Всемирный Русский Народный Собор

Единство народов — единство литератур

Выступление председателя Союза писателей России, заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора Валерия Николаевича Ганичева на Соборной встрече и пленуме Союза писателей в Саранске, посвященных 1000-летию вхождения мордовского народа в состав России. 9 июня 2012 г.

Уважаемые друзья!
Уважаемый Владимир Дмитриевич! [Владимир Дмитриевич Волков — глава Республики Мордовия — прим. ред.]
Участники и гости пленума!

Наш пленум проводится в связи с важной и знаковой датой, в связи с 1000-летием вхождения мордовского народа в державную Русь, в семью народов России. С высоты сегодняшних дней мы можем оценивать это событие как историческое и символическое, ибо сегодня мы можем сказать, с что с тех давних пор Московская Русь, будущая российская держава, становилась многонациональной. И мы сегодня должны показать, что нас связывает, объединяет и что необходимо крепить и считать главным в нашей общероссийской цивилизации, в нашей литературе.

Решение мордовского народа того периода, опыт многовекового существования и жизни Мордовии показывает, сколь давно мы соединены братскими узами, как единила нас история, совместный труд, борьба с общими врагами, уважение к культуре и образу жизни друг друга, как единила нас наша земля. И этот опыт бесценен, как для мордовского народа, так и для всех народов России.

Этнические культуры в России, которые в разные моменты истории Русского государства вошли в его состав, способствовали становлению, рассвету и могуществу нашего Отечества. Мы сказали о Мордовии; уже во второй половине XVI века в России проживали русские, украинцы, малороссы, белорусы, карелы, мокша, эрзя, саамы, вепсы, коми, ханты, манси, татары, башкиры, удмурты, марийцы, чуваши, кумыки, ногайцы и другие народы. В XVII веке вошли якуты, буряты, эвенки, эвены и другие.

Народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность своей духовной культуры, создали яркое самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. Именно в такой многонациональной стране, как Россия, значение каждого отдельного этноса огромно, потому что его культурные ценности становятся достоянием других народов, обогащают и оплодотворяют единую полиэтническую культуру. Россия и по сей день является уникальной полиэтнической системой культур. «Сколько малых племен Россия получила в истории, — писал Иван Ильин, — столько она и соблюла!»

Но именно русский народ, который составляет сегодня 83% общего населения, сохранял и сохраняет ведущую этнокультурную функцию, именно он сыграл огромную роль в сохранении и развитии этнических культур России. В настоящее время в России насчитывается 150 языков ее народов, из них около 80-ти — литературных языков. По данным переписи 1989 года, 94,6% опрошенных россиян назвали родным язык своей национальности. Это была победа русской этнокультурной миссии.

После 1917 года была создана письменность более чем 50-ти народов, причем вначале она создавалась на основе латинской или арабской графики, а только в 1936-1941 гг. переводилась на русскую графику, кириллицу. Бесценен опыт взаимного обогащения в области культурного взаимодействия наших народов. Так, например, русские, переселившиеся в Поволжье в XVI-XVIII веках, быстро овладели языками местных народов. А местные передавали русским свой тяжелый плуг — сабан. У татарских крестьян русские заимствовали способ хранения необмолоченного хлеба в снопах. У народов Поволжья под влиянием русской земледельческой культуры начался переход от пестрополья к трехполью. Примеры эти бесконечны. Трудно представить сегодня нашу жизнь, наш общий быт без федоскинской лаковой миниатюры, павлово-посадского платка и кубанского медночеканного искусства или удмуртской, марийской и мордовской великолепной вышивки.

