Всемирный Русский Народный Собор

Возвращение на родину

Всемирный Русский Народный Собор под духовным попечением Русской Православной Церкви вот уже девятый год рассматривает главнейшие вопросы бытия русского народа, нашего Отечества, выносит их на державную трибуну, предлагает пути преодоления кризисных явлений, охвативших многие стороны нашей жизни. В начале его деятельности некоторые силы попытались представить все, что связано с русским национальным духом, с нашей национальной идеей, с нашей самобытностью, с православной верой неким анахронизмом, застарелым консерватизмом, а то и просто враждебной, реакционной попыткой остановить историю, воспрепятствовать утверждению цивилизации на одной шестой, а сейчас, по-видимому, седьмой части суши.

Прошли годы, и еще раз стало ясно, что идея возрождения освобождения, возвышения народа, расцвета России покоится на самостоянии, на духовной независимости, на Вере, на Боге. Это и есть наш духовный путь и наша историческая задача.

Мир в очередной раз повержен в хаос, он в очередной раз требует упорядочения. И Россия снова понадобилась миру, как в период татаро-монгольского нашествия на Европу, как в период ее освобождения от тирании Наполеона, как при рассеивании мрака гитлеровского фашизма. Россия и пришла на помощь миру — хотя четко надо помнить исторический урок неблагодарности Европы, о котором говорил еще Пушкин. Достаточно нам легковерия и наивности в отношениях с Западом и Востоком, в поклонении умело выстроенным, вдохновляющим т. н. «научным», политологическим теориям и реформам. Надо идти в ту историческую глубину, которую нам предоставила Россия и это откроет высоту.

Глубоко уверен, что упорядочение мира придет из России, с ее просторов. Россия страдает и мается за весь мир. Все, что происходит сегодня в мире, уже пройдено, пережито, осмыслено, выстрадано: и война в Чечне и Афганистане, и взаимоотношения с исламскими народами, и жизнь вместе различных по своему менталитету народов.

К сожалению, опыт России был отвергнут, многие силы были направлены на разрушение Советской России, как державы, как СССР. А итог: мир неуравновешен, в хаосе, в беде, он корчится, рушится, он взрывается. Роль же России — быть третьей силой, не второй — противостоящей, а уравновешивающей, гармонизирующей, предостерегающей. Да, и у самой России есть свой путь спасения. В самые трудные минуты, в самые тяжелые дни она спасалась собой, всматривалась внутрь себя, она искала спасенья в Вере, в народе. Возвращение в свой мир — это и есть спасение для России. Когда Россия обретает себя, она выживает, а вместе с ней выживают и другие народы (псы рыцари — Новгород — Александр Невский; Смутное время — Нижний Новгород — К. Минин, Д. Пожарский, 1941 г. ВОВ — Москва — спасали сибиряки, весь народ России).

Следует спасаться возвращением на Родину и это предполагает, что нашей власти, СМИ все-таки придется обратить внимание на глубинную жизнь России, на все, что там происходит сегодня. И наш опыт показывает, что пути оздоровления и улучшения сегодня там — там в Уссурийске, Тамбове, Тайшете, Ленске, Рыбинске, там на просторах, городах и весях. Там есть и учителя, и врачи, и интеллигенция народная, есть и главы местной власти, болеющие за нашу многострадальную жизнь и пытающиеся наладить ее.

Ныне становится ясным, что так часто повторяемый тезис о необходимости вхождения России в число «цивилизованных» наций имел под собой помимо агитационно-разрушительного, политический, экономический смысл.

Определенным силам в Европе и Америке, и у нас внутри нужно было представить Россию варварской и нецивилизованной страной, с тем чтобы «цивилизовать» ее, уменьшить ее угрожающие (по их воображению) размеры, ослабить ее военную силу, ее самостоятельность. Много написано, в том числе российскими СМИ о вторичности нашей культуры, ее второстепенности. Сознательно путая технологии, бытовые достижения, комфорт пытаются подменить отечественную культуру заимствованиями, самыми низменными отбросами масскультуры, эрзацами моды, а в основном, потребительством, рекламой, выдаваемой за высоты культуры.

