Всемирный Русский Народный Собор

Диалог поколений: вызовы времени

4 апреля в поселении Деденево (Дмитровский р-н Московской области) состоялась научно-практическая конференция на тему: «Диалог поколений: вызовы времени», организованная Всемирным Русским Народным Собором, Международной общественной организацией «Союз православных женщин» и Институтом переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы.

В работе конференции приняли участие заместитель Главы ВРНС, протоиерей Всеволод Чаплин, члены Бюро Президиума ВРНС Жукова Н. Б. и Анисимова С. А., заместитель Руководителя Секретариата ВРНС Жуков Ю. Л., преподаватели и студенты Российского государственного социального университета и Московского государственного областного университета, представители Московской Патриархии, Российского Дворянского Собрания, московских общественных организаций.

Со вступительным словом к участникам конференции обратился протоиерей Всеволод Чаплин. Основной доклад был представлен кандидатом политических наук Анисимовой С. А. С содокладом на тему «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» выступил настоятель Подворья Патриархата Московского и всея Руси Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков).

В ходе конференции обсужден широкий круг проблем семейных отношений, аксиологии диалога «отцов и детей» в современном мире, специфики коммуникативных навыков подростков, репродуктивного здоровья молодёжи, а также предложены эффективные технологии вовлечения российской молодёжи в созидательную общественно-политическую жизнь и противодействия экстремизму в молодёжной среде.

С заключительным словом выступила сопредседатель МОО «Союз православных женщин» Жукова Н. Б., которая информировала участников конференции о задачах Всемирного Русского Народного Собора по подготовке очередных Соборных слушаний и о мероприятиях Союза православных женщин.

Предлагаем читателям сайта доклад кандидата политических наук Анисимовой С. А.

«Ваше Высокопреподобие, дорогие соборяне! Мы собрались, чтобы обсудить важную проблему — «Диалог поколений: вызовы времени», которая относится к вопросам национальной безопасности, суверенного будущего, самоидентичности России. Проблема межпоколенческих связей своими корнями уходит в глубокую древность, достаточно подробно изучена научным сообществом, является предметом обсуждения практиков, к ней приковано внимание государства, Церкви, общества. Однако, как правило, данная проблема рассматривается в рамках психолого-педагогических аспектов, что достаточно хорошо освещено в отечественной и мировой культуре (И. С. Тургенев «Отцы и дети», В. Славкин «Дочь стиляги», спектакль А. Васильева «Взрослая дочь молодого человека» и др.).

В 1996 г. в рамках Всемирного Русского Народного Собора совместно с Клубом «Реалисты» проводился «круглый стол» по данной теме, в котором принимали участие представители разных поколений, известные писатели, культурологи, деятели науки и культуры. Но тогда проблема «диалога поколений» не ставилась в аспекте «вызов времени», не соизмерялась с вопросами национальной безопасности России. В настоящее время в мире произошли огромные изменения. Процесс глобализации, основной целью которой является подчинение государств, уничтожение их самоиндентичности с помощью информационных технологий, насаждения так называемых общечеловеческих ценностей под предлогом «толерантности», затрагивает не только политическую, социально-экономическую, но, самое главное, — культурно-духовную сферу, которая и обеспечивает иммунитет самостоятельности, самобытности любому государству.

Результаты разрушительного воздействия процесса глобализации испытывают ряд стран Западной Европы, Северной Африки, когда за полгода были разрушены суверенные, некогда процветающие государства, уничтожены культурно-духовные ценности, имеющие мировое значение.

Мировая история свидетельствует, что для уничтожения государства необходимо, прежде всего, лишить его культурно-духовных корней, превратив его народ в «иванов, не помнящих родства». К таким культурно-духовным традициям относится институт семьи, сакральной основой которого являются межпоколенческие связи — способность старшего поколения (носителей традиций государства) передать молодому поколению эти традиции и способность молодого поколения (творцов будущего России) перенять их.

В Российской Федерации создана нормативная правовая база, утверждены федеральные, региональные программы по укреплению культурно-духовных традиций, базисных ценностей, этой проблеме уделяется особое внимание в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в деятельности общественных организациях. Вопросам необходимости укрепления культурно-духовных традиций, базисных ценностей были посвящены съезды, Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора, Рождественские чтения.

Однако несмотря на усилия государства, гражданского общества, Церкви в развитии общественного сознания наблюдаются негативные тенденции, связанные с наступлением глобального мира, составной частью которого является Россия.

Вызов первый — уничтожение духовности

Разрушение Православия:
— насаждение сект (внешне православных, христианских), разрушающих сущностные основы Православия, других традиционных религий России;
— возрождение неоязычества под предлогом «истинной религии» нашего государства;
— внедрение праздников, не имеющих никакого отношения к Православию, несущих иные смыслы;
— дискредитация института Церкви, священнослужителей.
Уничтожение традиционных базисных ценностей, пропаганда так называемых общечеловеческих ценностей, толерантности (вседозволенности):
— предание забвению таких сущностных понятий как соборность, добролюбие, честность, совесть, жертвенность, любовь;
— дискредитация традиции патриотизма — любовь к Родине, Отечеству, уважение других народов (в Постановлении Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» указана цель — дальнейшее развитие, совершенствование системы патриотического воспитания граждан).

Дискредитация традиции благотворительности, милосердия, когда помощь оказывается так называемыми «благотворителями, меценатами» не потому, что это духовный порыв, а как возможность отмывания определенных средств.

В Послании Президента РФ ФС Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. отмечается: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы гордились».

И. А. Ильин писал: «Это есть великое счастье — почувствовать в своем сердце огонь добра и дать ему волю в жизни. Жизнь человека, утратившего доброту, была бы подобно страшному, нескончаемому сновидению». Доброе дело отличается от какого-либо другого действия тем, что оно делается бескорыстно, от сердца и души. Добро не требует платы, вознаграждения, ибо в его основе — нравственность, совестливость, любовь.