А как ярко проявила себя национальная живопись народов России. Достаточно напомнить имена, вошедшие в золотой фонд нашего многонационального искусства. Башкиров Домашникова, Латфуллина, Бурзянцева, Басырова, Мустафина; бурятов Сампилова, Мэрдыгеева, Дугарова, Дульбеева; карелов Ланкинена, Юнтунена, Ниеминена; марий-эл Григорьева, Горбунцова, Платунова; калмыков Рокчинского, Ольдаева, Бадмаева; якутов Васильева, Манхулова и многих-многих других. А вспомним гениального мордвина эрзю Степана Дмитриевича Нефедова, который раскрыл свой талант благодаря вниманию и участию русской интеллигенции. Ведь он стал мировой сенсацией уже в молодые годы. Примечательно, что его называли «новый Паоло Трубецкой», «новый Роден» и, наконец, «русский Роден». Россия и Москва стали его родным домом.

Расцветает театральное искусство, фольклор. Происходит рождение национальных театральных школ. В Татарстане в 1939 году создан Казанский театр оперы и балета, литературную часть которого возглавлял Муса Джалиль. Огромную роль на развитии национальных культур сыграли декады искусства и литературы в Москве: 1955 год, Башкирская декада; 1940 год Бурятская; 1957 год, Кабардино-Балкарская; 1960, Дагестанская; 1959 год, Карельская; 1957 Татарская.

Аварец Гамзат Цадаса, его последняя поэма «Уроки жизни» — нравственное завещание последующим поколениям. Качественно пополнилась многонациональная литература после Великой Отечественной войны выпускниками Литературного института им. Горького. Это особенно заметно было на примере алтайской литературы. В конце 50-х годов в алтайскую литературу пришла когорта талантливых выпускников литинститута: Адаров, Кокышев, Палкин. В эти годы создается Горно-Алтайское отделение СП СССР и начинается издание «Ученых записок».

Основоположник коми литературы, поэт, просветитель Иван Куратов — первый переводчик европейской и русской литературы на коми-зырянский язык. Помните строки: «К зырянам Тютчев не придет...» А вот и пришел с таким переводчиком.

Удмурты. Еще в 1775 году в Петербурге вышла первая научная грамматика удмуртского языка, созданная под руководством Пуцека-Григоровича, положившая начало удмуртской письменности. В 80-е годы XIX века Русское географическое общество выпустило две книги первого удмуртского писателя и ученого Григория Верещагина. (Великая заслуга Зои Александровны Богомоловой.)

Яковлев Иван, педагог-просветитель, ученый, литератор (Удмуртия? Чувашия?). 1907 год, статья «Современные вопросы инородческого просвещения». Первым из чувашей выступил с требованием национального равноправия. Одновременно «Завещание» поставило вопрос. Примечание: (В книге «Словарь литературы народов России. XX век», выпущенной ИМЛИ РАН в 2005 году Иван Васильевич Яковлев определен и «прикомандирован» к удмуртской литературе. В этом, как говорится, нет ничего удивительного). У Яковлева разнообразная, пестрая география и биография: и Казань, и Кострома, и многое другое. Яковлев много сделал для изучения и развития удмуртского языка. Но вот что Яковлев на основе русской графики составил новый чувашский алфавит, написал буквари и учебники, в этой книге не сказано.

И уж совсем непонятно, почему «Духовное завещание чувашскому народу» под названием «Халал» и вовсе не упомянуто. Не потому ли, что звучит оно так: «Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши... Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли... Идите за ним и верьте в него... Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем... Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью». Разве это завещание и поучение только чувашскому народу, а не всем народам России? И не самому русскому народу?!

Вот что говорит далее о языке и языках, о Вере нашей Иван Яковлев: «В обращении к родному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому Отечеству можно, не забывая родного языка... Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские...»

Какая сила в этих словах! Какая вспыхивает благодарность великому просветителю! Он, кстати, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Пора нам и на могиле Ивана Яковлева (так же, как это мы делаем на могиле Владимира Даля) устроить бы вместе общероссийское поклонение. А?

А как важна была объединяющая сила любви поэтов разных национальностей вокруг осетина Косты Хатагурова. Дагестанские, грузинские, кабардинские, украинские и белорусские поэты не просто отдавали ему должное, но посвящали свои сердечные и задушевные произведения. О нем восторженно писали и Горький, и Тычина и многие другие.