То, что совершает так называемая «цивилизация» с культурой России, ее нравственностью, можно зачислить в разряд духовного СПИДа (так было с уничтожением культуры ацтеков и инков цивилизантами-конкистадорами в средние века). На голову наших сограждан под видом «цивилизационного» просвещения обрушились в книгах, телефильмах, газетах оккультная мистика, убийства, ужасы, грабежи, порнография, насилие. К истинной культуре, литературе это никакого отношения не имеет, но занимает их пространство, выкачивает немалые деньги, создает иллюзию художественного творчества, но главное: опустошает, разлагает, растлевает людей, особенно молодежь, доводит ее до состояния скотства, отучает от честного труда, приучает к подачкам, жестоким развлечениям.

Ярчайший пример — это «зазеркалье» — «застеколье» 6-го канала, заставляющего всю нацию смотреть в замочную скважину пошлости, вульгарности, растления. И неспособные создать что-либо человеческое, гуманное, созидательное телевизионщики, рекламщики создают раз за разом безмозглое, примитивное, бездуховное варево. И это ведь тот канал и те люди, которые вопреки протестам всего общества, деятелей культуры, Церкви показали антихристианский фильм «Второе искушение Христа». Они уверяли позднее, что не допустят больше святотатства. Но судя по всему, их природа неизменна.

Поистине бесовские силы действуют в нашей культуре, в наших СМИ. А ведь демократия без подлинного и государственного просвещения, образования и культуры — обман и лицедейство. Церковь и государство выступают против клонирования человека. И пришло время самым резким образом выступить против клонирования безнравственности, засевшей во многих клетках западной масскультуры. Пора перестать готовить общество к новому 11 сентября, которое подготовлено отнюдь не одним Бен Ладеном. И мне кажется, наш Собор с особой жесткостью должен потребовать от имени общества, народа нашего, от власти, органов культуры, юстиции: прекратить растление молодежи, оградить наш народ, уберечь от духовного распада.

Хотелось в связи с этим сказать о правозащитном движении русских людей. Правозащитное движение, выступив в свое время за свободу выезда из Советского Союза, против вторжения в Чехословакию и Афганистан свою роль сыграло. Ныне, когда положение русских людей вызывает величайшую тревогу, когда 30% из них живут за чертой бедности, когда ежегодный прирост смертности у русских составляет 40%, население уменьшается на 800 тысяч человек в год, когда в Чечне гибнут русские молодые парни, а кто остается жив, гибнет от духовного паралича, когда русские оказались разделенной нацией, 25 миллионов русских людей оказались за пределами России и многие из них подвергаются притеснениям и загоняются в образовательное и языковое гетто, надо всколыхнуть все силы на защиту наших соотечественников от несправедливости.

Мы думаем, что правозащитное движение в защиту русских людей, наших соотечественников, должно получить новый толчок, и следует внимательно отнестись к «Комитету защиты души и прав соотечественников», созданном упокоившимся на днях профессором Эд. Володиным и поддержанном писателями России. Надо поддержать начинание о его создании. Что касается помощи обездоленным, слабым, нуждающимся в помощи, то следует рассмотреть и поддержать проект, который обсуждается в ВРНС, в нашей Церкви об объединение благотворителей, о создании Российской армии добра и согласия, армии добрых людей, союза поддержки друг друга.

Вообще, следует всерьез подумать о народном начале во всех сферах нашей жизни. Ну, ладно, почти ироническое для большинства обращение в нашей сегодняшней жизни: «господа», но не менее лишено сегодня реального и, я бы сказал, нравственного смысла слово «элита». Ну, просто помешательство на этих элитах! Элита творческая, элита спортивная, элита политическая, элита предпринимателей, элита интеллигенции, элита правящая, элита журналистская, чуть ли не элита уголовная! Но, позвольте, а где же народ? Где русский народ, где 95% наших людей? Где их права, где их подлинные представители, где их защитники? Или они заявляют о себе только в связи с приездом лорда Джадда, только во время выборов? Еще Иван Ильин говорил, что всовывать бюллетень в урну еще не значит принимать участие в делах государства, известно, что арифметика голосов не решает жизнь народа. Думаю, что, если народ и безмолвствует, в том числе по вине сией элиты сейчас, то его голос будет услышан вскоре и в храме, и на улицах, и на площадях городов и сел.

