Всемирный Русский Народный Собор

На защите русской культуры

Реалисты, которые выступают авторами материалов на сайте Клуба «Реалисты», - народ скромный, поэтому, как правило, о себе мало говорят и не пишут. Их юбилеи, к сожалению, и Родина не всегда отмечает наградами, поэтому член Правления РОО «Клуб «Реалисты», кандидат политических наук Анисимова Светлана Александровна, о недавно отметившем свой юбилей, члене Клуба решила написать. 

Валентин Михайлович Сидоров - Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, председатель Союза художников, чья персональная выставка и творческий вечер, посвященные 90-летию со дня рождения художника, открылась в залах Российской академии художеств. Валентин Михайлович – человек высочайшей нравственной позиции, преданный своему Отечеству, любящий и прославляющий свой народ и «тихою свою Родину». Возглавляя более 20 лет Союз художников России, персональную выставку в Третьяковской галерее художник впервые открыл только в 2008 году, поразив посетителей масштабами и глубиной своего творчества, простотой и духовностью творений. 

Есть лица, увидев которые, нельзя забыть, ибо в них отражены просторы России, ее голубые озера и реки, бездонное лазурное небо и яркое, ласковое, теплое солнце. Именно таков Валентин Михайлович, внешне напоминающий крепкого мужика из русской глубинки, с лучистыми, светящимися, добрыми глазами и по-богатырски сильными руками. 

Его лучезарность, искрящийся оптимизм обволакивают, дают бесконечный поток жизненной энергии и страстное желание жить и творить так, как это делает художник со всем размахом русской души, открытости, страстности и в то же время с какой-то нежностью и трогательностью. 

Творчество В.М.Сидорова – это явление в современном изобразительном искусстве, ибо оно обращено к нашим истокам, к тому, на чем стоит Земля Русская, к духовной красоте русской деревни – кормилице и к ее скромным труженикам – крестьянам. Значение темы, которую воспевает Валентин Михайлович, усиливается вдвойне, когда осознаешь, что художник показывает деревню не умирающую, а развивающуюся, звучащую детским смехом, наполненную добросовестным трудом, любовью к русской природе, родной Отчизне. 

Валентина Михайловича по праву можно назвать певцом русской деревни, ибо он показывает ее во всем ее многообразии. Русская деревня для художника – это целая вселенная, то, откуда «есть пошла земля Русская». 

Особое место в творчестве В.М.Сидорова занимает тема истоков, родственных корней человека, роль его предков. Образование человека, его знакомство с жизнью начинается с русской сказки, которую ребенок впервые, как правило, слышит из уст бабушки. Этим духовно питались многие известные писатели и художники, композиторы и музыканты. Картина «Бабушкины сказки» (1954 г.) навеяна воспоминаниями мастера о своем детстве, о первом познании бытия посредством русских народных сказок, которые долгими зимними вечерами рассказывала бабушка художника, память о которой он сохранил на всю свою жизнь. Русская сказка – это всегда торжество добра над злом, любви над ненавистью, правды над ложью. Обращаясь к данной теме, художник образно и доступно говорит о роли сказки при формировании личности ребенка, что не может сравниться ни с какими современными технологиями, ибо в ее основе лежит русская традиция, духовно-нравственные ценности, благодаря которым развивается русская цивилизация. 

Воспоминаниями о далеком довоенном детстве навеяны и работы «Там за лесом, мое детство» (1975), «Моя школа» (1977), «Осень. Старая школа» (1990), «Приехал я в деревню. Приехал я домой» (2006). Философским осмыслением наших основ является картина «Родительский камень» (2001). На фоне огромного неба и бесконечной земли подобно кресту пересекаются две дороги, в центре которых возвышается огромный камень-памятник нашим предкам, которых мы чтим в нашем сердце и душе. И, как символ продолжения жизни, с другой стороны дороги художник изображает детей – мальчика и девочку – женское и мужское начало, благодаря которому и развивается жизнь в своем многообразии и вечном течении. 

К данной теме можно отнести и картину «Святая гора» (2002). На косогоре, поросшим вековыми соснами, березами, расположилось сельское кладбище, где царят тишина и умиротворение, и лишь парящие над ним огромные двигающиеся облака, да фигура женщины, идущей к этому последнему земному пристанищу человека, напоминают о сиюминутности жизни и вечных духовных ценностях. Картина художника располагает к размышлению о смысле жизни, о главном и второстепенном, о необходимости с благодарностью воспринимать каждый час, минуту твоей жизни. 

В.М. Сидоров стремится показать деревню в ее первозданной красоте. Деревянные дома в изображении художника напоминают крепких русских богатырей, прочно стоящих на просторах русской земли. Поэтому очень часто художник изображает русские избы на возвышении, без заборов и ворот. В этом проявляется характер русского человека: его открытость и широта души, любовь и вера, добро и нестяжание. 

Художник любит изображать деревню в разные времена года: весной – «Март 1945 года. Подрезково» (1945), «Начало весны» (1965), «Полноводье» (1955), «Март. Лед повезли» (2005), «Теплый вечер апреля» (1962), «Когда цветет черемуха» (1955); летом – «Клевер цветет» (1955), «Гаснет день» (1968-1969), «Поле в цвету» (1980); осенью – «Октябрь. Полевые сараи» (1947), «Осень. Березняк» (1954), «Осень. Лодки осыпаны листьями» (1956), «Щедрая осень» (1969); зимой – «Снег выпал» (1957), «Белым снегом» (1964), «Снег идет» (1959). 

