Всемирный Русский Народный Собор

В тамбовском селе Атманов Угол возродили престольный праздник

Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник села Атманов Угол, в память о событии, во имя которого поставлен сельский храм. Жителями села, наряду с Пасхой, этот праздник почитался главным в году. Ныне в его рамках проводятся и Традиционные игры Атмановские кулáчки.

Согласно русским православным традициям, Успение — это и патриотический воинский праздник, день чествования георгиевских кавалеров. По обычаю программа его начиналась с официальной религиозной части. Она включала в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе. Мирская часть праздника состояла из приёма гостей, проведения трапез и всеобщего гулянья. Жители и гости села собирались на Парадке — центральной площади. Здесь пели песни под гармошку, плясали.

Но какой же русский праздник без веселья? А какое же веселье без настоящей, народной игры? В программе праздника — воинские игры и забавы, такие, как палочный бой, борьба за-вороток, свайка, метание копья, клеек, а также подвижные и хороводные игры — перетяжки, чиж, лапта, горелки, золотые ворота, жгуты, селезень, бочка, вышибалы, сигучки, казанки (бабки), заюшка, ручеёк, камешки, вышинки, хороводы.

В целом по России практика подобных состязаний полностью прекратилась ещё в середине XX века. Однако, в Атмановом Углу традиция сохранилась до 90-х годов прошлого века. Сегодня это единственное место в России, где живут носители самобытной уникальной традиции военно-физического воспитания русского народа. Именно это сделало возможным восстановить кулáчки практически в неизменном виде.

Правила кулáчек, по которым и сегодня проходят бои, установлены в глубокой древности и неизменны до сих пор. Их можно свести к следующим основным положениям:

  • вести бой честно — «по любви»;
  • «в зашей», «в тыл» не бить;
  • «с крыла» (сбоку, когда соперник не видит) не бить;
  • лежачего не бить;
  • ногами, с подножкой, не бить;
  • закладок не иметь.
По неизменной традиции кулáчки начинают дети, затем их сменяют подростки и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя — прогнать команду соперников на их сторону села. Как только задача достигнута, бой прекращается. Заключительная часть этой боевой забавы — замирение, которое происходит за общей трапезой. Бойцы вспоминают удачные моменты боя, делятся впечатлениями, договариваются о следующих боях.

Нет нужды доказывать, что подобное времяпровождение с давних пор было не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, своеобразной психологической разгрузкой, и на всех гуляньях непременно входило в «культурную программу». Особым событием престольного праздника были большие кулáчки — пол села на пол села. Посмотреть на них и поучаствовать приезжали любители из соседних сёл и городов.

В августе 2010 года, после практически двадцатилетнего перерыва, возрождён обычай престольного праздника, а в его рамках стали проводиться Традиционные игры Атмановские кулáчки. Зачинщиками стали Тамбовское общество любителей краеведения, Тамбовская региональная Федерация традиционного рукопашного боя и Дом культуры в селе Атманов Угол. Решено проводить праздник ежегодно в течении двух дней в последние выходные августа. Встретить праздник село готовится и в этом году.

Сегодня идея возрождения древней традиции получила широкое общественное внимание и поддержку. Ибо возрождая традиции — сохраняем Россию.

Анатолий Тедорадзе