Наша страна имеет великий и неоценимый опыт единства народов. Не плавильный мультикультурный котел наций, а великое содружество народов сложилось на территории России. И в этом многовековом содружестве наряду с факторами экономическими, геополитическими, военным важнейшими факторами была культура и литература.

Мы говорим сегодня о литературе, которая сыграла выдающуюся духовную роль в создании этого уникального многоцветья культур. Бесспорно, что главенствующую роль играла русская литература. И, конечно, великий Пушкин, как цель он определил направление: «Когда народы, распри позабыв, в единую семью объединятся...» Думаю, это и цель нашего Союза писателей, всех писателей — членов нашего Союза.

Мы, может, единственный творческий, да и общественный Союз, у которого во всех субъектах федерации, областях и республиках есть полноценные отделения. На пленуме, посвященном 50-летию Союза писателей России, справедливо говорили, что наш Союз исполняет своеобразную миссию министерства по делам национальностей и культуры. Ибо за эти годы у нас побывали с отчетами писатели из Якутии, Дагестана, Удмуртии, Бурятии, Хакассии, Адыгеи.

К сожалению, нам не всегда удается посетить все литературно-культурные мероприятия у наших друзей в республиках или принять некоторые из них в Союзе писателей. Назовем некоторые из них. Это праздник «Белых журавлей» имени Расула Гамзатова в Дагестане, ставший подлинным праздником литературы.

Несмотря на драматические, а порой и трагические события в Чечне, мы проводили там два пленума. Один в 2000 году, когда еще шли бои, но мы привезли 2 тысячи томов А. Пушкина. Мы были как у бойцов федеральных войск, в окопах и казармах, так в школах встречались с учениками и учителями чеченской земли. Вспоминаю, в Гудермесе мы — я, Распутин, Костров, Василий Лановой, Татьяна Петрова — выступали в школе, возле которой стояли три танка. Учительница погладила Валентина Распутина и сказала: «Мы знали вас до войны, а сейчас забыли. Но если Пушкин пришел, то значит, мир будет...» Мир и наступил.

Глыбисто встает на Кавказе аксакал нашей литературы сопредседатель Союза писателей Исхак Машбаш. Как принято у нас в Союзе, мы обсуждали вместе с представителями постпредства его роман «Хан Гирей», как и другие его романы.

А якутская литература как бы прописана в Союзе писателей России. Ну во-первых, тем знаменитым пленумом «Якутск — Лена — Нюренгри» и той знаменитой уже нынче Большой литературной премией России, появившейся от усилий компании Алроса и якутских президентов Николаева и Штырова и нашего Союза. Все крупнейшие и известные писатели России с признательностью и благодарностью приняли ее. Специальной премией в прошлые годы за достижения в области отечественной культуры и литературы удостоены были Распутин, Ножкин, Исаев, Лановой, Петров. Отдельной строкой в премии всегда выделены якутские писатели, переводчики с якутского на русский.

Всем нам памятен отчет мудрейшего и всеобъемлющего писателя Якутии и всей России Сууруна Омоллона (Сивцева) на его девяностолетии в Союзе писателей. Это была подлинная художественная панорама литературы Якутии-Саха. Ведь он создатель якутского букваря, первых пьес, исторических романов, фольклорных поэм, был наказан за критику, награжден за воспевание труда, был признан как якутский классик и великий радетель русской литературы. Обращаясь, как и чуваш Яковлев, к молодому поколению своих соплеменников об исторической необходимости овладевать как собственной, так и русской культурой.

А недавно в зале Союза писателей обсуждали одну из книг якутского писателя, интеллектуала и большого художника Николая Лугинова «Хунские повести». Это было одно из ярких художественных и философских литературных обсуждений. На обсуждении были писатели, философы, историки, этнографы. Это был подлинный пир мысли, гипотез, слова и образа. Умнейшая книга. (Переводили Н. Лугинова, Петр Краснов, Николай Шипилов и Владимир Карпов.)

