Почему книга?
— Константин Валерьевич, что Вас побудило написать книгу «Империя»?
— Я инвестиционный банкир с большим опытом, и мне было интересно прочитать о финансах, стоящих за теми или иными историческими событиями. Потому что я знаю, как устроен сегодняшний мир и как много решают деньги. Конечно, есть авторы, которые об этом писали. Но поскольку сами они не финансисты, то в результате для профессионального банкира получалось немного смешно. А с другой стороны, когда я читал финансистов, то замечал, что у них слабовато с исторической «матчастью». Поэтому я и решил написать эту книгу, соединив оба знания.
Этот жанр называется историософия. В истории есть смысл. Но, к сожалению, в наших школьных учебниках он незаметен. В советское время у нас был марксизм или, я бы даже сказал, «энгельсизм», потому что именно Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Там в основе — борьба классов на протяжении всей человеческой истории. За жутким рабовладельческим строем стало получше в феодализме, потом ещё
В этой трактовке истории была логика. Сейчас марксистские догмы из учебников устранили и логика ушла вообще. Мне же хотелось вернуть для нас смысл истории. Для меня он очевиден — это борьба двух начал: цивилизации чести и цивилизации денег. В книге я назвал последнюю «ханаанским началом» — по месту, где эти отношения зародились, в древнем Ханаане. Эти цивилизации испокон веков противостоят друг другу.
Лакмусовая бумажка для понимания, где мы сегодня живём, — ответ на вопрос: кто наши герои? В цивилизации чести это — святые, великие полководцы, великие учёные. В цивилизации денег — члены списка Forbes. Невозможно представить, чтобы Дмитрий Донской перед Куликовской битвой не поехал бы за благословением к Сергию Радонежскому, а собрал бы местных олигархов и попросил скинуться. А цивилизацию денег, в которой мы сейчас живём, описать легко: всё измеряется деньгами, а главный герой — Илон Маск. И этим всё сказано.
Империя империи рознь
— Есть проблема восприятия нашими ровесниками самих слов «империя» или «монархия». Для многих они носят негативный оттенок, как
— У ваших ровесников восприятие Империи гораздо лучше, чем было у наших, и тем более — у поколения наших родителей. Потому что тогда мы все основывались на трудах Ленина об империализме. Он обозвал «последнюю стадию» капиталистической системы «империалистической», поскольку главные европейские державы построили «колониальные империи» или стремились к этому. И поэтому слово «империя» в ХХ веке приобрело негативную коннотацию.
При этом колониализм — и об этом можно прочитать в моей книге — прямая противоположность Империи. Империя — это государство, которое создаёт мир внутри себя и абсолютно равные права для своих подданных. Царь — единый отец для всех. Поэтому не имеет значения, как было в Российской Империи — ты великоросс из Костромской губернии, грузин или присоединённый во времена Александра II среднеазиат. У всех одни права. Империя тратит ресурсы для строительства школ, улучшения жизни всех своих подданных.
Колониальные же державы устроены совершенно
Если мы не восстановим название нашей Родины — «Российская Империя», мы туда не вернёмся. Возвращение в некую «Россию, которую мы потеряли» — бессмысленно. Россия будущего не будет Россией 1917 года, Московским Царством или петровской Россией. Это будет другое государство, разумеется, государство XXI века. Но высокие принципы Империи должны быть сохранены.
Служить — имперское дело
— Красной нитью через всю Вашу книгу проходит мысль, что Империя строится в борьбе воинского и олигархического начала. Именно воины устанавливают Империю, сохраняют и развивают её. Но ведь характер военных действий за последнее время очень сильно изменился. Теперь на передовой находятся журналисты, дипломаты, зачастую чиновники, и только за их спинами — собственно военные. Расширилось ли за последнее время «служилое» сословие, которое будет восстанавливать и строить Империю будущего?
