Всемирный Русский Народный Собор

9 мая в Латвии: русофобы не унимаются

9 мая 2012 года в очередной раз было продемонстрировано, что День Победы представляет собой одну из самых очевидных «мишеней» для сил, желающих устранить с идеологической карты мира ценности, позволяющие создавать на своей основе «нежелательные» для Запада альянсы. Победа в Великой Отечественной Войне, неопровержимое свидетельство того, что общими усилиями народы бывшего СССР могут справиться с самым сильным врагом, до сих пор остаётся «центром кристаллизации», который объединяет большинство постсоветских государств, несмотря на временные разногласия по другим вопросам.

Не является секретом, что правящие круг стран Балтии последовательно пытаются любыми способами День Победы опорочить. Мотивы, в данном случае, очевидны — подтверждать свою верность евроатлантическим ценностям эффектнее получается путём демонстративного и безоговорочного разрыва с «проклятым прошлым». Существует, разумеется, и локальный интерес — без отрицания смысла Дня Победы на государственном уровне, становится невозможным педалировать тезис об извечной оккупации Россией, и, стало быть, возникает угроза всей русофобской идеологии, на которой зиждется вся машина государственной пропаганды. Не говоря уже о никуда не исчезнувших планах о требовании компенсаций от России, для обоснования которых необходимо уравнять СССР и гитлеровскую Германию. Потому то — День Победы усиленно стараются низвести до, как пишут прибалтийские СМИ, «торжества одного зла над другим».

В Латвии, например, 9 мая не воспринимается правящей элитой как праздник. Хотя от комментариев должностные лица не воздерживаются — в честь ненавистного Дня Победы, госсекретарь Министерства иностранных дел Латвии Андрис Тейкманис заявил — жителям Латвии пора прекратить праздновать День Победы, и вместо этого праздновать День Европы. Связывается такой «перевод стрелок» не с чем-нибудь, а со стремлением ещё больше отдалиться от России. «Время России в Латвии закончилось, сейчас в стране время Европы, и нам всем пора перестать жить по российским часам и начинать жить по европейским», — пояснил Тейкманис.

Впрочем, «все» не желают слушать господина Тейкманиса. Официальные торжества 8 мая по поводу Дня разгрома нацизма и памяти жертв Второй мировой войны, остаются официальными в худшем смысле этого слова, то есть всенародной поддержкой не отличаются. Напротив, неприятный официозу День Победы в Латвии отмечается с большим размахом.

К тому же, у европейских часов по которым желает жить латышский МИД, наверное, существуют разные варианты. Во всяком случае, благодаря фактически принятому в Латвии принципу, согласно которому всё антирусское полагается европейским, иногда возникают крайне неоднозначные ситуации. Которые странно выглядят с позиций тех несомненных представителей Европы, которые, в отличие от национальных кумиров нынешних прибалтийских держав, с Гитлером всё-таки воевали.

16 марта в рижском частном детском садике «Совушка» прошёл «урок патриотического воспитания», который, по словам руководства данным детским учреждением, представляет собой часть программы нравственного и социального воспитания. Урок проводили люди, одетые в форму Латышского легиона Ваффен СС, при поддержке депутата Сейма Латвии Иманта Парадниекса. В качестве учебных пособий использовался немецкий пулемёт, гранаты, и прочие «уместные» в детском саду предметы.

На веб-странице «Совушки» это мероприятие описано в самом благоприятном свете, гости «были одеты в самую красивую форму латышских легионеров и познакомили детей с самым красивым боевым оружием легионеров, одеждой, экипировкой, распорядком дня и ежедневными обязанностями солдат». Бойцы Ваффен СС на страницах портала детского садика названы «героями», а силы антигитлеровской коалиции — «врагами», которые угрожали уничтожить «самый красивый в мире латышский язык и самую чарующую латышскую природу».

Другими словами, «красивые латышские легионеры» прямо назвали врагами Латвии США, Великобританию, Францию и прочие державы, которые в настоящее время полагаются кумирами и защитниками. Пожалуй, если бы не это обстоятельство — никакой реакции от официальных властей не стоило бы и ждать. Наряду с запретом символики Советского Союза, в Латвии формально существует запрет и на «символику нацизма» — а человек в форме СС с пулемётом наперевес очевидным образом в такую категорию попадает — но пока что не существует свидетельств того, за нацистскую символику в Латвии кого-либо привлекали к ответственности.

Министр образования и науки Латвии Роберт Килис, совместно с представителями родственных департаментов, «урок» осудил. Правда, осуждение было не менее характерным, чем сам сама его причина — чиновники возмутились исключительно фактом проноса оружия в детский садик, хотя в качестве смягчающих обстоятельств было указано, что составление учебного плана детского сада — исключительная привилегия детского сада, на которую чиновники посягать не смеют. Пропаганда нацизма и разъяснение детям о друзьях и врагах Латвии вообще осталась незамеченной.

На фоне вооружённых СС-овцев, формирующих психологию детских садиков, показательна реакция на другое событие. Персонал супермаркета Mego, расположенного в центре латвийской столицы, коллективно совершил антигосударственный акт в День Победы. 10 мая, некий бдительный пользователь Янис, опубликовал на портале Delfi.lv фотографию кассира торговой сети Mego Натальи, бейдж которой был украшен георгиевской лентой. По словам пользователя Яниса, для «многих членов семьи которого 9 мая 1945 года наступило время страданий», ленточки были повязаны «у всех сотрудников магазина».

Руководство сети магазинов немедленно заявило, что ленточки — инициатива отдельных работников, которые будут сурово наказаны, а также сообщило о том, что ничуть не оспаривает то, что 9 мая — скорбная дата для латышской государственности.

Причины происходящего просты — чем дальше от нас по временной шкале уходит 9 мая 1945 года, тем меньше остаётся людей, которым пришлось на личном опыте убедиться, насколько этот праздник важен и уникален, какова была его цена, составляющая десятки миллионов жизней и в точности не определённая до сих пор. В свете этого, «Совушки» и Янисы ясно дают понять — нужна ли нам защита памяти о Великой Победе.

Александр Вишняков — ответственный секретарь отделения ВРНС в г. Севастополь