Приходится сожалеть, что ни наше телевидение, СМИ, так называемые, в такого рода обсуждениях не заинтересованы. Им бы международные кинофестивали, где премии присуждаются за сквернословие. Им не нужна классика, Они не вдохновляются общением литературы русской провинции, произведениями национальных авторов.

К чему же мы должны стремиться, какие задачи пытаться осуществить, несмотря на безразличие властей, общества, да и самих наших союзов, самих писателей? В чем причина упадка культуры, снижения уровня чтения, невежества? Во-первых, мы убеждены, что системный подход к культуре, который состоял в том, что культура должна быть самоокупаема — ошибочен. Все эти годы нас убедили, что такой подход не только нелепость, но и обман, ибо нацелен в первую очередь на уничтожение культуры. Если народ, нация, власть хотят иметь свою культуру, а не заемную, они должны поддерживать ее. Во-вторых, утверждение о том, что появится широкий слой благотворителей и он снимет заботу о культуре с плеч властей, оказалось несостоятельным. Да, появилась небольшая богатая прослойка людей. Но, к сожалению, она оказалась в большинстве случаев духовно несостоятельной, ее выразителем стала массовая культура, куршавельские забавы, гламур с его примитивизмом, пошлостью, забвением всего лучшего, что было в ведущей по культуре стране мира.

Мы можем со скорбью, основываясь на многих фактах, связанных с падением уровня чтения, внедрения пресловутого ЕГЭ, закрытием многих библиотек, говорить, что невежество не только не сдало свои позиции, но укрепило их. Большинство наших ВУЗов оканчивают люди, не знающие и не понимающие историю, литературу, искусство. Но, несмотря на глобалистские устремления в мире и у нас в стране, нивелировать все национальные культуры в стране, особенно в наших национальных республиках, не удалось, и принимаются меры спасения.

В Дагестане продолжает работу фонд Расула Гамзатова, оказывающий поддержку мастерам литературы и искусства. В Якутии Академия духовности обобщает и пропагандирует лучший цвет достижений культур народов Якутии. Воссоздано эталонное государственное издательство «Художественная литература», одной из задач которого и является выпуск писателей из национальных республик. Но мы мало заботимся о наших интересах в этом смысле.

Дорогие друзья! Обстановка в мире напряженная. Очаги экономического кризиса вспыхивают то тут, то там. Кризис в экономике пугает всех. Но почему кризис в культуре не пугает власть имущих, наше общество? Мы в Союзе писателей некоторые антикризисные меры определили. Мы — Союз многонациональный, и мы говорим, что в эти сложные годы мы определяем и свои антикризисные меры. Союз писателей России и его творческие подразделения в республиках России сохранили общее творческое культурное пространство. На местах продолжают многочисленные литературные периодические издания, публикуются многочисленные сборники переводов. Конечно, нельзя в полной мере быть удовлетворенным этим.

В издательствах, в том числе «Российский писатель», вышли книги Магомета Ахметова (Дагестан), Натальи Харлампиевой, Николая Лугинова (Якутия), Муссы Албогачиева «Садовое кольцо» (Ингушетия), Баху Моседу Расуловой (Дагестан). Нельзя не поблагодарить издательство «Синергия» и секретарей нашего Союза Г. Красникова и Н. Карпова за выпуск, впервые за 20 лет, антологии поэзии России «Дети дома одного» для школ (11 тыс.).

Конечно, это мало, но мы должны отметить, что литература во всех республиках не погибла, продолжала развиваться. На местах разрабатывался пласт культурного наследия. Надо обращаться и к научным институтам и группам критиков. Однако, следует предостеречь, что в поисках, в необходимости закрытия «белых пятен» нашей истории иногда поднимались материалы, где говорилось только о притеснениях, о конфликтах, о недовольстве. Были отодвинуты материалы о вековечном уважении и дружбе народов, о взаимном и благотворном взаимопроникновении культур. Некоторые исследователи стыдились говорить о влиянии русской культуры. Это уже не только историческое и духовное невежество, но и неблагодарность.