— Журналистам, блогерам, любым «диванным войскам», как и чиновникам, очень далеко до настоящих военных. Потому что патриотизм у последних проверяется очень просто: готов отдать жизнь за Отечество на поле боя или нет? И это всё меняет. Не очень хорошо излагающий свои мысли солдат, который пошёл воевать и там погиб, — патриот в сто раз больший, чем заливающийся о своём патриотизме соловей на
В этом смысле военные, конечно, — лучшее и самое верное сословие Империи. Другим таким сословием является священство. Потому что они тоже служат. Вообще самое главное в Империи — это служба. Да, можно служить и на журналистском поприще, и в искусстве, если человек ставит вперёд не деньги, не своё самолюбие, а Родину, пользу ближнему. Имперская идея — сама по себе это тоже предмет служения. Потому что Империя — это самый лучший строй на земле для спокойной, радостной и счастливой жизни человека. И главное — для достижения цели нашей жизни — спасения души.
Противоположность атомизации общества
— А как достичь того, чтобы молодые люди чаще стали задумываться о
— Наша миссия непроста, потому что мы живём погружёнными во враждебную нам цивилизацию. Её «ценности» распространяются глобально и, безусловно, воздействуют на нашу молодёжь. Это «ценности» индивидуального успеха, наживы любым путём и, соответственно, отсутствия обязанностей перед кем бы то ни было. Начиная от родителей, которым ты якобы ничего не должен, и заканчивая Родиной.
Эти установки навязываются сегодня с детства. Они в смартфоне. Мол, тебя никто не должен воспитывать и учить
Ну, хорошо, ты сегодня заработал денежку — отдай большую часть её на добрые дела. Если ты ещё не заработал ничего — отдай хотя бы часть своего времени на помощь конкретным людям, укрепление государства. И тогда ты будешь «богатеть в Бога». Сила такого государства, как Империя, в том, что векторы всех его подданных сфокусированы в одном направлении. Вы представляете себе эту силу и энергию?! А теперь сравните её с нынешним атомизированным обществом потребления, где каждый уклоняется на свою сторону. В нём нет никакой силы, оно рассыплется от первого серьёзного толчка.
— Где или в ком Вы видите «Ханаан» сегодня в России? И как с ним бороться?
— Ханаан — это нынешняя финансовая система, любые банки и банкиры. Их надо запретить. Просто как класс. Подробнее я об этом пишу в
Как побороть Ханаан?
— Сейчас в мире господствуют транснациональные корпорации, разделив его на сферы влияния. И им принадлежат все основные природные и финансовые ресурсы планеты. Как можно эту систему изменить?
— Никак. Это суть существования Ханаана. Его господин — всегда частный капитал. А тот создаёт для себя идеальную форму управления государствами.
В «Ханаане» всё устроено для того, чтобы олигархам было комфортно управлять этим миром. Поэтому переименование «Фейсбука» в «Мету» весьма красноречиво: транснациональная корпорация заявляет о себе как о новой «вселенной». Им даже в голову не приходит, что прерогатива «собирания» людей — у государств, религий. Им это не интересно. Государство, Церковь для них архаизмы. И они, безусловно, хотят привести к полному исчезновению и государств, и религий.
Как нам с этим бороться? Я вижу только один путь: выстроить самое могучее государство в мире — Империю, которой мы исторически являемся. И тогда станет понятно, кого поддерживать в других странах. А поддерживать надо тех, у кого в голове имперская идея. Не обязательно, чтобы они к нам присоединялись, нам это не надо. Нужно, чтобы у них на первом месте стояли честь, мораль, нравственность, благородство. Сейчас никакого значения в западном мире нет у этих слов, там воспитывают людей без всех этих понятий. В общем, если мы станем, наконец, настоящей Империей — то и мир вокруг нас изменится.
Миссионерство или автаркия
— Значит ли это, что нам надо территориально «замкнуться» и строить Святую Русь, почти закрытую от другого мира? Или всё же нести, как глобальный миссионер, Православие в мир?
— Это ключевой вопрос для России сегодня. И ответ на него предопределит нашу судьбу. Я долго на этот счёт думал. Когда был моложе, то склонялся к такому миссионерству — мол, мы должны перестроить весь мир. Но с опытом, с ростом объёма переработанной информации стал сторонником автаркии.
Все предыдущие разы, когда мы пытались облагодетельствовать мир, заканчивались для нас плачевно. При царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне мы собрались было стать центром мирового Православия. И надорвались — получили церковный Раскол. Я уж не говорю про Советский Союз, который поддерживал
* * *
От редакции «Первого русского»: приобрести первый том новой книги Константина Малофеева «Империя» можно в книжном