Всемирный Русский Народный Собор

Международный день родного языка отмечается в России

Памятная дата была учреждена ЮНЕСКО в 1999 году. Впервые праздник, призванный сберечь лингвистические и культурные традиции каждого народа, отмечался 21 февраля 2000 года.

Дата 21 февраля выбрана не случайно — в память о событиях 1952 года, когда в Дакке, столице нынешнего Бангладеш, пакистанская полиция расправилась со студентами — участниками демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Как утверждают исследователи ЮНЕСКО, в мире говорят приблизительно на шести тысячах разных языков, но половине из них грозит исчезновение. В том числе Россия может лишиться 136. На русском языке, государственном языке россиян, говорят около 260 миллионов человек, что делает его 5-6 по распространённости в мире.

К Международному дню родного языка был приурочен видео-мост Москва — Кишинёв на тему «Право на родной язык», который прошел накануне в РИА «Новости». В ходе общения были затронуты весьма острые проблемы, связанные с распространением и функционированием русского языка на постсоветском пространстве. В студии РИА «Новости» в Москве присутствовали заместитель председателя правления фонда «Русский мир», проректор СПбГУ, председатель наблюдательного совета Российского общества преподавателей русского языка и литературы Сергей Богданов и директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев. В кишинёвской студии — ректор Славянского университета Татьяна Млечко.

Директор Института русского зарубежья сказал, что для всех нас «родным является русский язык, который связывает большое евразийское пространство, бывшее в течение долгого времени единым государством». Однако, по мнению Сергея Пантелеева, сфера распространения русского языка с годами сужается, что в свою очередь связано с уменьшением единого гуманитарного пространства.

«Языки друг с другом не воюют, — подчеркнул С. Пантелеев, — и конфликты по языковым вопросам на постсоветском пространстве связаны исключительно с политической темой и с политической конъюнктурой». Он считает, что «русский язык повторил судьбу российских соотечественников, которые после распада СССР были объявлены во вновь образовавшихся национальных государствах «оккупантами», пришельцами. Вместе с русскими, которым советовали подобру-поздорову уезжать в Россию, из новообразованных государств пытались «выдворить» и русский язык. Последствия этого мы наблюдаем сегодня. Хотя общение на русском языке еще ведется, общее гуманитарное пространство во многом разрушено. Но все-таки сегодня по сравнению с 90-ми годами ситуация потихоньку выправляется. И сегодня все большее внимание уделяется русскому языку и программам его поддержки как со стороны российских государственных органов, прежде всего МИД РФ, так и со стороны российских неправительственных организаций».

Сергей Богданов сказал, что тема русского языка актуальна и в самой России: русский язык перестал быть основой идентичности не только в странах постсоветского пространства, но и в некоторых регионах нашей страны. Он отметил, что проблемой национального языка активно занимаются многие страны: Англия, Франция, Китай. Занимается формированием своей языковой политики и Россия.

По мнению Богданова, у этой политики должно быть два вектора: внутрироссийский и внешний. Существующие инструменты — это федеральная целевая программа «Русский язык» и другая деятельность, которые не всегда в достаточной мере скоординированы. Но здесь есть определенные подвижки: не так давно в России был воссоздан Совет по русскому языку, который как раз и займётся координацией государственной политики в этой области.

Молдавия — пример того, как обстоят дела с русским языком на постсоветском пространстве. Здесь, как считает Татьяна Млечко, ситуация является среднестатистической. В стране действует около трехсот русских школ, сохраняется высшее образование на русском, в том числе — в государственных вузах, действуют русскоязычные общественные организации, русский официально является языком межнационального общения и, главное, сохранена языковая среда: в каждодневном общении русский использует не менее трети населения страны.

Однако с каждым годом число мест в школах и вузах с преподаванием на русском сокращается. Только за последний год под лозунгом оптимизации в образовательной сфере в Молдавии были закрыты 24 русские школы. Остро стоит и вопрос о статусе русского языка. Хотя о статусе государственного сейчас уже речи не идёт, молдавские власти не спешат следовать Европейской хартии региональных языков, предлагая русскому довольно низкий статус — языка одного из национальных меньшинств страны. Языковые права русскоязычного населения ущемляются и на бытовом уровне: вся топонимика и ономастика переведены исключительно на румынский язык, русские имена, согласно местным языковым нормам, лишены отчеств, а также не склоняются.

Что делать в этой ситуации? Бороться. По мнению Млечко, Россия может внести свою лепту в поддержание русского языкового пространства. Прежде всего, нужна поддержка местных педагогов и студентов, изучающих русский, — ежемесячные стажировки, магистерские программы в российских вузах для местных студентов, поездки школьников и студентов, изучающих русский язык, в Россию. Это, помимо чисто практической пользы, создаст столь нужную мотивацию для всех носителей русского языка в республике.

Международный день родного языка отметили во многих городах России — от Калининграда до Сахалина. Но везде по-своему. В Казани, например, прошла сеть одиночных пикетов в защиту русского языка в образовании Татарстана. Об этом сообщают организаторы акций — координационный центр русскоязычных родителей. Проблема преподавания русского языка в республике уже не раз озвучивалась экспертами и представителями общественности не только на местном, но и на федеральном уровне. Тогда как в «русских» регионах школьники за время обучения получают 1200 учебных часов русской филологии, в Татарстане количество часов чуть ли не вдвое меньше — всего 700.

Парадоксальным не только для Татарстана, но и для всей России, является то, что русский язык нигде не имеет статуса «родного языка». Такой статус юридически обоснованно позволял бы русскоязычным детям углублённо изучать русский язык в образовательных учреждениях. Основное требование казанских пикетчиков — законодательно наделить русский язык статусом «родной», чёму, по их утверждению, усиленно сопротивляются власти республики.

По сообщению СМИ