История свидетельствует, что добро помогало человеку не только развиваться, но и выживать в тяжелые периоды, а придание забвению этой человеческой особенности, приводило к кризису и разрушению. Не случайно в народном эпосе — сказках, былинах, сказаниях, мифах добро всегда торжествует над злом, ибо это — сакральная составляющая человечества и человечности.

Вызов второй — уничтожение культурных традиций

В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» указано, что главной угрозой национальной безопасности в сфере культуры является засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, противоправные посягательства на объекты культуры, попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность, насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость. В Постановлении Правительства от 3 марта 2012 г. №186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018)» написано, что целью программы является сохранение российской культурной самобытности, создания условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.

Уничтожение русского языка — важнейшей традиции Русской цивилизации, впитавшей в себя тысячелетнюю историю нашего государства, насаждение слов, созданных в иной культурологической среде, вытесняющих исконно русские слова, несущих цивилизационные смыслы. О значении русского языка свидетельствует проведение в 2007 г. Года русского языка на основании Указа Президента РФ от 29 декабря 2006 г. №1488 «О проведении Года русского языка».

Разрушение истории — стремление придать забвению исторические события, сыгравшие судьбоносную роль в отечественной, мировой истории, принижение роли исторических событий, имеющих международное значение — монголо-татарское нашествие, преодоление Смутного времени, Отечественная война 1812 г., Первая и Вторая Мировые войны.

О необходимости объективного осмысления, воспитания уважения отечественной истории свидетельствуют Указы Президента РФ от 28 декабря 2007 г. №1755 «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года»; от 15 мая 2009 г. №549 «О комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в интересах России» (отменен Указом Президента РФ от 14 февраля 2012 г. №183); от 3 марта 2011 г. №267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности»; от 9 января 2012 г. №49 «О проведении в РФ Года Российской истории» в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе; от 4 января 2013 г. «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество».

Уничтожение традиций русской литературы, несущей добро, любовь, воспитывающей в человеке любовь к Родине, Отечеству, критически, но с любовью осмысляющую действительность. Вытесняется русская сказка, воспитывающая любовь, добро, милосердие, честность, совестливость, придаются забвению традиции русской литературы. В современной литературе практически нет положительных героев, которые являлись бы примерами для подражания.

Уничтожение традиций реалистического русского искусства, заставляющего критически осмысливать действительность, любить Родину, воспевающих человека труда¸ защитника Веры, Отечества. Лучшие выставочные залы отдаются «искусству», разрушающему традиционные базисные ценности.

Вызов третий — уничтожение традиционной семьи

В Послании Президента РФ от 12 ноября 2009 г. говорится, что «семья является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающая новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным, забота о будущих поколениях — это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Воспитание детей — это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом».

Насаждение нетрадиционных браков под предлогом плюрализма, общечеловеческих ценностей, прав человека, забывая, что важнейшей задачей человечества является продолжение жизни на Земле.

Разрушение межпоколенческих связей:
— уничтожение идеалов большой семьи, в которой особо почитаются представители старшего поколения, являющиеся носителями традиций, мудрости, опыта, профессионализма,
— насаждение культа индивидуализма, потребительства, вседозволенности (престарелых родителей помешают в психоневрологические интернаты, геронтологические центры, а при первой же возможности предоставления им положенных льгот — квартиры, машины и др. — все забирается детьми).
О важности укрепления института семьи свидетельствует проведение Года семьи на основании Указа Президента РФ от 14 июня 2007 г. №761 «О проведении в РФ Года семьи».

Однако технологиям глобализации подвержено не только молодое поколение, но и старшее. Поэтому проблема межпоколенческих связей, с одной стороны, требует ответа на вопрос: «Сможет ли старшее поколение выполнить свою историческую миссию передачи культурно-духовных традиций, духовно-нравственных ценностей молодому поколению?», а с другой: «Способно ли молодое поколение принять эти традиции и ценности?».

Когда-то советский писатель Ч. Айтматов написал свое известное произведение «И дольше века длится день», в котором рассказал о так называемых манкуртах — русских мальчиках, похищенных турками, у которых была уничтожена память. Став янычарами, они сражались со своими соотечественниками. Задача глобального мира состоит в том, чтобы превратить русский народ в этих манкуртов, утративших свою культурно-духовную память, сделав их своим орудием уничтожения суверенитета, самобытности Великого государства.

В целях предотвращения подобных процессов, укрепления семьи, межпоколенческих связей, необходимо:
— совершенствовать законодательную базу — принять ФЗ «Об основах культурно-духовных традициях России», ФЗ «О преемственности поколений»;
— разработать и принять Целевую федеральную программу «Преемственность поколений как основа национальной безопасности России», Концепцию воспитания детей на основе культурно-духовных традиций;
— ввести в дошкольные, начальные, средние, высшие общеобразовательные учреждения факультативный курс «Моя родословная»;
— усилить средствами культуры укрепление межпоколенческих связей как составной части культурно-духовных традиций;
— СМИ обратить внимание на освещение вопросов, связанных с укреплением и развитием преемственности поколений, усиление пропаганды традиционной семьи и семейных ценностей;
— семье уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию детей на основе культурно-духовных традиций, базисных ценностей России, преемственности поколений.

Нам предстоит нелегкий, тернистый исторический путь. И пусть путеводной звездой станут для нас слова великого русского философа И. А. Ильина, томящегося, страдающего вдали от России, но любящего и размышляющего о ее будущем: «Как бы ни были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русского содержания и русской формы, а не ходить «в кусочка», собирая на мнимую бедность».