Всемирный Русский Народный Собор

Представители Экспертного центра ВРНС в Санкт-Петерубрге обсудили межнациональные отношение с консулом Республики Пакистан

5 мая 2016 года состоялась встреча почетного консула Пакистана господина Абдула Рауфа Ринда с Посадским Александром Владимировичем (профессор Смольного института РАО, член Экспертного центра ВРНС) и Паламарчуком Юрием Анатольевичем (президент региональной общественной организации «Совет по межнациональному сотрудничеству»).

Участники встречи указали на то, что наше время ознаменовалось интенсивным развитием взаимоотношений между Россией и Пакистаном (1). Определенными вехами на пути расширения взаимодействия стали: визит Президента Исламской Республики Пакистан А.А.Зардари в Россию (май 2011 г.), визит главы внешнеполитического ведомства Исламской Республики Пакистан Х.Р.Кхара в Москву (февраль 2012 г.), визит министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Исламабад (октябрь 2012 г.), визит в Исламабад делегации Совета Федерации во главе с В.И.Матвиенко (февраль 2013 г.), визит председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова в Исламскую Республику Пакистан (19-20 октября 2014 года), совместные российско-пакистанские антинаркотические учения «Аравийский муссон», подписание эпохального соглашения о сотрудничестве в военной сфере в ходе визита в Исламабад Сергея Шойгу (ноябрь 2014), визит в Пакистан министра энергетики России (октябрь 2015 г.), создание Российско-пакистанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и др.

К ключевым сферам взаимодействия между странами сегодня следует отнести борьбу с терроризмом и наркопреступностью, активную работу в многосторонних организациях, укрепление торгово-экономических связей, формирование перспективных моделей сотрудничества в области торговли и энергетики, участие в проектах, имеющих целью обретение безопасности и стратегической стабильности на территории Евразии. Участники встречи обратили внимание на важность активизации культурных и общественных связей между Россией и Пакистаном. Именно координация работы в этом направлении способна обеспечить стратегическую глубину отношений, вывести партнерство стран на более высокий уровень. Экспертному сообществу России и Пакистана предстоит определить оптимальные механизмы расширения гуманитарных связей, пути раскрытия потенциала взаимодействия в общественно-культурной сфере.

Участниками встречи была отмечена близость позиций по вопросам безопасного развития общества. В основе национальной безопасности лежит безопасность духовная, которая строится на защищенности культурных ценностей, имеющих религиозные истоки. Сохранение создававшегося веками культурного наследия — основа безопасного развития народа. В ходе беседы было указано на очевидное возрастание мирового значения пакистанской диаспоры (7 миллионов человек) и важность ее взаимодействия с Русским миром.

Г-н Абдул Рауф Ринд отметил, что Пакистан — демократическая многоконфессиональная и многонародная страна. В ней мирно проживают пенджабцы, пуштуны, синдхи, сарьяки, мухаджиры, белуджи и другие народы. Наряду с мусульманским большинством в стране живут христиане и индуисты. В Национальной ассамблеи (нижняя палата парламента Пакистана) 60 мест предоставлено женщинам и 10 — религиозным меньшинствам. Пакистан — страна с системой квот для женщин и религиозных меньшинств в структурах власти. Им было также обращено внимание на то, что Совет по Исламской идеологии Пакистана и его глава Мауляна Мухаммад Ширани открыты для диалога с общественными силами, а также возможен визит Мауляна Мухаммада Ширани в Россию.

Юрий Паламарчук напомнил, что Мэром Лондона стал пакистанец по происхождению Садик Хан, выиграв выборы у английского аристократа и мультимиллионера Зака Голдсмита. Данный факт многие аналитики истолковывают в ракурсе стратегической сопряженности будущего Великобритании с будущим диаспоры Пакистана, а это значит, что выстраивание отношений с Западным миром станет невозможным вне учета фактора развития пакистанской диаспоры как одного из доминантных в западноевропейской общественно-политической жизни. Юрий Паламарчук также указал на то, что без тесного сотрудничества с Пакистаном невозможно выстраивание сложной архитектуры евразийской системы безопасности, так как Пакистан — важное звено системы безопасности на пространстве Ближнего, Среднего Востока и Центральной Азии. 

На его взгляд, принципиально важно уберечь наши страны от роли агентов в так называемой опосредованной конфронтации («конфронтации по доверенности»), когда страны превращаются в проводников навязываемых им интересов («доверенных агентов» конфронтации) и искусственно сталкиваются в ходе управляемых извне конфликтов, что противоречит их истинным устремлениям. Юрий Паламарчук также напомнил, что кодекс чести пуштунских племен «Паштунвалай» (из которых 28 млн. человек проживает на территории Пакистана) содержит стратегический принцип «Дод-пасбани», означающий необходимость защиты культуры пуштунов, необходимость сохранения их языка (пашто) как источника культурного развития. Таким образом, в кодексе чести пуштунов четко сформулирована стратегия духовной безопасности.

Александр Посадский указал, что современному миру требуется новая философия борьбы с терроризмом. Задача борьбы с терроризмом должна быть четко сопряжена с обеспечением суверенитета стран, с сохранением их независимого внешнеполитического позиционирования. Принципиально неприемлемо, когда суверенитет рассматривается препятствием для борьбы с терроризмом, когда борьба с терроризмом проводится под знаменами балканизации суверенных государств, когда инструменты борьбы с терроризмом обращаются против свободного развития стран и народов. На его взгляд, сегодня в эру глобализации именно сохранение пространства культурных ценностей — аксиосферы человечества, теснейшим образом связанной с религиозными традициями, выступает залогом безопасного развития нашей планеты. 

Систематическое ее разрушение (откуда бы оно не исходило), нарушение естественного права человека на приобщение к культурному и религиозному наследию, права на духовное развитие содействует разрушению глобальной безопасности, возрастанию всего спектра угроз для человеческой жизнедеятельности. Российская цивилизация исторически сформировалась как коммуникативное сообщество, не преследующее целей глобального доминирования, как сообщество, жизнестроительный опыт которого опирался на глубокие нравственные принципы. Коммуникативная этика Российской цивилизации основывается на уважении духовного достоинства народов, умении увидеть всю глубину и своеобразие их культурного наследия. Принципы коммуникативной этики Российской цивилизации адекватны современной ситуации, характеризующейся глобальным пробуждением идентичности, требованием стран и народов сохранить самоидентификацию. Они отвечают интересам большинства населения земли, могут быть востребованы всеми людьми, послужить обретению полноформатных механизмов стратегического взаимодействия между странами, раскрытию потенциала всемирной кооперации.

Примечания

1. Дипломатические отношения между Россией и Пакистаном установлены 1 мая 1948 г. в итоге договоренности о дипломатическом признании главы внешнеполитического ведомства Пакистана Зафруллы Хана и заместителя Министра иностранных дел СССР А.А.Громыко.