Прославляя русскую природу, художник обращает внимание на ее уникальность, неповторимость, удивительную простоту и трогательность. Так работа Валентина Михайловича «Тихая моя Родина» (1985) проникнута духовностью, присущей в полной мере только России. Художник с тонкостью вологодских кружев свидетельствует о главных для человека понятиях – родной земле, отчизне, русской природе, которые необходимо оберегать, сохранить и передать в первозданной неповторимости будущим потомкам. 

Деревня для художника – это самоотверженный труд простых людей, без которого не может быть жизни на земле. Эта тема отражена в картинах «В ночное» (1955), «Майским утром на плотине» (1958-1960), «В начале мая» (2003-2008), «Парное молоко» (1964), «На теплой земле» (1957), «Яблоню окапывает» (1962), «Сенокос» (1975), «Миром» (1970), «Скрипят тяжелые телеги» (1995), «Полчаса тишины» (2001-2005), «Вечер. Сено убрали» (1988-1992), «Счастливые» (1965), «Снег выпал» (1990). 

Труд человека – эта важнейшая часть его жизни. Труд сельского жителя – особый, ибо без него невозможно физическое человеческое существование. Рассказывая об этом труде, подчеркивая его значение, художник восхищается трудом простых деревенских тружеников, с любовью показывая сильных мужчин, красивых женщин, маленьких детей, которые получают трудовое воспитание с молоком матери. 

Важное место в творчестве В.М.Сидорова играет тема Великой Отечественной войны, чьи отголоски до сих пор отзываются во многих семьях, а ее щемящие раны, несмотря на прошедшие десятилетия, больно отзываются в нашей памяти. И до тех пор, пока мы будем помнить о ней, о тех, на чьих плечах была принесена Великая победа, понимать, кто является победителями, а кто пытается к ним присоединиться, будет побеждать, и процветать наша Великая Россия. Это их – простых защитников нашей земли, бессеребреников, для которых защита Родины была первична, прославляет Народный художник СССР. Этой теме посвящены картины «Провожает» (1962), «Письмо», (1960), «Песня скворца» (1965), «За далью даль» (1957), «День победы» (1975), «Дома. С войны вернулся» (2005), имеющие огромное воспитательное значение. Их особенностью является то, что художник, не изображая батальных сцен, демонстрирует неоценимый подвиг советского солдата, освободившего не только родное государство, но и уничтожившего фашизм в Европе. К сожалению, большая часть героев Великой Отечественной войны не смогли дожить до победы, пережить ее радость и торжество, а те, кто дожил до 9 мая 1945 года, сохранил простоту, скромность и любовь к самому святому на земле – Родине. 

Огромное место в творчестве В.М.Сидорова занимают дети – и в этом ключ к пониманию будущего России, ее значения и роли в мировой истории. Вопреки господствующему в обществе мнению - о вымирании деревни, Валентин Михайлович, уделяя огромное внимание детям – их учебе («Апрель» (1967), «Весна. Высокое небо» (1991), «На лужке» (1968), работе («Теплый вечер. Коров гонят» (1975); отдыху («Мелкий дождик» (1955), «Месяц зародился» (1955), «Гроза прошла» (1954), «Солнышко» (1958), «С гор вода» (1959), «Майский дождик» (2006); играм («Мартовский вечер» (1959), «Качели» (1967) «Березовый ветер» (1971), «Прятки» (1979), «Возле старых сараев» (1975); взаимоотношению со взрослыми («Дорога» (1975), «Гаснет день» (1969), «Субботний вечер» (1975), «Возле дома бабушки (2007) утверждает обратное, говоря о союзе и смене поколений, передаче жизненной эстафеты, а значит - вечности жизни. 

Не смог Валентин Михайлович пройти и мимо такой острой темы, как одиночество стариков, которым приходится особенно тяжело в деревне, где не существует городских условий, облегчающих их труд и жизнь. Этим проблемам посвящены картины: «Вечером. Перед домом» (1954), «Утро в избе» (1954), «Когда цветет черемуха» (1955), «Обыкновенный пейзаж» (1975), «Дуют ветры» (1971), «Последние листья. Посвящение Свиридову» (1960), «Ясный день клонился к вечеру» (1975), «На обочине» (1999), «На рассвете» (1975). 

Осмысляя тему старости, художник обращается прежде всего к молодежи, которой необходимо не только окружать пожилых людей постоянной заботой и вниманием, но и помнить, что молодость мимолетна и очень важно проявлять милосердие и заботу о старшем поколении.. 

Однако деревня в изображении В.М.Сидорова – это не только труд, но и праздники, которые отмечаются всем миром. Художник очень мудро показал, что рядом с советскими праздниками («Праздник» (1964), «Праздник» (1973), всегда жили и традиционные, православные: «Покров» (1958), «Ильин день» (1979), что свидетельствует о том, что духовность, вера всегда была важнейшей составляющей простого человека. 

Творчество Валентина Михайловича Сидорова настолько многогранно, подчас символично, что нуждается в очень серьезном исследовании и анализе, ибо, живя в эпоху, где существовали определенные запреты, художник многие свои размышления вынужден был зашифровывать и выражать своеобразным живописным, эзоповом языком. 

В наше очень сложное и противоречивое время творчество Валентина Михайловича Сидорова созвучно трем богатырям, стоящим насмерть на защите своего Отечества, воспевая то, что является вечным и до тех пор, пока существует «Гори, гори ясно…» (1960, 2008) всегда будет жить Великая Россия и тихая Родина! 

 

Анисимова С.А., член Правления РОО «Клуб "Реалисты"», кандидат политических наук, член Бюро Президиума ВРНС