Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Предваряя выступление, докладчик отметил, что отправной точкой своего повествования он избрал национально-освободительную революцию 1821-1828 годов, когда после многовекового османского ига часть Греции обрела независимость. А.Г. Зоитакис назвал ключевые причины обретения страной самостоятельности:
- значительная часть народа мыслила имперски, а не националистически и ностальгировала по Византийской империи;
- участники революции вдохновлялись Церковью: в эти годы в ходе карательных операций османов и боевых действий погибло до 80 епископов, множество священников и монахов, которые внесли свой вклад в победу.
Вместе с тем, наиболее состоятельная часть общества — купечество, вступая в экономические отношения с западными державами, неизбежно перенимала идеи и ценности Великой французской революции. «Поэтому XIX и XX века станут для Греции временем столкновения традиционализма и западничества», — подчеркнул историк.
А.Г. Зоитакис отметил, что первый правитель независимой Греции Иоанн Каподистрия проводил национально ориентированную политику, главной целью которой было сохранение роли Православной Церкви в государстве. Однако после его убийства, произошедшего при участии западных держав, в Греции начался период иностранного правления (так называемой баварократии) и на престол взошел принц Отто Виттельсбах. Характерными чертами его правления стали:
- секуляризация, в результате которой насильственному закрытию и разграблению подверглись 412 из 563 монастырей 412 и последовательная антимонашеская политика;
- борьба с византийским наследием;
- гонения на духовенство, не приемлющего подобной политики;
- автокефализация Православной Церкви, главой которой был объявлен король, не желающий принять Православие;
- активизация деятельности протестантских миссионеров и создание ими ряда колледжей, которые впоследствии будут воспитывать греческую элиту.
«Сложившуюся ситуацию в ХХ веке меняют миряне, которые обращаются к традиционному Православию. Самым известным из них был Фотис Кондуглу — фигура малоизвестная в России, однако, именно он стоял у истоков возрождения церковной иконописи, народной и церковной византийской музыки, литературного наследия», — отметил докладчик.
«Трагическим для Греции стал старостильный раскол, связанный с введением нового календаря, который поддержали либеральные политики. Однако благодаря сопротивлению народа и упомянутых представителей интеллигенции глобальные реформы в Церкви — отмену постов и т.д., которые должны были внутренне перестроить ее на западный манер, осуществить не удалось. Вместе с тем, вследствие старостильного раскола от Церкви отпали сотни тысячи человек, которые впоследствии образовали несколько религиозных течений и радикализировались. Именно в этот период политики начинают активную антикоммунистическую пропаганду и пытаются склонить Церковь на свою сторону», — считает А.Г. Зоитакис.
После Второй мировой войны, когда Греция в результате военных действий потеряла до 10% населения, в стране началась многолетняя кровопролитная гражданская война. «Это неизбежно повлекло разделение народа и, как следствие, разделение Церкви. В этой войне часть духовенства, в том числе и некоторые епископы, поддержала партизан-коммунистов», — отметил историк.
Говоря о реалиях современной жизни Элладской Православной Церкви, А.Г. Зоитакис констатировал, что за последние 20 лет этноконфессиональный состав Греции существенно изменился, что связано с прибытием в страну легальных и нелегальных мигрантов и возрастанием количества приверженцев ислама. «В греческой прессе сегодня идет антицерковная кампания, в рамках которой Таинства и традиции Православной Церкви подвергаются порицанию. Общая тенденция дехристианизации общества последних десятилетий коснулась и Греции: так ряд православных праздников (например, День трех святителей — покровителей греческого образования) полностью утратили христианский компонент, иконы убираются из общественных мест», — отметил докладчик.
«Вместе с тем, нельзя забывать о том, что в 1960-е годы произошел расцвет греческого богословия, церковно-исторических наук, монашества, в Церковь пришло множество одаренных людей. Сегодня и духовенство, и народ в основной массе относятся с большой симпатией к России и Русской Церкви», — считает историк.
Затронув сферу межправославных отношений А.Г. Зоитакис отметил, что «сегодня часть епископата и духовенства Греции принимают украинских раскольников, другие же напротив — дистанцируются от них и сослужат только с представителями канонической Церкви». «При этом эти иерархи сослужат друг с другом и с духовенством из других Православных Церквей. С канонической точки зрения это — абсолютно хаотичное состояние. Все это напоминает ситуацию между Первым и Вторым Вселенскими Соборами, когда Церковь разделилась на множество течений и представители этих течений так же хаотично находились в общении друг с другом. Тогда выход был найден и Церковь воссоединилась. И сегодня потенциал и здоровые силы для этого соединения есть в греческом Православии и я верю, что со временем, на базе канонов и догматов это разделение удастся преодолеть», — заключил историк.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.
Патриархия.ru
Источник