Всемирный Русский Народный Собор

День Победы-2013: одно важное обстоятельство

9 мая 1945 года — наш бесспорный день независимости и, фактически, «право первородства» всех многочисленных народов Советского Союза, сумевших остановить самую страшную силу в истории человечества. Но у праздника в этом году есть и некоторые важные обстоятельства.

На первый взгляд, 68-я годовщина Великой Победы прошла в полном соответствии с канонами, сложившимися за прошлые годы — праздничные мероприятия, торжества, колонны бронетехники в великолепном параде, духовые оркестры и прочие события, наглядно демонстрирующие: важнее праздника у нас нет и не будет!

Не обошлось без обычной скорби и печали лиц, которые 68 лет назад оказались битыми. Точнее, без скорби их идеологических наследников, регулярно требующих законодательно уравнять СССР и III Рейх, а Победу представить как глубоко траурное событие.

Хотя стоит отметить и новые тренды — отдельные политики и общественные движения Украины политику ревизионизма и уничтожения общерусской истории пытаются увязать с мантрой евроинтеграции. Настаивая на том, что День Победы нужно переименовать на европейский манер в День памяти и примирения и праздновать его также в соответствии с евроконцепцией — 8 мая. При этом, разумеется, игнорируется здравый смысл — часовые пояса, в соответствии с которыми капитуляция Германии у нас состоялась таки в ночь на 9 мая. У продолжателей дела солдат Красной Армии нет поводов искать примирения — в конце концов, наши деды и прадеды уже победили, все претензии были в конкретной форме выражены в период с 1941 по 1945-й годы, и новых претензий к побеждённым более не имеется. Поскольку принцип размахивания кулаками после драки вообще мало присущ национальной традиции.

Однако, 68-я годовщина Великой Победы помимо обычных связанных событий показала одну очень важную вещь: среди отечественных традиций, которые регулярно поддерживались в канун Дня Победы либо Дня памяти и скорби 22 июня была одна негативная, связанная с демонстрацией «к празднику» разнообразных кинофильмов, которые, по мнению их создателей и либерально-настроенных граждан, есть шедевры с правдой о войне, прошедшей через тонкие души сценаристов и режиссёров. А по мнению абсолютного большинства населения Российской Федерации, уважающего подвиг советского народа, руководства и Красной Армии — в наиболее приличных и сдержанных выражениях подобные творения характеризовались как безграмотная с исторической точки зрения и бездарная по исполнению крамола на весь народ, не имеющая ничего общего с патриотизмом и искусством в целом. Не говоря об армии-победительнице, солдаты которой изображались исключительно как толпа оборванных, вооружённых дрекольем насильников, понятия не имеющих о тактике, уставе, да и вообще не особо умных людей, которые победили сильнейшую армию на планете единственно от страха перед собственным государством. С офицерами-алкоголиками, которые строят противотанковые укрепления из кроватных спинок и оперируют личным составом не иначе как ресурсом заградительных отрядов, а также политическим руководством, которое демонстрирует весь список моральных, умственных и поведенческих пороков, какие только смог придумать сценарист. Воинские победы преподносились как случайное стечение обстоятельств, а солдаты вермахта в целом выглядели куда симпатичнее наших солдат.

Таков был общий мэйнстрим. Сложно сказать, чем на самом деле являлась тенденция намеренной демонстрации оскорбительных для народа России кинофильмов к памятным датам — глупостью или продуманной политикой? Сведущие в истории эксперты отмечали, что все без исключения подобные фильмы буквально повторяют тезисы, которыми в своё время оперировало ведомство Геббельса, но не могли сказать, по какой причине к творческому наследию министра пропаганды III Рейха возник интерес у отечественных кинематографистов?

Ситуация начала меняться в прошлом году, когда телеканал НТВ решил «поздравить» ветеранов очередной киноподелкой под названием «4 дня в мае», созданной совместно российскими и немецкими кинематографистами. Согласно сценарию, советские «изверги» вознамерились было захватить немецкий детский приют с целью убийств и изнасилований его слепых воспитанниц, но «правильные русские» вместе с «благородными нацистами» отбивают приют у русских варваров и уходят на Запад. Патриотически настроенная общественность отреагировала началом массовой кампании и потока писем во все инстанции — от Министерства культуры до самого НТВ, и в конце-концов был достигнут успех — показ оскорбительного фильма отменили. В этом году, центральные каналы от демонстрации описанного выше формата отказались вовсе. И это является важным и позитивным в отечественной истории моментом.

