Всемирный Русский Народный Собор

«Российский фактор» на выборах в Литве и на Украине

В октябре 2012 года сразу в двух соседних государствах — Литве и Украине — должны состояться парламентские выборы. Несмотря на то, что официально предвыборные кампании ещё не начались, можно наблюдать определённую политическую мобилизацию.

Известно, что Литва и Украина — державы, неукоснительно соблюдающие курс в Европу, и в разных формах демонстрирующие достаточную дистанцию между своими суверенными интересами и теми предложениями в области взаимовыгодной интеграции, которые делает Россия. Власти Украины, несмотря на некоторое похолодание в отношениях с ЕС, вызванное тюремным заключением бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, постоянно подчёркивают свою приверженность евроатлантическим ценностям, ради которых возможно поступиться очевидными и быстрыми экономическими плюсами, обеспеченными сотрудничеством с Таможенным союзом.

Литва же, согласно заявлению министра иностранных дел Аудронюса Ажубалиса, не только в полной мере адаптировалась к европейским требованиям, но «свободное общество, экономическая стабильность на основе принципов солидарности и демократических ценностей, утвердившиеся в странах Прибалтики — это пример для всего Европейского Союза». Ажубалис прямо связал перспективы выхода Евросоюза из кризиса с «прибалтийским опытом», по его мнению, «странам региона следует взращивать чувства солидарности, которые не только помогли Литве, Латвии и Эстонии обеспечить независимость, но и способствовали борьбе с кризисом во всех северных странах ЕС». Также Прибалтика, по словам её авторитетных представителей, «выполняет особые задачи в ЕС, показывая другим членам Союза, как следует управлять финансами и экономикой, как заботиться об энергетической безопасности и строить отношения с соседями ЕС».

Тем не менее, при всей акцентировано «европейской» внешней и внутренней политике, именно «русский вопрос» стабильно является одним из главных пунктов избирательных кампаний как Литвы, так и Украины. Предложение о закреплении в украинской конституции русского языка как второго государственного на протяжении двадцати лет является верной приметой приближающихся выборов. И столь же традиционным является то, что после аккумуляции симпатий избирателей и победы под данным лозунгом на выборах, это конкретное обещание забывается быстрее всего.

Внезапно обнаруживается, что вопрос второго государственного языка — крайне щекотлив. К тому же, все европейские комиссии, которые руководство Украины предпочитает привлекать для решения внутренних дел своего государства, не фиксируют абсолютно никаких ущемлений «языков национальных меньшинств». Хотя объективного наблюдателя тот факт, что русский язык, на котором предпочитает общаться в быту порядка 70% населения Украины, занесён в категорию «язык национального меньшинства», не может не натолкнуть на определённые размышления.

В период между выборами «подвешенный» статус русского языка и права русскоязычного населения вообще не теряют своей актуальности, оставаясь удобным аргументом, позволяющим апеллировать к братским чувствам и общим корням. Повод отказаться от обещания находится всегда — либо это некие абстрактные рассуждения об угрозе единства нации, либо справедливые, в общем, замечания о том, что украинский язык вряд ли будет конкурентоспособен при честных условиях игры.

Для выборов в Литве Россия не менее важна, хотя эта значимость и выглядит иначе. Правящие консерваторы теряют свои позиции, несмотря на заявления о том, что Прибалтика — пример всему ЕС, бюджетная сфера далека от идеала, а очевидные прогнозы не позволяют сколько-нибудь уверенно оперировать экономической составляющей при написании вызывающей уважение предвыборной программы. Если на Украине верным средством мобилизации электората является русский язык, то в Литве — «российская угроза». На которую списывается текущая ситуация, все прошлые и будущие беды Литвы. Не теряющая своей привлекательности идея получения контрибуции с России позволяет нарисовать идиллическую картину будущего благосостояния.

Понятно, что за неимением фактических успехов, проще продемонстрировать некий видимый прогресс в вопросе о компенсациях. 16 мая секретариат премьера-министра Литвы Андрюса Кубилюса зарегистрировал проект постановления, которым предлагается создать комиссию для подготовки положений и плана действий по возмещению ущерба от советской оккупации.

Такая инициатива, опять-таки, не является творческой находкой. В данном случае, речь идёт о пересоздании комиссии — такие структуры в истории Литвы возникали не один раз, и прекращали свою деятельность по вполне объективным причинам — общий недостаток финансов в казне прибалтийского государства и отсутствие практического применения составленных планов. Канцлер правительства Дейвидас Матуленис отметил, что комиссия должна опираться на подсчеты действовавшей ранее комиссии о размере ущерба, нанесенного оккупацией СССР. Объявлялось, что ущерб составляет порядка триллиона рублей по текущему курсу, и господин Матуленис полагает, что если не удастся получить от Москвы искомую сумму, то, во всяком случае, надежду в этом вопросе дают отношения между Польшей и Россией. «Со стороны России все больше признания. Например, признание убийств в Катыни. Это может быть примером и для нас», — говорит канцлер.

Его оптимизм не разделяет генеральный директор Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы госпожа Бураускайте. По её словам — русские коварны, так как не признают факта оккупации. «Если, по их мнению, не было оккупации, то и ущерб не был нанесен. Наоборот, они еще указывают, что давали нам очень много средств, строили промышленные предприятия, по существу, это мы им должны. Конечно, это демагогия», — уверена генеральный директор. Заместитель председателя комитета Сейма по иностранным делам Юстинас Каросас также не видит никакой перспективы, что вопрос возмещения ущерба от оккупации может быть решен. Он справедливо указывает, что любой реакцией на инициативу литовских партнёров Россия сама запустит крайне опасный прецедент, «ведь Советский Союз оккупировал не одну страну. (…) Может быть, надо договориться, чтобы они принесли извинения. Но требовать денег, считать миллиарды, по-моему, совершенно безнадежное дело», — сказал Каросас.

Такое ощущение, что если бы России не существовало на карте мира, то литовские и украинские политики её бы придумали. Иначе рисовать светлое будущее из триллионных компенсаций, а также оправдывать недостаточный профессионализм многовековым порабощением, жадностью и коварством внешних врагов было бы затруднительно.

Александр Вишняков