Доклад члена Бюро Президиума
ВРНС, руководителя авторского
коллектива по разработке Стратегии
народосбережения до 2050 года,
А. С. Галушки.
Ваше Святейшество!
Уважаемые участники Всемирного Русского Народного Собора!
В Соборном Слове Патриарха, в обращении к Собору Президента Российской Федерации сформулированы ценностные основы и принципиальные ориентиры народосбережения в России.
При этом, как отметил в своём обращении Президент: «Нам нужна долгосрочная Стратегия народосбережения, рассчитанная на десятилетия вперед. Её цель — воспитание поколений, для которых большая многодетная семья является безусловной ценностью, смыслом и нормой жизни.»
По благословению Святейшего Патриарха, работа по подготовке Стратегии народосбережения проведена и такая Стратегия разработана. Как уже было сказано Сергеем Владиленовичем Кириенко, Президентом России дано поручение по её рассмотрению, в рамках исполнения этого поручения идёт взаимодействие с Администрацией Президента и с Правительством по этому документу.
Стратегия представляет собой инструмент практического воплощения тех ориентиров, которые были сформулированы в Соборном Слове Патриарха и в обращении к Собору Президента.
В этой связи, главными целями Стратегии к 2050-му году являются достижение суммарного коэффициента рождаемости более трех и численности населения России более 160 миллионов человек, создание устойчивой основы для роста населения России в последующие десятилетия.
Долгосрочный подход, реализованный в Стратегии, позволяет выйти за рамки доминирующего сегодня в государственной работе трехлетнего бюджетного горизонта планирования. Когда мы говорим о народосбережении и подходим к этой проблеме с трехлетним или даже пяти или шестилетним горизонтами, у нас выпадает из поля зрения целая область ключевых решений. Область решений, которая связана с ценностями, с мировоззрением, с воспитанием поколений, долгосрочным формированием социальных, поведенческих, репродуктивных установок. И поэтому приходится очень часто слышать, что нереально вернуться к преобладанию трёхдетной и многодетной семьи в России, слышать о том, что чуть ли недостижимый идеал — суммарный коэффициент рождаемости около «двоечки».
Стратегия выходит за эти рамки и определяет: нам к 2050-му году нужна стабильно увеличивающаяся Россия за счет многодетности и рождения большого количества детей.
При этом мы прекрасно понимаем, что это невозможно сделать ни за год, ни за два, ни за три, ни за пять.
Однако, взявшись сегодня за реализацию этой главной стратегической цели, которая сформулирована Президентом и Патриархом — воспитать будущие поколения, для которых это естественно, это смысл и норма жизни — через 15–20 лет получим результаты и при нашей жизни увидим умножающуюся, а не исчезающую Россию.
Стратегия содержит в себе 5 приоритетов и 116 конкретных решений. Приоритетами стратегии являются:
— культивирование и популяризация многодетной кровной семьи, отцовства, материнства и детства;
— всемирное укрепление мотивации на ведение физически и нравственного здорового образа жизни, активного долголетия;
— усиление ценностного, в том числе религиозного фактора в обеспечение народосбережения, укрепление национальной идентичности и традиционных ценностей;
— создание необходимых социально-экономических условий, обеспечивающих устойчивый рост рождаемости; сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни;
— повышение миграционной привлекательности России для соотечественников, проживающих за рубежом.
116 решений, которые предложены в Стратегии, разбиты на три основных блока:
— рост рождаемости;
— сокращение смертности;
— приток соотечественников из-за рубежа.
При этом, в части рождаемости, самое главное значение имеют решения, связанные с увеличением количества желаемых детей. Это напрямую зависит от того, что наши детки видят в Интернете и по телевизору, какие они смотрят фильмы, в какие игры играют, какие читают книги, на каких примерах, героях и образах воспитываются. Зависит от того, чем наполнена воспитательная компонента в рамках дошкольного и школьного образования.
И конечно же, решение этих вопросов — увеличение желаемого количества детей немыслимо без активного, деятельного, всестороннего сотрудничества государства с Русской Православной Церковью и иными традиционными религиями России.
Блок мер, связанных с повышением фактической рождаемости отвечает на вопросы, которые понятны по большому счету любой семье, которая хочет завести детей. Где мы будем жить? Как нам приобрести дом? И чтобы этот дом был не маленькой квартиркой, в которой не понятно молодой семье «ну где тут второй ребеночек то поместится», а был именно своим домом.
