Всемирный Русский Народный Собор

Как найти почву для сотрудничества России и Польши

В нашей стране День славянской письменности и культуры впервые отметили в 1863 г. С установлением советской власти о нем забыли и вспомнили лишь в 1986-м. С этого времени праздник отмечают ежегодно, в сложившейся геополитический ситуации он имеет особое объединяющие значение. Ведь, все мы, как сказал философ Сергей Аверинцев, «немножко греки», все славянские народы — наследники античной и христианской культуры. Недаром День святых Кирилла и Мефодия особо отмечается в славянских странах, а в Словакии вообще является государственным праздником.

— Славяне как западные, так и восточные никогда не ставили себе вселенских амбиций, — отметил Владимир Тимаков, заместитель руководителя Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора, возглавляемого Патриархом Кириллом. — Именно поэтому, сегодня они больше готовы вписаться в многополярное устройство мира, чем, например, англосаксы.

Тем не менее, не могут не беспокоить и острые разногласия между славянскими народами. В 2002 году только-только начали стабилизироваться российско-польские отношения, создавались группы по русско-польским вопросам, центры диалога и согласия.

— Но эти хрупкие достижения были перечеркнуты. Яблоком раздора, как и более трех веков назад, стала Украина, — отметил Кирилл Кочегаров, старший научный сотрудник Института Славяноведения РАН. — Ведь в следующем году исполняется 350 лет со времен Андрусовского перемирия — соглашения, заключенного в 1667 году между Россией и Речью Посполитой. Оно завершило активную фазу Русско-польской войны за территории современной Украины и Белоруссии.

И все же, несмотря на то, что начиная с эпохи Средневековья и Нового времени сложно найти период, когда отношения России и Польши были свободны от противоречий, можно и нужно искать точки соприкосновения.

— Почва для сотрудничества России и Польши — общие моральные ценности. Ведь там тоже без энтузиазма воспринимают инициативы Брюсселя, касающиеся прав секс-меншинств, искусственного насаждения мультикультурализма и другие сомнительные нововведения, обусловленные западным восприятием действительности, — считает Кочегаров.

]]>Источник]]>