Допустим, это, как говорят, трудности и результаты роста. Но это чревато и серьезными бедами и ошибками, которыми в очередной раз воспользуются не просто оппоненты, а и враги нашей общей страны, единой России, все, кому наша страна, наша Россия кость в горле. Эти бжезинские, эти ваххабиты, эти глобалисты пытаются все сделать, чтобы взорвать ее изнутри.

Мы думаем, что сейчас следует художественно и исторически поработать, восстанавливая правду о нашей совместной жизни, не подгоняемой агитпроповскими указаниями, не попадая в капканы глобализма, религиозного фанатизма наших геополитических оппонентов.

Нам надо приложить усилия, чтобы новый состав Думы принял Закон «О культуре», о творческих союзах, о русском языке, о защите национальных культур. Мы еще раз предлагаем воссоздать премию для писателей национальных республик, условно — «Рукопожатие», создав для этого фонд из средств, поступающих из национальных республик. То, что это можно, показывают опыт Якутии и Дагестана, Башкирии. Как сказали мы на последнем писательском съезде: «Мы должны восстановить наши братские культурные литературные отношения. Этот процесс объективен по своей природе, востребован самими народами, без него Россия как государство потеряет лучшие краски своей многонациональной палитры».

Литература тесно связана с верой своих народов, с его культурой, его народным творчеством. Русская культура — с Православием, культура мусульман — с верой в Аллаха, буддистов Бурятии и Калмыкии — с вековечным буддизмом. Нынче для писателя нет запретов в осмыслении веры, служении ей, описании обычаев и обрядов, в которых есть религиозный смысл.

Здесь, в Мордовии, христианство укоренилось с тех лет, когда народ вошел в состав России. Многочисленные храмы встали на этой земле. В прошлом году я был три дня во время пастырского визита Святейшего Патриарха в Мордовию. Это было восхищающее единение церкви, народа, власти. Это был смотр выстроенных в последнее время храмов, это был серьезный и доверительный разговор Патриарха с людьми. Награждение многодетных семей, обращение к молодым селянам: беречь землю, оставаться на ней, украшать ее. Сотни, тысячи граждан республики выстроились вдоль дорог, встречая первосвятителя, а он молился за них десятки раз, останавливался, выходил, обращался к старушкам, прикасался к больным в колясках и на костылях, благословляя деток, и что не очень уж привычно, пожимал мозолистые, иногда с наколками руки мужиков.

Ну и, конечно, памятно было посещение Свято-Федоровского храма, куда на эти дни привезли мощи святого праведного воина Феодора Ушакова. А именно Кирилл за десять лет перед этим, будучи митрополитом, по поручению Синода, посвящал в святые адмирала Ушакова в Санаксарском монастыре, где завтра мы будем. Это было знаковое событие для нашей литературы, и, не скрою, и для меня лично. Ибо 30 лет мне посчастливилось работать над историей Федора Ушакова, представить первые материалы к его прославлению.

Вышли новые книги об адмирале, при Союзе писателей создан Центр духовно-патриотического воспитания имени Федора Ушакова. Отсюда, из Темникова, из Мордовии началось движение юных ушаковцев, которое поддерживают как здесь, в Мордовии, так и в Москве, Рыбинске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Николаеве, Ивантеевке и других местах.

И еще следует сказать, что везде в те дни были красивые многозвучные хоры, группы молодых людей в национальных костюмах. Это еще раз подтвердило многоцветье нашей культуры. Той подлинной, искренней, естественной, что подтвердили наши изумительные бурановские бабушки.

Боюсь, правда, что не устыдятся наши организаторы вечеров для молодежи, многочисленных дискотек, ибо они не знают наших народных песен, а тем более танцев. А уж одеть народную рубаху или платье им стыдно. Попугаем быть не стыдно, а следовать своим предкам стыдно.

Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России

По материалам сайта «]]>Русское Воскресение]]>»