Всемирный Русский Народный Собор

Рождественские чтения: взаимопроникновение Церкви и общества

Выступление Замглавы Всемирного Русского Народного Собора, Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в программе «Комментарий недели» телеканала «Союз» 24 января 2015 года.

Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, как вы знаете, в Москве состоялись очередные Рождественские чтения. Это международный форум, который собирает большое количество людей из разных стран канонического пространства нашей Церкви и из диаспоры. Людей, представляющих разные регионы, работающих в разных областях церковной жизни и деятельности. Но исторически, да и сегодня, это по преимуществу форум православных педагогов.

Чтения открыли юбилейный год, посвященный памяти святого равноапостольного князя Владимира, тысячелетие со дня блаженной кончины которого мы празднуем. Форум был посвящен цивилизационному выбору исторической Руси, выбору ее народов, выбору, который сделал святой равноапостольный князь Владимир.

Не случайно князь именуется равноапостольным. Его подвиг равен подвигу проповедничества, хотя он не был проповедником христианства. Его подвиг равен подвигу древних миссионеров, хотя он не был миссионером. Великий князь Владимир определил историческую судьбу многих народов благодаря государственному деянию, благодаря государственной воле. Эта воля не была проявлением грубой силы над теми, кто сделал иной мировоззренческий выбор — сознательный и серьезный. Святой равноапостольный князь Владимир не заставлял людей, глубоко укорененных в своей вере, менять эту веру. Но он видел слабость исторического язычества, которое ослабляло и нашу страну, не давая ей обрести настоящую миссию в истории. Он мощно призвал тогдашнюю элиту и все тогдашнее общество к тому, чтобы стать учениками Христовыми. Эта государева воля сформировала тот факт, что многие народы, в том числе населяющие нашу страну сегодня, стали христианскими, обрели спасение, обрели истину Христову как основание своей исторической миссии, своего пути через многие века — до сего дня и в будущем.

Вот почему так важно понимание роли святого равноапостольного князя Владимира в нашей истории, которая состоит из прошлого, настоящего и будущего. Вот почему мы говорим о нем как о равноапостольном основателе нашей цивилизации, как о человеке, приведшем многих людей — миллионы, сотни миллионов людей — ко Христу. Конечно, это государственное деяние и государственное решение было не менее значимо и не менее действенно, чем апостольская проповедь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии Чтений в Государственном Кремлевском дворце, сказал следующие слова: «Любая, в том числе и политическая система устойчива в том случае, если она сбалансирована. Поэтому разумный баланс сил и интересов обеспечивает предпосылки к миру и стабильности. Однако с духовной и религиозной точки зрения полюсов всегда только два: плюс и минус, добро и зло, истина и ложь, с Богом и без Него. Каждый человек определяет для себя, где он находится и что поддерживает. Ценностный выбор Руси, крестившейся при великом и равноапостольном князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь»».

У нас есть представление о настоящих ценностях и ненастоящих, об истинных ценностях и ложных, о правде и неправде. И эти представления нам не нужно сегодня бояться открыто обозначать — в том числе в нашем отношении к тем или иным процессам, происходящим в мире. В том числе — в нашем отношении к реалиям государственного устройства, общественных процессов, экономики, культуры и так далее. Об этом очень много было сказано в ходе дискуссии, в частности, в рамках Третьих парламентских встреч, которые впервые открылись на особом уровне — на уровне Святейшего Патриарха и руководства Государственной Думы — здесь, в здании нижней палаты российского парламента — Федерального Собрания.

Парламентские встречи открылись вдохновенным, очень серьезным, концептуальным выступлением Святейшего Патриарха в присутствии многих депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, архиереев из разных епархий, духовенства, представителей православных общественных организаций, молодежи, то есть всего среза участников Рождественских чтений.