Вполне очевидно, что малоэтажное строительство, деревянное домостроение, пространственное обустройство России является ответом на эти вопросы и должно быть абсолютным приоритетом градостроительной деятельности и жилищного строительства.
Где будет работать отец молодой семьи? Позволит ли уровень доходов не стать бедными при рождении каждого нового малыша? Стратегия связывает народосбережение с программами по созданию новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест, вводит понятие стандарта экономической устойчивости семьи, связывает его внедрение с адресной настройкой системы пособий. Сегодня бичом многодетных семей является попадание в бедность. Сегодня основной социальной стратой, которая входит в категорию бедных, являются многодетные молодые семьи. И конечно это недопустимо, и адресная настройка системы пособий со стороны государства должна полностью устранять эту проблему, исключать ситуацию, когда рождение ребенка сопряжено с попаданием в бедность.
Ипотека, списание половины ипотечного кредита при рождении второго ребенка, полное списание ипотечного кредита при рождении четвертого ребенка, возможность мамы сочетать материнскую заботу о детях и работу, кардинальное сокращение числа абортов.
Конкретные, детальные решения этих ключевых вопросов предложены в Стратегии народосбережения.
Так же как и меры, связанные со снижением смертности, ее аномальных проявлений среди мужчин трудоспособного возраста, связанные с необходимостью целенаправленных программ по популяризации здорового образа жизни, кардинального сокращения потребления вредных для здоровья продуктов, в том числе табака и крепкого алкоголя, которые вносят сегодня самый значимый вклад в высокую смертность, распространение лучших международных практик медицинского обслуживания населения, которые уже сегодня начинают формироваться в регионах-лидерах.
Как и блок мер, связанных с миграционным притоком населения, с притоком именно соотечественников проживающих за рубежом, имея в виду ту боль, о которой не раз говорилось на Соборе о том, что русские — самая разделенная нация в мире. Конечно же надо упрощать бюрократические процедуры получения российского гражданства, развивать систему информирования наших соотечественников о том, в каких именно регионах они могут быть востребованы и наилучшим образом решить вопрос трудоустройства, жилищный вопрос, но вместе с тем, развивать миграционный потенциал, пропагандируя, продвигая за рубежом русский язык, русскую культуру, нашу систему образования, лучшие достижения науки, возможности самореализации в России.
Очень важно, чтобы Стратегия не висела в воздухе, а имела механизмы своей реализации, они являются составной частью того документа, который подготовлен.
Прежде всего, мы предлагаем определить народосбережение высшим национальным приоритетом!
В практическом плане это означает, что во всех документах государственного стратегического планирования, в проектах законов и нормативных правовых актов, национальных проектах и государственных программах в обязательном и первоочередном порядке, должен быть учёт целей и приоритетов народосбережения.
Более того, каждые пять лет должен приниматься план конкретных мероприятий — дорожная карта по реализации Стратегии, а так же должна быть внедрена система оценки влияния принимаемых государственных решений на народосбережение, чтобы принимая тот или иной закон, ту или иную программу, мы отдавали себе отчет: а если эта программа снижает рождаемость или будет стимулировать смертность, зачем нам такая программа или закон нужны? И наоборот, те программы, и те законы, которые развивают народосбережение, должны иметь более высокий приоритет, в том числе в вопросах финансирования. Сама такая оценка должна проходить в формате публичных консультаций и общественных слушаний при активном участии Всемирного Русского Народного Собора и его экспертов.
Важный вопрос финансирования. Всегда демография и народосбрежение — это не дешево. Сегодня в России тратится около 0,5% ВВП на эти цели, в странах организации экономического сотрудничества (ОЭСР) в среднем — 2,4%.
Стратегия ставит цель — за пять лет выйти на средний уровень для стран ОЭСР и предлагает источники за счёт которых это может быть сделано.
Завершая свое выступление, хотел бы отметить, что при подготовке Стратегии народосбережения использовались лучшие наработки Общественной Палаты Российской Федерации, Российской академии наук, Института научнообщественной экспертизы, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и всех заинтересованных, неравнодушных экспертов.
Спасибо вам большое!
Благодарю за внимание.