Но антисоветская или русофобская пропаганда и попытки обелить нацизм в целом не исчезли. В конце марта этого года в Германии вышел фильм «Наши матери, наши отцы» о Второй мировой войне, который был назван немецкими обозревателями «событием года». 3-серийный фильм, рассказывающий о судьбах пяти молодых берлинцев перед нападением фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года, по словам продюсера фильма Нико Хофманна, показывает, что нацисты были «другими». Якобы типичные немцы в Третьем рейхе были «наивными и морально безупречными» до войны, а их «заставили» принять участие в злодеяниях нацистского режима.

Если генеральной линией отечественной кинопродукции на военную тему является тезис «победил кто-то другой», то новый немецкий фильм предполагает, что «кто-то другой совершил все преступления». В фильме польские партизаны-антисемиты захватывают поезд, в котором перевозится оружие и заключённые из концлагеря евреи. Командир польской Армии Крайовой с омерзением закрывает вагон, где стоят в лагерных робах узники концлагеря, запрещая выпускать «жидов» на волю. Советские солдаты, как им и положено в фильмах новейшего времени, врываются в госпиталь, убивают всех раненых немецких солдат, пытаются изнасиловать немецкую медсестру и заодно убивают русскую девушку, работавшую в госпитале. C немецкой стороны противоправных действий ровно два, и оба поражают своей деликатностью — сожжённая изба где-то на просторах советской Украины и внесудебная казнь поляков, виновных в сотрудничестве с партизанами-антисемитами.

Тема антирусских фильмов этой весной переживает в Европе своеобразный ренессанс. Сериал об ужасах русской оккупации решила снять Норвегия, правда, оккупации современной, а не периода середины XX века. По словам продюсеров ленты, из десятисерийного фильма зритель узнает, возникнет ли в вымышленных обстоятельствах будущего сопротивление «бархатной оккупации»?

Доцент в университете Осло, историк Бьёрн Дитлеф Нистад считает, что телепроект оскорбителен для жителей северных фюльке (губерний) Норвегии, которые были освобождены СССР от немецкой оккупации в 1944 году. «Таких фильмов нигде и никогда не снимали. Быть может, лишь в США в годы холодной войны, и то сомнительно. Уверен, что все норвежцы будут шокированы при выходе подобного фильма на экран и отношения с Россией он явно не улучшит», — сказал эксперт Русской службе Би-би-си. К тому же, альтернативно-исторический фильм о Норвегии и оккупации имело бы смысл снять по другому, с учётом обнародованных летом 2010 архивных данных, согласно которым коллаборационистское правительство Видкуна Квислинга в годы Второй мировой войны намеревалось колонизировать земли бывшего СССР.

Особенно удивляться тому, что русские в западных фильмах представлены в качестве воплощения мирового зла, не приходится. Информационная война понемногу становится основным видом военных действий, а холодная война не заканчивалась, похоже, вообще. Однако, тот факт, что аналогичные западным русофобским фильмам отечественные изделия перестают доминировать в информационном пространстве, не окупаются и попросту не пользуются популярностью, является, пожалуй, качественным шагом вперёд. Тем более, с учётом активной позиции гражданского общества, отрицающего клевету на нашу историю и способного к результативному объединению во имя защиты национальных ценностей.

И есть основания полагать, что консолидация вокруг Победы будет продолжаться, поскольку неравнодушные граждане перешли от обороны к наступлению. 9 мая 2013 года подвергся DDoS-атаке ряд российских СМИ, которые объединяет одно — они комплиментарно относятся к альтернативной истории, в которой русские солдаты изображаются как преступники. В 9:00 по московскому времени перестал работать сайт петербургской интернет-газеты «Фонтанка.ру», были недоступны сайты петербургской «Новой газеты» и «Эха Москвы» в Петербурге. Об атаке хакеров сообщили и сотрудники телеканала «Дождь». Кроме вышеперечисленных сайтов атаке подверглись сайты МК.ru, Forbes.ru, Zaks.ru, «РуПолитика».

На видеохостинге YouTube появилась видеозапись, на которой активист движения «Хомячки» объяснил цели атаки. «Сегодня День Победы, и в этот день мы особенно хотим, чтобы память людей, отдавших свои жизни за нашу Родину ничем не оскорблялась. Чтобы не было всевозможных домыслов и подтасовки фактов. Именно по этой причине ряд сайтов электронных СМИ сегодня не работают», — сказал молодой человек в ходе видеообращения.

Таким образом, ценность Победы не только не теряется, а становится всё больше. И то, что внутри России, кажется, сформировался социальный заказ на её защиту и соблюдение принципа «никто не забыт и ничто не забыто», выглядит вполне подходящим подарком к 68-летию народного подвига.

Андрей Полевой