больше всего, затем он договаривается с этим человеком о встрече и передает ему свой дар. За полученную в дар вещь принято писать публичную благодарность, чтобы удостоверить окружающих, что дарение действительно произошло и принесло пользу одариваемому. Процесс дарения регулируется кодексом поведения (называемым «традициями Дару-дара»), принятым в сообществе. Так, помимо всего прочего, в кодексе сказано, например, что считается позором просить или предлагать что-то в обмен, или там же говорится, что считается неправильным взывать к жалости дарителя, ставя его в ситуацию, когда ему будет неудобно свой дар не пообещать и т. п.

Все это вызывает по меньшей мере любопытство и пару ключевых вопросов: что движет дарителями и есть ли у проекта перспективы выхода на следующий уровень (т. е. за пределы ста тысяч человек)? И насколько реален потенциал проекта в создании новых социальных сред?

Желание человека делиться с себе подобными заслуживает уважения. Способность великодушно отдать предмет, а не трястись над златом, набивая сундуки — вот разумное решение нормального homo sapiens. Именно этот мотив является детонатором процесса. Именно этот фактор отличает человека от животного. Здесь самая настоящая находка проекта. Люди дарят — чтобы почувствовать себя людьми. Проект «безвозмездных дарителей» читается современниками как реабилитация основного качества homo sapiens — не меньше, но и не больше того.

В своей доктрине создатели проекта претендуют на особую «миссию» дарения. На внедрение новых отношений дарения в человечество. Однако тут следует сделать весьма важную оговорку, что расстаться с «избыточной» вещью — это не подвиг, а совершенно естественный поступок, который может совершить любой человек. Беглый просмотр сервиса «Дару-дар» дает представление о том, что именно такие вещи составляют основной поток (ювелирные украшения, предметы домашнего комфорта и увлечений). Иными словами, здесь делятся не только последними рубашками, но и блестящими запонками с этих рубашек тоже.

Согласитесь, что для общечеловеческой миссии дарения этого маловато. Но как первый шаг к подобной сверхзадаче выглядит обнадеживающе. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Это дословное и пошаговое описание нравственного роста, которое Христос дает зажиточному юноше в Евангелии. И праведный юноша отходит в печали.

Что может помешать сервису «Дару-дар» превратиться в общечеловеческую миссию? Первый критический признак — «барахолка». К сожалению, внешним проявлением движения интернет — дарителей является некая зацикленность на вещизме. Импульсом к взаимоотношениям людей становится продукт, то есть участники проекта продолжают в большей или меньшей степени оставаться потребителями. У каждого из участников сообщества есть своеобразная «вещественная история» (сколько и чего подарил).

Авторы называют это принципом максимальной прозрачности: «Каждый поступок человека в системе записывается в его профиле: любой может увидеть, что ты дарил, кому и почему, что сам получал в дар, как при этом формулировал свою потребность, как писал благодарности за полученные дары». Таким образом, форум избавляется от паразитов-иждивенцев и маргиналов, что в принципе можно понять. Любое традиционное общество, диаспора или клан, распознают паразитов и подчиняют их законам адекватного общежития. Но если в традиционном обществе люди живут рядом, то в виртуальном сообществе у его участников такой возможности не существует. То есть, (при всем их реальном прекраснодушии) они остаются заложниками даримого пылесоса. Пылесос, более реален, чем их аккаунты.

Существует прекрасная тенденция — и на нее упирают авторы проекта — встречаться в реале, чтобы передать вещь из рук в руки и глянуть друг другу в глаза. Но может ли эта случайная встреча стать хотя бы началом товарищеских отношений?

Надо отдать должное идеологам интернет — дарения в том, что они нащупали методологию роста. Так авторы концепции пишут о появившейся практике регулярных «общих встречах дарения», где участники проекта массово передают вещи друг другу. Встречи повышают удобство передачи предметов, объясняют дарители. «Люди договорились регулярно, каждую неделю, встречаться всем в одно и то же время для того, чтобы раздать все свои дары, обещанные за неделю. Это позволило каждому участнику вместо множества отдельных встреч, связанных как с передачей, так и с получением дара, приходить только на одну большую общую встречу, чтобы пересечься одновременно со всеми своими одариваемыми и дарителями».

Грустно, что эти люди не встречаются просто ради того, чтобы снова увидеть друг друга и посидеть за общим самоваром. Однако есть надежда, что здравый смысл возобладает, и в их сообществе появится пассионарная группа, которая поставит целью товарищество. Тогда перед товарищами возникнет следующая ступень: во имя чего?

В перспективе адепты движения «Дару-дар» ожидают совершенно прорывных проектов, строящихся точно также из предпосылки взаимодействия и сотрудничества людей на безвозмездной или благодарственной основе. Например, цитируем: «Видится всё более вероятным появление проектов, основанных на социальной практике благодарственных платежей. Когда многие продукты предоставляются бесплатно, а человек волен оплачивать их из расчета «заплати, сколько захочешь», т. е. исходя из того, насколько ему данные продукты или услуги действительно принесли пользу, а также из возможностей своего личного бюджета. Как только плотность среды безвозмездного дарения достигнет определенной критической точки, появление подобных продуктов станет очень вероятной реальностью».

Артем Сериков