Всемирный Русский Народный Собор

Древнехранитель ярославской митрополии выступил на международном научном симпозиуме «Культурное наследие — площадка для диалога»

21—23 июня 2017 г. в городе Ярославле проходил Международный научный симпозиум «Культурное наследие — площадка для диалога» организатором и инициатором проведения которого выступил национальный комитет ИКОМОС.

Участие в форуме приняло свыше 120 делегатов из регионов России и зарубежья — искусствоведы, историки, архитекторы, сотрудники музеев, государственных научных и общественных организаций, занимающиеся охраной культурного наследия.

Первый день работы был отдан пленарному заседанию, во второй день доклады и выступления звучали в рамках шести тематических секций.

Одним из докладчиков секции симпозиума «Градостроительная реставрация и реконструкция» стал древлехранитель Ярославской епархии, настоятель Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря Ярославля игумен Никодим (Федоров). Именно на этой секции, куратором и модератором которой стал президент Национального комитета ИКОМОС, член Патриаршего совета по культуре, академик А. П. Кудрявцев, затрагивались вопросы участия Церкви в сохранении культурного наследия.

Так, ярославский искусствовед Т. Л. Васильева, посвятившая свое выступление проблемам сохранения монументальной живописи на объектах культурного наследия Ярославской области, рассказала о нескольких случаях безответственного отношения настоятелей храмов-памятников культуры к сохранению их исторического облика. Иллюстрацией к сказанному стали фотографий новых росписей, сделанных по инициативе священнослужителей поверх уникальных старинных фресок. Докладчица также отметила, что почти 70% действующих православных храмов Ярославской области, имеющих фресковую живопись, еще не изучены. Причиной этого является, в частности, нехватка в государственных структурах квалифицированных исследовательских кадров.

Доклад вызвал живое обсуждение участников секции, следствием которой стал заданный одним из присутствующих вопрос: что нужно сделать для того, чтобы священнослужители, являющиеся клириками храмов-памятников культуры, осознавали, какими ценностями они распоряжаются, а также меру своей ответственности за сохранность памятника?

Ответ на этот вопрос был дан сразу двумя специалистами — светским и церковным. Как сообщила Т. Л. Васильева, налажено сотрудничество государственных структур Ярославской области, ответственных за охрану культурного наследия, с духовными учебными заведениями, в частности с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, студенты факультета церковных художеств которого проходят практику в местных храмах. Ярославская епархия, в свою очередь, с конца девяностых годов постоянно проводит обучающие семинары для духовенства, на которые приглашаются светские и церковные специалисты-реставраторы в области архитектуры и монументальной живописи. «Конечно, хотелось бы, чтобы эта работа проходила более интенсивно», — констатировала она.

В свою очередь древлехранитель Ярославской епархии игумен Никодим отметил, что уже четыре года в учебном плане Ярославской духовной семинарии присутствуют спецкурсы по сохранению культурного наследия и музееведению. Один из спецкурсов читает Ю. И. Павлов — руководитель ярославского отделения национального комитета ИКОМОС. «К нему, для обмена опытом относительно преподавания семинаристам этих дисциплин приезжают даже преподаватели МДА и Сретенской семинарии», — подчеркнул епархиальный древлехранитель.

Дискуссия подогрела интерес к последующему секционному выступлению представителя Ярославской епархии, доклад которого был посвящен взаимодействию Церкви и музейного сообщества. По мнению о. Никодима, в начале перестройки Церковь и музеи нарочито «столкнули лбами», хотя они вполне могут ладить и эффективно взаимодействовать. «Препоны в нашем общении искусственны», — подчеркнул он, приведя в пример ситуацию в Греции, где государственные и частные музеи успешно сотрудничают с Элладской Православной Церковью. Священнослужитель также кратко проанализировал дореволюционную историю создания целого ряда известных музейных собраний, в основу которых легли предметы церковных ризниц. К их числу, в частности, относится Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», основанный в 1883 году на территории архитектурного ансамбля бывшего Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля). Инициаторами создания музея выступили ростовские купцы, краеведы, ярославский губернатор В. Д. Левшин, представители Московского археологического общества, а также архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев).

Вместе с тем древлехранитель Ярославской епархии обозначил принципиальные позиции Церкви в диалоге с музейным сообществом в отношении церковных зданий и предметов литургического назначения. «По канонам, использование церковных зданий не в тех целях, ради которых они были построены (не в богослужебных целях) и владение вещами сакральными, являющимися предметами церковного обихода, подпадает под анафему Вселенских соборов», — заявил он, подчеркнув, что такова точка зрения не только Русской, но и Вселенской Православной Церкви: «Иконы созданы не для того, чтобы на них смотреть. Это не картины. Честь, воздаваемая иконе, восходит к первообразу. Это предмет культа. Это принципиальный подход. При этом мы не отрицаем культурологической и исторической ценности иконы. Ни мощи святых, ни антиминсы, ни священные сосуды не могут быть использованы вне богослужения. К сожалению, я видел выставки, где из них пытаются сделать арт-объекты. Это на грани кощунства».

О. Никодим также рассказал о деятельности института древлехранителей, воссозданного по инициативе Патриаршего совета по культуре. Он отметил, что такие специалисты, прошедшие обучение на специальных курсах на базе Сретенской семинарии, теперь имеются в каждом благочинии Ярославской митрополии, а для помощи им ПСК разработало замечательное пособие, содержащее конкретные методические рекомендации по разным вопросам.

Среди проблем, затронутых в его докладе, была упомянута и недоработка законодательства, связанного с охраной культурного наследия. В частности, при передаче Церкви здания храма, как недвижимого памятника культурного наследия, все внутреннее убранство, включая иконостас, попадает под определение движимого имущества, остающегося в ведении государства, и должно, по букве закона, быть отчужденным от здания. «Получается, нужно разорять памятник, нарушать целостность его ансамбля, но это варварство!» — эмоционально воскликнул игумен.

В заключение доклада епархиальный древлехранитель вновь призвал музейщиков к сотрудничеству с Церковью, образно отметив, что «находясь в одной лодке, нельзя топать ногами», что надо взаимодействовать, взаимно проявляя добрую волю.

В работе симпозиума также приняла участие сотрудница Патриаршего совета по культуре О. Г. Кирьянова.