Всемирный Русский Народный Собор

Владимир Старцев: Наши предприниматели — это трудоголики

Владимир Старцев — деловой человек, руководитель крупного проектно-изыскательского института, председатель Клуба деловых людей Вологодской области.

— «В школе, — писал известный ученый М. Л. Гаспаров, — нас учили в конце разбора каждого произведения перечислять три его значения: познавательное, идейно-воспитательное и литературно-художественное. Собственно, это точно соответствует задачам риторики: docere, movere, delectare (ум, воля, чувство)». Насколько советское образование и его гуманитарная часть вам пригодились в бизнесе?

— У меня было только советское образование. Все, что было после, можно назвать только «самообразованием» или «учебой на ошибках» (как пел Высоцкий: «Пусть жизнь научит, пусть жизнь накажет!»). Тем не менее, советское образование со всеми тремя составными частями прошло испытание временем — значит, пригодилось.

— А современный предприниматель тяготеет к культуре? В столицах модно одеваться в Италии, ездить «на еду» во Францию. Насколько это актуально для деловых людей Вологды?

— Предприниматели, как и все другие люди, многообразны в своих увлечениях, представлениях, склонностях, различны в уровне образования и потребностях в культуре. Разные есть — и тяготеющие к культуре, и не вкушающие плодов ее. В Вологде никого не удивите костюмом последнего тренда от модных домов с миланских Via Napoleone или Via de’ Bonaparte. Да и в парижском Maxim’s, знаю, многие бывали неоднократно. Не думаю, что кто-то будет бравировать поездками «на еду» во Францию, так знают цену заработанным деньгам, да и культурность, и образованность определяется все же не возможностями одеть модный костюм и оплатить счет в дорогом лондонском, венском или парижском ресторане. В моем представлении культура человека определяется прежде всего образованностью, стремлением к развитию, совершенствованию, желанию думать и уважать окружающих. Как-то так...

— Почему свое мы не умеет ценить? Ведь северная природа, русская культура Вологды, ее архитектура, ее крестьянские основы — просто потрясающи. Что можете сделать вы для своей социальной группы, чтобы модно было быть русским, а не «французом»? Чтобы детей воспитывали в своем духе, и они гордились бы тем, что они прекрасно воспитанные и с высоким культурным статусом русские провинциалы?

— Я горжусь тем, что я — русский. Мне стыдно, когда соотечественники стесняются говорить на великом и могучем языке Пушкина, Достоевского, Толстого. Увы, центральные СМИ, телевидение и интернет разрушают патриотизм, уважение к руководству страны и доверие к законодательной власти, лишают уверенности в будущем страны, генерируют в сознании нового поколения правовой нигилизм и социальный эгоизм. Я уверен, что «кухонная критика» не производительна. Каждый может и должен делать то, во что верит. Не надо ждать, пока появится политическая воля и сложится благоприятная конъюнктура или будут выделяться бюджетные средства на те или иные нужды — каждый из нас должен делать все, что по силам и способностям его, чтобы развивать страну, сохранять культуру и самобытность, воспитывать в детях патриотизм, подавать им пример, поддерживать и развивать науку и образование. Мы все в долгу перед своей страной, перед своими предками, которые сохранили для нас и передали нам Великую страну. В какой стране и как будут жить наши дети и внуки? Давайте спросим себя: «Что каждый из нас сделал для будущего детей и внуков, в частности, и России в целом?». Давайте учиться у великих наших предшественников, которые, не оглядываясь ни на какие заграничные ворчания, занимались делом и деланьем. Пора перефразировать известный девиз на современный лад: «За Веру, Президента и Отечество!»

— Я знаю, что Клуб деловых людей регулярно проводит «Леденцовские чтения» в Вологде. Расскажите, что лично вам, в вашем бизнесе, актуально сегодня в Леденцовском наследии? Расскажите, чего вы добиваетесь, какие ставите задачи?