Святейший Патриарх коснулся многих тем: это противостояние опасности электронного контроля, защита семьи от вмешательства в ее жизнь государства и общественных организаций, охрана материнства, противодействие абортам, развитие религиозного образования, участие Церкви и других религиозных общин в совершенствовании законодательства, касающегося религии. Практически все области взаимодействия Церкви и парламента были подняты. И особенно много было сказано о тех областях церковно-государственного диалога и сотрудничества, которые касаются нравственных вопросов.

Церкви вопросы общественной нравственности — в том числе выраженные в законе — глубоко не безразличны. Они для нее не менее близки, чем практические интересы религиозных общин. Было сказано и о положении христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки, что очень заботит сегодня многих. Известно, что люди, живущие в этих регионах, где зародилось христианство, испытывают гонения. И они благодарят Россию — одну из немногих стран, которая поддерживает нужды гонимых из этих исторических для христианства мест.

Его Святейшество коснулся вопроса о ценностях, о том, как они должны осуществляться в современном мире. Вот что было сказано: «Идея абсолютного ценностного приоритета свободы, свободы выбора, подчеркиваю, и отказ от приоритета нравственной нормы стал для западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века».

Ценность свободы очень важна. Но не может быть стабильным общественное устройство, основанное только на этой ценности. И Святейший Патриарх вновь вспомнил о той пятерке ценностей, о которой он недавно говорил и которую он ставит в основание самопонимания нашим народом самого себя как единого в смысле истории и единого поверх политических и социальных различий. Это вера, справедливость, солидарность, державность, достоинство. Каждая из этих ценностей связана с определенным периодом нашей истории. Святейший Патриарх напомнил о еще одном, более широком перечне ценностей, который был озвучен на XV Всемирном Русском Народном Соборе. Это вера, справедливость, мир, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода. Не как единственная или главенствующая ценность, но как одна из многих.

«Убежден, — сказал Его Святейшество — не стоит, возвышая идею свободы, противопоставлять ее другим базовым ценностям. Люди, которые хотели бы предать их забвению или принизить, должны понимать, что ослабляют сложившийся веками общественный уклад, который создал наше общество и делает его стабильным».

Святейший Патриарх вновь упомянул о солидарном обществе, где ради достижения общего блага тесно сотрудничают между собой различные этнокультурные, социальные, профессиональные, религиозные и возрастные группы: «В таком обществе сотрудничают, а не конфликтуют между собой народ и власть. Не конфликтуют этносы и религии. И даже политические партии не конфликтуют. <...> В солидарном обществе политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей, например, свободы и справедливости, державности и достоинства, а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах».

Святейший Патриарх еще раз сказал очень ясно о единстве истории, о том, что Россия на основе упомянутых ценностей должна осознавать свое единство поверх любых разделений, особенно социальных, которые, увы, были актуальны в прошлом и вновь актуальны сегодня. По словам Его Святейшества, «Россия оставалась Россией во все века при всех формах правления и при всех политических режимах. Дай Бог, чтобы это было всегда».

После отъезда Святейшего Патриарха из здания Государственной Думы состоялось несколько круглых столов. Один из них имел такую, направленную в далекое будущее, тему: «Церковь, общество, государство — задачи XXI века». Выступали самые разные люди, представители различных политических сил, консерваторы и либералы. Многие мнения расходились, но, в то же время, практически все — может быть, большинство выступающих — сходились в том, что место религии и место нравственности в жизни общества, в государственной системе, в праве, в принимаемых решениях должно быть качественно повышено, даже если эта идея кому-то очень не нравится.

У нас сегодня складывается широкий общественный консенсус относительно того, что вера, нравственность и ценности должны занять ведущее место, самое центральное место во всем, что происходит в нашей стране. Не соображения прагматизма, не экономические процессы, не политическая техника и конкретика, а вера, ценности и нравственность должны определять ответ на все самые главные вопросы.

Будем надеяться, что этот голос будет услышан. Будем надеяться, что итоги Рождественских чтений — очень крупного общественного форума, представляющего разные поколения, разные регионы и профессиональные сообщества, — будет одним из тех голосов, которые определят будущее России, будущее всех стран исторической Руси в течение всего XXI века.