Всемирный Русский Народный Собор

Заместитель Главы ВРНС, Протоиерей Всеволод Чаплин: «Квазилиберальная интеллигенция путает Христа и антихриста»

Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин разъяснил в интервью телеканалу «Russia.ru», почему в Церкви не работают законы материальной логики.

Протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что Церковь не лезет в жизнь общества, а просто пытается занять свое естественное место, такое же, как во всем христианском мире. «Для любой религиозной общины, в том числе исламской или иудейской, естественно высказываться по существенным аспектам жизни общества: в том числе по вопросам нравственности, экономики, культуры. Мы еще к этому состоянию не пришли. Место Церкви в жизни общества еще до конца не определено, не занято в полной мере. Мы только движемся к норме, — констатировал священник. — А советская практика и практика 90-х годов были отклонением. Норма — это активное высказывание позиции христиан о любых процессах. А попы, которые машут кадилом в стенах храмов и никуда не высовываются (положение, о котором сегодня многие мечтают), — это отклонение», — заявил заместитель Главы ВРНС.

В свою очередь он отметил, что общество также может критически высказываться о жизни Церкви, в том числе и его светские представители. Единственная граница для подобных высказываний — лишь отказ от оскорблений и кощунства. Обостренное внимание к роли христианских ценностей, свидетелями которого мы стали, по мнению священника, идет народу на пользу. «В толпе стали спорить о Евангелии и местах из Евангелия. Так было и во времена Вселенских соборов, когда на рынках спорили о богословии».

Отвечая на провокационный вопрос о роскоши священноначалия, протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в европейской христианской традиции испокон веков принято красивое облачение, украшение храма и украшение резиденции епископа. Резиденции епископов украшались по ревности паствы богато, менее ярко, чем резиденции князей и царей. А храмам полагалось выглядеть даже более роскошно, чем царским дворцам. «Пусть это не всегда делалось со вкусом, иногда аляповато, но этическая установка человека принести во внешнее убранство Церкви самое дорогое — вполне обоснована и исторически оправдана», — заявил представитель Церкви.

«Задача для епископа или для священника ко всему этому не прикипать, не привыкать, оставаться равнодушным, — сказал отец Всеволод. — Он должны быть в любой момент быть готов уйти в монастырь простым монахом, оставить это богатство. Это имущество Церкви — оно переходит преемникам. Такова наша традиция. Епископ в Церкви — это образ царствующего Христа. Почитайте Апокалипсис, где Христос описан как Царь в драгоценных одеждах».

Комментарий замглавы ВРНС об отсутствии плюрализма истин за гробом прозвучал весьма остроумно и своевременно. Высказывание особенно актуально, учитывая, что ведущим трендом современных социологических и политических стратегий является понятие «коммуникативный разум», родившееся в недрах Франкфуртской школы. (Новый тренд помогает политтехнологам нейтрализовать принципиальные мнения в обществе, а также достигать общественного согласия на основе разумной выгоды).

«Храм — это образ Царствия небесного, — сказал протоиерей Всеволод Чаплин, — иного общества, которое будет после конца света. В этом обществе, кстати, нет плюрализма (там одна Истина), там есть иерархия (один центр власти — Бог). Это образ общества, в которое вовсе не каждый может войти. Кто-то останется за его пределами (об этом предельно ясно говорит Христос в Евангелии). Поэтому все эти идеи апокатастасиса (всеобщего спасения) и безразличия Бога к совершаемому греху — это не христианские идеи», — заявил священник.

«Наша либеральная, квазиобразованная, квазиинтеллигенция почему-то ставит знак равенства между христианством и идеей безразличия Бога к тому, что совершает человек. «Безразличие» Создателя только и может быть основанием для всепрощения. То есть — для того, чтобы Бог не наказывал грех, не пытался побудить человека исправить грех, побудить мир измениться. Все «примиренчество» Бога с грехом, которого на самом деле не существует — это христоборчество. Часть нашей квазилиберальной тусовки попросту путает Христа и антихриста» — констатировал председатель Синодального отдела.

«Прочитайте Евангелие, и увидите, что вы веруете в несуществующего Бога, которого вы сами себе выдумали. Или до вас не доходит, что Господь не примиряется с грехом, что он стремится очистить человека и общество от греха? Им это слышать неприятно, они начинают кричать: как же буду жить со своими грехами? Проще простого: Ты не будешь жить вечно, если не откажешься от них» заключил замглавы ВРНС.

По сообщению «Русской линии»