— В 2002 году «Клуб деловых людей» Вологодской области, который я возглавляю, решил проводить «Конкурс новационных и инвестиционных проектов». Цель наша заключалась в поиске оригинальных идей и творческих молодых инженеров для предприятий — членов Клуба (которых уже 79)! Для выделения нашего конкурса из сонма прочих мы дали ему имя незаслуженно забытого великого вологжанина и россиянина — Христофора Семеновича Леденцова. Этот патриот еще в начале века придумал механизм ликвидации ростовщичества, затем создал первый фонд целевого капитала — «Общество содействия опытных наук», финансировавшего и открывшего для страны и науки имена Павлова, Вернадского, Лебедева, Чичибабина, Тимирязева, Жуковского и многих других, определивших на десятилетия развитие науки, техники и промышленности. Восстанавливая историческую справедливость, мы решили изъять из небытия имя великого патриота. Изучая его опыт, могу сегодня с уверенностью сказать: все системы, придуманные им век назад, абсолютно жизнеспособны. Симпатично, что как человек действия, он не ждал никаких высочайших благословений и особенных условий. Он был уверен в своей идее и последовательно ее реализовывал. Познакомившись с работой Леденцовского общества, я для себя понял, что надо своим детям дать возможно лучшее образование, — это единственное безрисковое инвестирование. Надо на своем производстве вкладывать средства в новые технологии. Знания — это то, как говорил Х. С. Леденцов, что позволяет создать максимум блага с наименьшими затратами.

— Одна остроумная дама сказала об Анне Ахматовой: «Ахматова успела из дамы стать женщиной, а из женщины человеком»... Я вспомнила об этом вот почему: образ предпринимателя в нашей культуре — или гламурный (богатый герой, у которого нет проблем, находит свою Золушку и осчастливливает её), или, напротив, довольно негативный. Возможно ли в нашей культуре превращение гламурного предпринимателя-супермена в человека? Или сейчас труден и невиден людям путь нравственного предпринимательства?

— Предприниматель — носитель оттиска своего времени, воспитания и образования. Сейчас на смену первой волны предпринимателей, воспитанных советской системой, имеющих твердые принципы, приходит новая генерация, выросшая в период, когда система рухнула Увы, у новой генерации предпринимателей нет принципов, кроме одного — деньги любой ценой. Это беспокоит и тревожит. Думаю, что гламурный образ предпринимателя навязан глянцевыми журналами и фэшн-сми. Это, безусловно, поверхностный взгляд. Львиная доля предпринимателей — самые настоящие трудоголики, в противном случае им не выжить в конкурентной ситуации. Знаю, что у большинства рабочий день по 12-16 часов, без выходных и возможности даже пообедать (спрашивается, куда смотрит Трудовая инспекция?!). Люди наращивают капитал, довольно жестко экономя на затратах (и на себя, в том числе). В момент, когда их выхватывает фотовспышка, весь рутинный процесс остается, в буквальном смысле, за кадром, он невидим. Путь предпринимательства в России отнюдь не выстлан лепестками роз. Кем станут предприниматели в дальнейшем — это выбор каждого из них. И выбор этот будет обусловлен и образованием, и воспитанием, да и произойдет он с учетом отношения общества и предъявляемым к ним требований.

Сегодня мы все понимаем, что подлинная роскошь — это и культура, и высокое образование. Им нет цены. Они — бесценны. В Вологде мы думаем о создании Русского культурного центра, который бы собрал вокруг себя всех активных и прагматичных, всех умных и талантливых людей, чтобы был этот центр очень современным, но стоял бы на прочном нашем северном культурном фундаменте. Мы хотим (и властные структуры нас поддерживают), чтобы наша молодежь оставалась на своей земле, чтобы не бежали в столицы, а все мы вместе стремились создать такие условия на Вологодчине, которые делали бы жизнь содержательной, осмысленной, значительной.

Беседовала Капитолина Кокшенева