Берегите святыни наши! С таким словом 30 лет назад обратились к соотечественникам гиганты нашей культуры Павел Корин, Леонид Леонов, Сергей Коненков. Да, многое потеряно, многое ушло в прошлое. Но святое, священное еще выправляет душу, вдохновляет человека, выстраивает нашу жизнь по восходящей.

В этом году состоялось прославление и причисление к лику святых праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского. Тысячи людей были на этом духоносном празднике прославления в Санаксарском монастыре Мордовской епархии, где и покоятся ныне мощи святого воина. (Такого количества моряков, адмиралов Мордовия не видела за всю свою историю. «Самая морская держава» называли ее в тот момент.) Все видели в тот сумеречный день: расступились облака, и столб солнечного, какого-то высшего света упал на ковчег с мощами адмирала. И вот три недели назад икона адмирала с частицами его мощей прибыла в Балтийск. Действие было, конечно, необычное. Весь город, все балтийцы вышли встречать святыню.

Гарнизон стоял в почетном карауле на набережной перед памятником Петру I. После выступления командующего Балтийским флотом и молитвы владыки Кирилла мощи были подняты перед строем моряков и тучи снова разошлись, и солнечный столб снова упал на святыню. Оба раза я был свидетелем этого высшего знака. После объезда военных кораблей и прохождения гарнизона перед иконой святого праведного адмирала мощи навечно установили в Храме Георгия Победоносца. Видели бы вы моряков в эти часы! Сверкающие глаза, вдохновенный взор, вид людей гордых, красивых, без всякого уныния знающих, за что они готовы сражаться, какую Родину они будут отстаивать.

Вот что значит святыня в доме! 15 лет назад на Калининградской земле был один храм. Сейчас — 37. А отныне здесь, на Балтийском флоте, в г. Балтийске, мощи святого праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского. Ясно, что сейчас здесь навеки русская земля, ибо тут наши святыни, они ограждают, защищают нас. Хватит посягать на наши земли, хватит говорить о каком-то анклаве, особенной от России земле. Мы поддерживаем предложение калининградцев ежегодно в России проводить дни Калининградской области, этой самой западной и освященной части нашего Отечества. Защитить себя, спасти Россию и могут наши святыни, которые есть везде, и мы должны оберегать и должны поклоняться им.

И еще несколько слов о Слове! О русском Слове! Без надлежащего размаха, без государственного решения прошел год 200-летия В. И. Даля. Удивительная беспечность нации и власти не ощутивших, что ныне Слово, русская речь являются одной из главных решающих скреп России, залог ее мощи, культуры, Веры. Вчера мы в Союзе писателей России установили бюст великого собирателя русского слова В. И. Даля. Думаем, что достойный его памятник должен встать и в нашей столице Москве. Следует напомнить, что именно ВРНС провел первую Общероссийскую соборную встречу о русском языке, с трибуны которой были сформулированы предложения о принятии Закона о русском языке, о создании Совета по защите русского языка. И вызывает уже не только удивление, а возмущение тот факт, что прошло уже много лет, а мы, наша Дума, власть не могут принять закон о русском языке, его пропаганде и защите.

Следует поддержать предложение Н. Н. Скатова о создании при ВРНС общественного движения «Русское слово». Уважаемые участники Собора, мы проводим свой VI ВРНС в священном для народа Храме Христа Спасителя — символическом творении, знаменующем воссоздание России. Возрожденный при участии Русской Православной Церкви, всего общества, всех православных людей России Храм стал подлинным Домом Соборов, исторических форм волеизъявлений Церкви и народа.

Водительство Святейшего Патриарха, в трудные дни ставшего во главе Собора русских людей, и предопределившее его судьбу и направление его деятельности, особенно значимо в начале XXI века, когда не только Россия, но и мир оказались на пороге цивилизационного выбора. И сегодня выбор этого пути не возможен без глубокой и полной Веры, без соборного мнения соотечественников.

Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России на VI Всемирном Русском Народном Соборе

Опубликовано ]]>на сайте]]> Валерия Николаевича Ганичева. 2001 г.